Курсовая работа|Педагогика

Методы формирования познавательного интереса учеников на уроках химии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 27

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретический подход к проблеме формирования познавательного интереса на уроках химии

1.1.         Понятие познавательного интереса, активность ребенка и ее развитие

1.2.         Познавательный интерес как способ формирования любви к предмету

1.3.         Приемы формирования познавательного интереса на разных этапах урока

Глава 2. Современные технологии формирования познавательного интереса школьников на уроках химии

2.1.    Методика разработки презентации MicrosoftPowerPoint химического содержания в целях развития познавательного интереса

2.2.     Разработка урока по химии с использованием презентации MicrosoftPowerPoint (по ФГОС)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. Образование, как культурное явление, в нашей стране, да и во всем мире, хотя и медленно, но меняется. Школа, основной элемент системы образования, изначально консервативна. И это правильно. Она обеспечивает преемственность поколений, сохраняя и аккумулируя в виде совокупности знаний весь накопленный предшествующими поколениями опыт, подготавливая новое поколение к жизни в определенном обществе и жизни вообще. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и новые общественные реалии требуют новых подходов в системе образования в целом и школе в частности. Новых подходов ко всему: к целям и задачам образования, методам и средствам обучения и воспитания. Традиционные механизмы функционирования школьной системы уже не удовлетворяют основных участников образовательного процесса – детей. Неслучайно значительная их часть посещает школу по внешней необходимости, а не внутренней потребности. Естественная же тяга к познанию, присущая людям вообще, а детям в особенности, в современном обществе легко удовлетворяется обилием литературы и средствами Internet. Неслучайно подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Если говорить языком психологии, то можно сказать о том, что у учащихся отсутствует мотивация к учению. Следовательно, в этом школа не реализует главное свое предназначение – социализацию учащихся, их приобщение к положительным образам, выработанным в обществе, а через давление и навязывание понимание ценностей не происходит – это значит, что выросший ученик и не следует им.

Цель данного исследования – изучить методы формирования познавательного интереса учеников на уроках химии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить понятие познавательного интереса;
  2. Рассмотреть способы формирования любви к предмету химия;
  3. Изучить пути развития познавательного интереса ребенка на разных этапах урока;
  4. Исследовать методологические основы принципа наглядности и его роли в формировании познавательного интереса;
  5. Проанализировать современные технологии формирования познавательного интереса школьников на уроках химии, такие как исследовательская деятельность учащихся, методика разработки презентации MicrosoftPowerPoint, а так же игровая деятельность
  6. Провести диагностическое исследование уровня сформированности познавательного интереса.

Объект исследования – познавательный интерес учащихся на уроках химии.

Предмет исследования – формы и методы формирования познавательного интереса учащихся.

Гипотеза исследования – если учебную деятельность школьников на уроках химии построить в соответствии с этапами развития познавательного интереса, его компонентным составом и характерными для каждого этапа способами работы педагога и ученика, то будет происходить развитие познавательного интереса.

Эмпирическое исследование уровня сформированности познавательного интереса к урокам биологии было проведено среди учеников профильного 9-х классов СОШ №5 г. Саратова.

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных педагогов и психологов, которые исследовали теоретические аспекты развития познавательного интереса (Л.И.Божович, А. Н.Леонтьев и др.), разрабатывали вопросы фиксации, классификации и диагностики познавательного интереса (Н.Г.Морозова, Л.С.Славина, Г.И.Щукина), указывали факторы, влияющие на развитие познавательного интереса (А.К.Дусавицкий, В.С.Юркевич и др.),  выделяли этапы развития познавательного интереса (Н.Г.Морозова), выявляли этапы работы с познавательным интересом (Г.И.Щукина); 6) представляли отдельные способы, обеспечивающие развитие познавательного интереса (Т.Е.Демидова и др.).

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку научных основ развития познавательного интереса на уроках химиии с позиций деятельностного подхода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и научно-методические рекомендации могут быть использованы для построения процесса развития познавательного интереса школьников на уроках химии. Учет полученных результатов позволяет повысить качество обучения школьников химии на основе знаний учителя о целенаправленном процессе развития познавательного интерес.

В структуру работы входят введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы и заключение.

 

Глава 1. Теоретический подход к проблеме формирования познавательного интереса на уроках химии

1.1.         Понятие познавательного интереса, активность ребенка и ее развитие

Активность ребенка - это проявление потребности его жизненных сил, поэтому можно считать и предпосылкой и результатом его развития. Любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К последним можно отнести игровые технологии, использование которых на уроках биологии позволяет удовлетворить требования к современному уроку:

  • сотрудничество между учителем и учащимися;
  • формирование социальных компетенций;
  • изменение роли учителя на уроке, учитель, прежде всего, - организатор познавательной деятельности учащихся. [2]

Деятельность - это активное состояние человека. Поэтому и активность школьника может быть выражена через различные виды деятельности: трудовую, познавательную, общественную и т. д. Проявления активности в определенных видах деятельности соответствуют их характеру и специфики. В одних случаях в большой мере выражена двигательная, физическая активность, в других - интеллектуальная, духовная. Однако оптимальным для развития личности нужно считать проявление всех форм активности в любой деятельности(сенсомоторной активности, например, в учении, интеллектуальной в труде, внесение и в труд, и в учение элементов общественной активности). Комплексное решение этой задачи способствует всестороннему развитию личности.

Активность школьника развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Существенные изменения в активности отражаются и на деятельности, а развитие личности выражается в состояниях ее активности.[14, c. 25]

Традиционно процесс формирования познавательного интереса рассматривался связи с активностью учащихся. В работах некоторых педагогов-исследователей (А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева) была осуществлена попытка теоретического и экспериментального обоснования зависимости познавательной деятельности школьников от такого личностного компонента этой деятельности, каким является самооценка. В то же время ряд исследователей отмечают, что между процессом формирования познавательного интереса учащихся и развитием их самооценки существует диалектическая взаимосвязь: развитие познавательного интереса способствует развитию и совершенствованию самооценки, самоутверждению, повышению социального статуса ученика и в свою очередь объективная динамичная самооценка стимулирует познавательную активность школьника (Г.Ф. Кумарина, З.И. Калмыкова, Л.И. Рувинский, А.О. Дробинская, О.В. Науменко и др.).

Вопросом формирования познавательного интереса учащихся занимались многие известные педагоги и психологи (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.М. Якобсон, Г.И. Щукина, В.С. Ильин, М.В. Матюхина, Ф.К. Савина и др.). В результате теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы пришли к следующему определению сущности познавательного интереса, которое объединяет подходы Ф.К. Савиной и Н.И. Шевандрина: познавательный интерес – это интегративное качество личности, способное к расширению сферы познания, переносу активного познания с одного предмета на другой, проявляющееся в познавательной деятельности, непосредственно мотивируемой самим объектом или процессом [39, c. 45].

  1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. – Улан-Удэ, 2004.
  2. Бессонов Р.В. Интенсификация и оптимизация процесса обучения школьников профильных классов // Педагогика. 2007. №1. – С. 28-33.
  3. Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе // Вестник МГУ. – 2001 - № 2. – с. 61-65
  4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: 1990.
  5. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение. – 2002
  6. Ладкушкина Н. Профильное обучение на старшей ступени школы как условие организации образования // Народное образование.- 2007.- № 5. – С. 110-120.
  7. Левченко И.В., Карташова Л.И.Компьютер как средство формирования познавательного интереса школьника на уроках информатики // МГПУ в московском и российском образовательном пространстве: Материалы международной научной конференции. Вып. I. - М.: МГПУ, 2007. - С. 260-265.
  8. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: метод. рекомендации / Т.М. Лифанова. – М.: Гном и Д, 2001.
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М., Академия, 2001.
  10. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н.Носкова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004.
  11. ПасечникВ.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе.- 2002. - №2. – с. 30-34
  12. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2001
  13. Развитие творческой активности школьника/Под ред. А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика.- 1991.
  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 1998.
  15. Семенова, Н. Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: дис. д-ра пед. наук : 13.00.02/Н. Г. Семенова - Астрахань, 2007.
  16. Синицын Ю.Н., Крохмаль Е.В.,Cуятин Б.Д. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебно-методическое пособие. – Краснодар, 2008.
  17. Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием // Народное образование. – 2006. - № 4. – С. 193-203.
  18. Скрипкин И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса: научно-методическое издание / И.Н. Скрипкин. – Липецк, 2010.
  19. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб, пособие для студентов высш.учеб, заведений / А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2008.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское