Введение
1. Теоретические аспекты анализа маркетинговой среды предприятия
1.1. Внутренняя среда предприятия
1.2. Внешняя среда предприятия
2. Методы изучения среды предприятия
2.1. Значение диагностики внутренней среды предприятия
2.2. Необходимость анализа внешней среды
2.3. Методы анализа внешней и внутренней среды
Заключение
Библиографический список
Любое предприятие функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внутренняя среда предприятия является источником его жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, дающий возможность предприятию эффективно работать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Однако, ресурсы внешней среды небезграничны. И на эти ресурсы претендуют многие другие предприятия, которые работают в этой же среде.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Следовательно, тема данной работы является актуальной.
Основная цель работы – изучить аспекты анализа факторов маркетинговой среды предприятия.
Задачи работы следующие:
изучить структуру маркетинговой среды предприятия;
выявить значение диагностики внутренней среды;
проанализировать важность анализа внешней среды;
рассмотреть методы изучения внешней и внутренней среды предприятия.
Объект исследования – маркетинговая среда предприятия.
Предмет исследования в работе – методы анализа маркетинговой среды.
Анализу маркетинговой среды организации посвящены работы Катлипа С., Алешиной Н.А., Карповой Г.Л., Моисеевой Н.К., Пузаковой Е.П., К. Каспара, Ф. Котлера, В. Фрейера и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
При написании работы использованы материалы из учебников и учебных пособий по маркетингу.
1. Теоретические аспекты анализа маркетинговой среды предприятия
1.1. Внутренняя среда предприятия
Вся среда организации (предприятия) состоит из двух взаимосвязанных совокупностей:
- внутренняя среда;
- внешняя среда.
Внутренняя среда организации – совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары, предлагаемые рынку. В составе внутренней среды можно выделить две части: ресурсную часть, операционную часть. Ресурсная часть организации – совокупность ресурсов, которыми организация располагает для осуществления своей деятельности.
В состав ресурсной части входят менеджмент как ресурс, определяющий организацию процессов управления (менеджеры и их квалификация, методы и технология управления, информация, необходимая для принятия управленческих решений и т. п.), финансы как ресурс, определяющий возможности в приобретении необходимых ресурсов для своего развития, персонал как трудовой ресурс.
Операционная часть организации – совокупность процессов, связанных с преобразованием исходных ресурсов в готовый товар. В состав операционной части включаются процессы, связанные с анализом состояния целевых рынков, процессы проведения научных исследований и разработки новых товаров (работ, услуг), процессы поставки производственных ресурсов, производства и сбыта продукции.
Подобная структура внутренней среды позволяет выделить состав объектов управления, но не дает ответа на вопрос о технологии управления. Для этого может быть использовано иное определение внутренней среды. Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения.
Основными факторами внутренней среды являются:
- организация и технология производства;
- организационная структура;
- структура управления;
- финансы организации;
- маркетинговая деятельность;
- организационная культура организации;
- персонал.
Рассмотрим более подробно составляющие факторов внутренней среды предприятия.
Организация и технология производства включает в себя следующее: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество териологии; патенты, торговые марки и т. п.
Персонал: структура, потенциал, квалификация; количественный состав работников; производительность труда; текучесть кадров; стоимость рабочей силы; интересы и потребности работников.
Организация управления: организационная структура; система управления; уровень менеджмента; квалификация; способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.
Маркетинг: товары, произведенные фирмой; доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.
Финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.
Итак, рассмотрены основные факторы внутренней среды предприятия. Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения.