Курсовая работа|Педагогика

Методические основы организации и руководства детским фольклорным коллективом

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 73

Введение

Глава 1. Создание и организация детского фольклорного коллектива

1.1 Основные этапы создания коллектива

1.2 Комплектование коллектива

1.3 Проверка музыкальных данных и певческих способностей

Глава 2. Организация фольклорно художественной работы в детском фольклорном коллективе

2.1. Выбор фольклорно – творческого направления и определения задач работы фольклорного детского коллектива

2.2. Организация занятий в детском фольклорном коллективе

2.3. Создания условий для фольклорной работы

2.4. Организация учебно-воспитательной работы

Глава 3. Методика фольклорного обучения участников детского фольклорного коллектива

3.1. Особенности фольклорной работы

3.2. Народно – фольклорное певческое воспитания

Глава 4. Методы работы в фольклорном детском коллективе

Глава 5. Работа над элементами фольклорной звучности

Глава 6. Звучание детских голосов в детском фольклорном коллективе

Глава 7. Распевания и вокально-фольклорные упражнения

Глава 8. Методы работы над песней

Заключения

Список литературы

 

Актуальность и социальная значимость курсовой работы

Ни для кого не секрет, что наше общество переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Духовный кризис выражается в нарушении воспитания, в разрыве связей, традиций между старшими и младшими поколениями. Поэтому, для сохранения национального самосознания значимо возрождать преемственность поколений, передавать подрастающему поколению нравственные устои, патриотическое настроение. Безжалостное забывание своих корней, отказ от национальных, народных традиций в воспитательном процессе ведёт к бездуховности.

Преодоление духовного кризиса содействует привлечению детей к художественно – эстетическому творчеству, приобщению к ценностям музыкальной культуры, в том числе народной культуры, фольклора, начиная с раннего возраста, когда идёт активное развитие личности.

Фольклор всегда был эффективным средством воспитания национального самосознания и патриотизма. О его высокой социально – художественной важности в духовном развитии общества свидетельствует растущий интерес к богатейшему культурному наследию со стороны всех социальных слоёв населения. Надобность и желание многих людей постигнуть произведения фольклора, который по разным причинам очутился сегодня на периферии внимания общества или вовсе вне его поля зрения.

Фольклор как художественная форма отображения нравственно – эстетических идеалов народа инициативно применялся в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы, поговорки - весь богатейший запас художественного национального творчества составлял питательную почву для нравственно – эстетического развития детей.

Фольклор является необыкновенно бесценным материалом в эстетическом воспитании. Живописные образы добра и зла в песнях, сказках, припевках

доступны и понятны детям. Ребёнок живёт больше чувствами, чем разумом. Он всё воспринимает эмоционально. Этот факт является сильным стимулом для развития эстетического чувства детей.

Для руководителей фольклорно – певческие традиции являются фундаментом, на котором строиться духовная жизнь каждого человека и усваиваются общечеловеческие ценности.

Актуальность исследования в настоящее время обусловлена ростом количества детских фольклорных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности. Надобность возвращения к истокам народного искусства не случайна, т.к. мы переживаем кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, оборвались нити, которые сплачивали поколения с поколениями, поэтому важно возродить преемственность поколений.

На данном периоде открываются обширные возможности педагогическому творчеству, смелому поиску новых методов обучения подрастающего поколения. В настоящее время главная задача художественно – эстетического воспитания подрастающего поколения – повернуться лицом к народной музыке, начиная с раннего возраста, когда ещё только закладываются важнейшие взгляды у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются умения, навыки, способности. Фольклорную песню нельзя ничем заменить, особенно на раннем этапе воспитания детей.

Обучение фольклорному пению, да и пению вообще - это не только приобретение установленных навыков. В процессе обучения развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребёнка.

На данный момент фольклорное воспитание детей, происходит главным образом через фольклорное пение в общеобразовательных школах, в фольклорных студиях, ансамблях, в фольклорных классах ДМШ, центрах эстетического воспитания и прочее. Родная речь и фольклорная песня

обязаны присутствовать в воспитании детей вплоть до их подросткового возраста. Только в этом случае ребёнок вырастит нравственно духовным и здоровым.

Тема, исследования данной работы наиболее злободневна в наше время. Так как прививания детям народных традиций и культуры минувшего времени является одним из основных аспектов современной педагогики. Сохранение и изучение народной культуры формирует и воспитывает в детях нравственность и гуманное восприятие мира. Художественное обучение и воспитание – это основа возвышения человека как гармонически развитой творческой личности.

Комплексный, системный подход к проблеме всестороннего развития всех способностей каждого индивида требует инициативного поиска качественно новейших методов и средств обучения, разрешающих раскрыть социально – психологические механизмы формирования личности.

В этом аспекте важный смысл заслуживает музыкальное развитие, в частности, певческое, которое является одним из самых эффективных средств, позволяющих ребёнку раскрыть качества творческой способной к культурному развитию личности. Проблема улучшения теории и методов обучения всегда актуальна. Она непрерывно находиться в центре внимания педагогов – практиков и исследователей.

К этому вопросу относятся и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщение их к музыкальному искусству через пения, которое является самым доступным активным видом музыкальной деятельности. Эта доступность определена тем, что независимо от того, имеет ребёнок задатками или нет, развиты у него музыкальные способности или нет, его певческий инструмент всегда «при себе». Но для того чтобы стать активным слушателем и исполнителем, правильно пользоваться своим природным инструментом – голосом, ребёнку необходимо овладеть определённой системой музыкальных знаний и навыков, овладение которых

может случиться лишь при условии планомерного, систематического фольклорного обучения в процессе работы. Познакомившись с фольклором, приобретя определённые навыки, умения и знания ребёнок не утратит с ними связь.

Названные обстоятельства определили выбор курсовой работы – «Методические основы организации и руководства детским фольклорным коллективом»

Степень разработанности исследования в теории и практике

Детское пение является предметом исследования не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, акустики, физиологии, искусствознания, медицины и др. Каждая из этих наук анализирует лишь один из аспектов певческой деятельности. Большинство учёных уже давно приходят к выводу, что основанные теории и системы вокального воспитания детей невозможно без творческого содружества различных наук. В противном случае оно сведёт лишь к бессистемным знаниям.

Психологию детского творчества рассматривали в своих работах такие учёные как - Л.Ф.Обухов, Л.С.Выгодский, Л.Л.Куприянова, П.С.Сорокин, Н.Н.Гилярова, Е.А.Краснопевцева, Е.И. Мельник и др. Методика вокально-хоровой фольклорной работы с детскими коллективами: Л.В.Шамина, Г.М. Науменко, Н.К.Мешко, И.П.Богачева, В. Морозов, Н.Орлова, Н.В.Калугина, В.С.Попов, Ф.А.Рубцов, Н.И. Жуланова и др.

Объект курсового исследования - организация и руководство детским фольклорным коллективом.

Предмет исследования – педагогическое руководство детским фольклорным коллективом (народное пение), приёмы и аспекты вокально-хоровой работы в детском фольклорном коллективе.

Цель исследования

Вывести наиболее результативные педагогические методы в организации и в

работе с детским фольклорным коллективом. Дать образное представление о процессе управления детским фольклорным коллективом. Изучить приёмы и принципы фольклорной работы с детьми.

Задачи

проанализировать психофизическую характеристику детей

выделить критерии развития детского голоса

рассмотреть совокупность фольклорных упражнений для постановки народного голоса, его развития и тренировки у детей.

Сформулированный объект, предмет, задачи и цели, разрешили выдвинуть следующую гипотезу исследования, что для удачной организации детского фольклорного коллектива и исполнения музыкально – певческого развития детей в процессе вокального обучения необходимо решить следующие проблемы:

определить общественную существенность процесса организации детского фольклорного коллектива

обеспечить педагогические условия, содействующие музыкально – певческому развитию детей

учесть возрастные, физиологические и психологические особенности детей

разработать методику вокального обучения, направленную на музыкально – певческое развитие детей.

Методы исследования – в ходе изучения для решения поставленных задач применялся теоретический комплекс (анализирование литературы) и эмпирический (педагогические наблюдения, изучение педагогической, этнографической, методической литературы по проблеме исследования, сбор информации, анализ программ и планов) методов.

 

1.1.Основные этапы создания фольклорного коллектива

Подготовительный период.

Прежде чем организовывать любой детский и не детский  коллектив, нужно стараться создать благожелательную для этого атмосферу. Для этого можно использовать некоторый арсенал средств агитации за фольклорное искусство: местная и стенная печать, объявления, листовки, трансляция по ТВ. Очень эффективными могут быть личные беседы с потенциальными участниками, можно посещать школы и даже целые классы. В итоге сложится группа энтузиастов – ядро будущего коллектива.  Первоначальной задачей, как правило, сводиться к тому, чтобы привлечь в самодеятельность как можно больше заинтересованных участников.  В этой связи, можно договориться с администрацией школы и организовать конкретное мероприятие, которое поможет вызвать интерес к фольклорному пению. В зале школы собрать ребят интересующего руководителя возраста и рассказать о том, что планируется, создастся  детский фольклорный коллектив.  Можно продемонстрировать школьникам видеозаписи с выступлениями разных фольклорных детских коллективов. От руководителя потребуется большая  фантазия и инициатива в деле организации детского коллектива. Процесс создания может длиться около 2 месяцев. От руководителя требуется не затягивать этот период, привлекать к созданию коллектива общественность и мобилизировать её влияние. Необходимо психолого-педагогическое исследование каждой личности в отдельности и в плане общения в коллективе, бережного отношения к каждому ребёнку.

1.2.Комплектование детского фольклорного коллектива

Состав коллектива не нужно ограничивать какими – либо рамками и требованиями к участникам.  В него должны входить все желающие дети. Задачей руководителя, заинтересовать занятиями всех. Дело это не из лёгких; его успех зависит от умения увлечь детей, которые чаще всего не представляют, насколько увлекательно и интересно петь фольклорные  песни. Мотивы участия, могут так же носить и нехудожественный характер, многие дети могут приходить из – за любопытства, просто интересно провести время. Не нужно завлекать детей в коллектив обещанием успешной концертной деятельности, гастрольными поездками. Во – первых, у руководителя,  нет гарантий, что коллектив  сможет вырасти до высоких творческих вершин и заслужить право на широкую концертную деятельность. Во  - вторых, нужно учитывать местные условия и возможности работы коллектива. Единственно правильным методом является метод убеждения детей принять участие в работе коллектива. И не маловажную роль требуется разъяснить руководству, на базе которого организовывается коллектив, что участие детей занимает много у них времени (репетиции, концерты) и по социальной значимости участие в самодеятельности следует рассматривать как важную общественную работу, которая заслуживает коллективного поощрения и всяческой поддержки.

Если задача фольклорного коллектива первоначально  ограничивается задачами массового пения, то и деятельность его будет носить надлежащий характер: в этом случае коллектив образуется без учёта музыкальных и вокальных способностей  желающих петь в нём. Тогда и разделение  голосов, если такое будет сделано руководителем, достаточно только на высокие и низкие голоса, либо все будут петь одноголосно, в унисон, с возможными простейшими подголосками.  Но если, же имеются, хоть небольшие предпосылки для создания более или менее постоянного, стабильного коллектива (например, хорошие музыкальные данные участников, поддержка и заинтересованность местного руководства, наличие помещения для занятия, музыкальный инструмент и т.д.), руководителю необходимо их использовать, привлекая к фольклорной работе всех имеющих музыкальный слух и голос. Из массы участников, которых поначалу принимаются все, руководителю нужно выделить наиболее певчески-одаренное ядро. Оно в дальнейшем и определит лицо начинающего коллектива.

Известны случаи, когда составы самодеятельных фольклорных детских коллективов комплектуются по конкурсной системе. В них зачисляют детей с хорошими певческими и музыкальными данными, зачастую имеющие музыкальное  образования. Деятельность таких  коллективов приближается к профессиональному уровню. 

1. Алексеев Э. «Фольклор в контексте современной культуры». М.: Советский композитор 1988 г.

2. Антипова Л.А. «концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора». Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Российский дом Народного Творчества. Москва, 1993 г.

3. Белозерцев Е.Г., Ганичев В.Н. Русская школа (сборник статей) 1993 г.

4. Давклетов К.С. «Фольклор как вид искусства» М.: Наука, 1966 г.

5. Жиров В.Л. «Хоровое исполнительство». Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для Вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» - 2003 г.

6. Жуланова Н.И. Молодежное фольклорное движение // Фольклор и молодежь. От истоков современности. М., 2000

7. Зайцева Н.З. «Основы народного творчества» У-У, 1997 г.

8. Земцовский И.И. От народной песни к народному хору: игра слов или проблема? // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. Сб. науч. тр. Л., 1989.

9. Кабанов А.С. Фольклорные коллективы досуговой ориентации в городе // Народное музыкальное искусство Чувашии. – Чебоксары, 1991.

10. Кабанов А.С. Музыкальное фольклорное направление в современном народном творчестве // Художественная самодеятельность. Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. В 2-х частях. – М., 1988.

11. Кабанов А.С. Воспитательное воздействие музыкального фольклора на участников художественной самодеятельности // Художественная самодеятельность. Традиции, мастерство, воспитание. - М., 1985. - (Сб. науч. тр. / НИИ культуры; №144).

12. Кабанов А.С. К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях // Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства. Тр. 88. М.: НИИК, 1980.

13. Калугина Н. «Методика работы с русским народным хором» издание второе. Государственный Музыкальный Педагогический институт имени Гнесиных. Кафедра хорового дирижирования. Издательство «Музыка», Москва 1977 г.

14. Князева О.Л. «Приобщение детей к русской народной культуре» С-П, Акцидент 1996 г.

15. Мельников М.Н. «Русский детский фольклор» М.: Просвещение 1987 г.

16. Попов В. «Русская народная песня в детском фольклоре», Москва «Музыка», 1985.

17. Рубцов Ф.Л. Основы ладового строения русских народных песен // Рубцов Ф. Статьи по музыкальному фольклору. Л.-М.: Советский композитор, 1973.

18. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей». М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» - 2001 г.

19. Соколов В.Г. «Хороведение». Пособие для самостоятельного и заочного обучения руководителей хоров художественной самодеятельности. Издательство «Советская Россия», Москва, 1971 г.

20. Солодухина Т.К. «Приобщение младших школьников к народному музыкальному творчеству» БГУ 1995 г.

21. Солодухина Т.К. «Фольклор в общеобразовательной школе», Министерство культуры российской федерации. Восточно-Сибирская государственная Академия культуры и искусств. Выпуск 1. Улан-Удэ. Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1997.

22. Струве Г.А. «Школьный хор». Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981г.

23. Шамина Л.В. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом», Москва «Музыка», 1981.

24. Шамина Л. В, «Школа русского народного пения», ГФЦ «Русская песня» ВНО. М., 1997 г.

25. Элиасов Л.Е. «Эстетические особенности фольклора», У-У, 1969 г.

26. «Музыкальный фольклор», экспериментальная программа для углубленного изучения предмета «Музыка» в 1-3 классах общеобразовательной школы. Кемеровское областное управление по народному образованию. Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Кемеровский государственный институт культуры. Редакционно-издательский отдел Кемерово, 1989.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское