Введение
Глава I Теоретические основы организации и проведения отрядных огоньков в детском оздоровительном лагере
1.1 Отрядный «огонек» как коммуникативная модель организации деятельности в оздоровительном лагере
1.2 Виды и особенности организации отрядных огоньков
Глава II Методологические особенности организации и проведения отрядных огоньков в детском оздоровительном лагере
2.1 Методика организации и проведения вечернего (отрядного) огонька
2.2. Методика подготовки отрядного «огонька»
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Летний отдых - это возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Организация летнего отдыха имеет огромную значимость для детей.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Каждый взрослый понимает, что холодное время года, постоянные умственные нагрузки и жизнь ребенка в стенах дома и школы на протяжении 9 месяцев сильно истощают психологические, физические и эмоциональные силы детей младших классов. Поэтому летние каникулы – это в первую очередь, время для отдыха. Однако летом должна реализовываться и иная, дополнительная образовательная программа, которая, помимо умственного отдыха и оздоровления детей, обеспечивала бы развитие их самоопределения, способствовала бы их творческой самореализации, а также предоставляла бы им социальную адаптацию. Именно поэтому, к подобным оздоровительно – образовательным детским учреждениям летнего типа предъявляются самые серьезные требования. Детские летние лагеря должны решать ряд важных и значимых задач. Их деятельность направлена, в первую очередь на выполнение позитивной социализации детей, а также на их физическое, интеллектуальное, эмоциональное, духовное и нравственное развитие.
Итак, особой формой существования всех этих сторон жизнедеятельности человека является организация и проведение отрядных огоньков в детском оздоровительном лагере.
Объект исследования: воспитательная работа с детьми в летний период.
Предмет исследования: методы организации и проведения отрядных огоньков в детском оздоровительном лагере.
Цель работы: изучить методику организации и проведения отрядных огоньков в детском оздоровительном лагере.
Задачи:
1.Показать отрядный «огонек» как коммуникативная модель организации деятельности в оздоровительном лагере ;
2.Изучить виды и особенности организации отрядных огоньков;
3.Изучить методику организации и проведения вечернего (отрядного) огонька;
4.Проанализировать особенности подготовки отрядного «огонька».
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по проблеме исследования: анализ, синтез.
Новизна и теоретическая значимость работы заключается: в систематизации имеющихся теоретических материалов по проблеме исследования; а также в изучении содержания воспитания и организации воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере;
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы по теме исследования могут быть использованы при более углубленном изучении воспитательной работы в ДОЛ.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I Теоретические основы организации и проведения отрядных огоньков в детском оздоровительном лагере
1.1 Отрядный «огонек» как коммуникативная модель организации деятельности в оздоровительном лагере
Отряд организации деятельности в оздоровительном лагере - временное объединение детей и подростков под руководством двух воспитателей. Это слово сохранилось со времен пионерии и действенно до сих пор. Отряды могут быть разновозрастными, одновозрастными, разнополыми, одно-полыми (взвод кадетов), профильными (например, отряд барабанщиков), по интересу (например, музыкально-танцевальный).
Культура временного детского коллектива (отряда) - это совокупность внешних отличительных признаков коллектива, а также внутренней системы ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приёмов деятельности, отражающая определённый уровень развития конкретного коллектива (объединения), воплощённая в наглядных проявлениях и устных носителях, передаваемая от смены к смене (или изо дня в день).
Огонек – это:
- коллективное обсуждение вожатыми и отрядом прожитого дня, проведенного в делах;
- анализ проведенных дел;
- анализ проведенных дел;
- разбор складывающихся отношений;
- осмысление окружающей действительности;
- конкретное воплощение в жизнь принципа самоуправления.
Педагогические задачи и проведения отрядных огоньков в детском оздоровительном лагере:
- учить ребят осмысленно относиться к жизни;
- прививать навыки коллективной работы;
- воспитывать в детях культуру общения;
- учить искусству разговора, публичного выступления.
Цель коммуникативных моделей организации деятельности - развить коммуникативные способности у детей и подростков, использовать общение в качестве фактора воспитания. Коммуникативная модель означает, прежде всего, то, что в любом акте деятельности педагоги сосредоточивают внимание на партнерстве, на умении взаимодействовать, на межличностных отношениях, будь то трудовой десант, коллективное творческое дело, дежурство по столовой и т.п.
Педагоги в коммуникативных моделях широко используют открытое обсуждение жизни коллектива, общие рефлексии (коллективный анализ деятельности), методики развития коммуникативных качеств в играх, тренингах. Один из вариантов коммуникативных моделей - вечерний огонек.
Здесь очень важно, чтобы с первых дней пребывания в лагере огонек стал для детей мероприятием, на котором каждый из них может высказать свое мнение, поделиться с другими участниками коллектива своими чувствами.
Педагогическая технология проведения вечерних отрядных огоньков заключается в следующем.
Ежедневно на вечерних отрядных огоньках проводится анализ прожитого дня. Огонек воспитывает потребность в общении друг с другом, заинтересованность общими делами группы. В теплой, дружественной обстановке учит анализировать прожитый день, оценивать свое поведение и эмоциональное состояние. Огонек является средством формирования у подростков самооценки, его отношения к сверстникам и старшим.
Основные правила проведения вечернего огонька (их можно изменить, но они должны быть приняты всеми):