ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический подход к проблеме формирования познавательного интереса на уроках химии
1.1. Понятие познавательного интереса, активность ребенка и ее развитие
1.2. Познавательный интерес как способ формирования любви к предмету
1.3. Приемы формирования познавательного интереса на разных этапах урока
Глава 2. Современные технологии формирования познавательного интереса школьников на уроках химии
2.1. Методика разработки презентации MicrosoftPowerPoint химического содержания в целях развития познавательного интереса
2.2. Разработка урока по химии с использованием презентации MicrosoftPowerPoint (по ФГОС)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Образование, как культурное явление, в нашей стране, да и во всем мире, хотя и медленно, но меняется. Школа, основной элемент системы образования, изначально консервативна. И это правильно. Она обеспечивает преемственность поколений, сохраняя и аккумулируя в виде совокупности знаний весь накопленный предшествующими поколениями опыт, подготавливая новое поколение к жизни в определенном обществе и жизни вообще. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и новые общественные реалии требуют новых подходов в системе образования в целом и школе в частности. Новых подходов ко всему: к целям и задачам образования, методам и средствам обучения и воспитания. Традиционные механизмы функционирования школьной системы уже не удовлетворяют основных участников образовательного процесса – детей. Неслучайно значительная их часть посещает школу по внешней необходимости, а не внутренней потребности. Естественная же тяга к познанию, присущая людям вообще, а детям в особенности, в современном обществе легко удовлетворяется обилием литературы и средствами Internet. Неслучайно подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Если говорить языком психологии, то можно сказать о том, что у учащихся отсутствует мотивация к учению. Следовательно, в этом школа не реализует главное свое предназначение – социализацию учащихся, их приобщение к положительным образам, выработанным в обществе, а через давление и навязывание понимание ценностей не происходит – это значит, что выросший ученик и не следует им.
Цель данного исследования – изучить методы формирования познавательного интереса учеников на уроках химии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие познавательного интереса;
- Рассмотреть способы формирования любви к предмету химия;
- Изучить пути развития познавательного интереса ребенка на разных этапах урока;
- Исследовать методологические основы принципа наглядности и его роли в формировании познавательного интереса;
- Проанализировать современные технологии формирования познавательного интереса школьников на уроках химии, такие как исследовательская деятельность учащихся, методика разработки презентации MicrosoftPowerPoint, а так же игровая деятельность
- Провести диагностическое исследование уровня сформированности познавательного интереса.
Объект исследования – познавательный интерес учащихся на уроках химии.
Предмет исследования – формы и методы формирования познавательного интереса учащихся.
Гипотеза исследования – если учебную деятельность школьников на уроках химии построить в соответствии с этапами развития познавательного интереса, его компонентным составом и характерными для каждого этапа способами работы педагога и ученика, то будет происходить развитие познавательного интереса.
Эмпирическое исследование уровня сформированности познавательного интереса к урокам биологии было проведено среди учеников профильного 9-х классов СОШ №5 г. Саратова.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных педагогов и психологов, которые исследовали теоретические аспекты развития познавательного интереса (Л.И.Божович, А. Н.Леонтьев и др.), разрабатывали вопросы фиксации, классификации и диагностики познавательного интереса (Н.Г.Морозова, Л.С.Славина, Г.И.Щукина), указывали факторы, влияющие на развитие познавательного интереса (А.К.Дусавицкий, В.С.Юркевич и др.), выделяли этапы развития познавательного интереса (Н.Г.Морозова), выявляли этапы работы с познавательным интересом (Г.И.Щукина); 6) представляли отдельные способы, обеспечивающие развитие познавательного интереса (Т.Е.Демидова и др.).
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку научных основ развития познавательного интереса на уроках химиии с позиций деятельностного подхода.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и научно-методические рекомендации могут быть использованы для построения процесса развития познавательного интереса школьников на уроках химии. Учет полученных результатов позволяет повысить качество обучения школьников химии на основе знаний учителя о целенаправленном процессе развития познавательного интерес.
В структуру работы входят введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы и заключение.
Глава 1. Теоретический подход к проблеме формирования познавательного интереса на уроках химии
1.1. Понятие познавательного интереса, активность ребенка и ее развитие
Активность ребенка - это проявление потребности его жизненных сил, поэтому можно считать и предпосылкой и результатом его развития. Любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К последним можно отнести игровые технологии, использование которых на уроках биологии позволяет удовлетворить требования к современному уроку:
- сотрудничество между учителем и учащимися;
- формирование социальных компетенций;
- изменение роли учителя на уроке, учитель, прежде всего, - организатор познавательной деятельности учащихся. [2]
Деятельность - это активное состояние человека. Поэтому и активность школьника может быть выражена через различные виды деятельности: трудовую, познавательную, общественную и т. д. Проявления активности в определенных видах деятельности соответствуют их характеру и специфики. В одних случаях в большой мере выражена двигательная, физическая активность, в других - интеллектуальная, духовная. Однако оптимальным для развития личности нужно считать проявление всех форм активности в любой деятельности(сенсомоторной активности, например, в учении, интеллектуальной в труде, внесение и в труд, и в учение элементов общественной активности). Комплексное решение этой задачи способствует всестороннему развитию личности.
Активность школьника развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Существенные изменения в активности отражаются и на деятельности, а развитие личности выражается в состояниях ее активности.[14, c. 25]
Традиционно процесс формирования познавательного интереса рассматривался связи с активностью учащихся. В работах некоторых педагогов-исследователей (А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева) была осуществлена попытка теоретического и экспериментального обоснования зависимости познавательной деятельности школьников от такого личностного компонента этой деятельности, каким является самооценка. В то же время ряд исследователей отмечают, что между процессом формирования познавательного интереса учащихся и развитием их самооценки существует диалектическая взаимосвязь: развитие познавательного интереса способствует развитию и совершенствованию самооценки, самоутверждению, повышению социального статуса ученика и в свою очередь объективная динамичная самооценка стимулирует познавательную активность школьника (Г.Ф. Кумарина, З.И. Калмыкова, Л.И. Рувинский, А.О. Дробинская, О.В. Науменко и др.).
Вопросом формирования познавательного интереса учащихся занимались многие известные педагоги и психологи (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.М. Якобсон, Г.И. Щукина, В.С. Ильин, М.В. Матюхина, Ф.К. Савина и др.). В результате теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы пришли к следующему определению сущности познавательного интереса, которое объединяет подходы Ф.К. Савиной и Н.И. Шевандрина: познавательный интерес – это интегративное качество личности, способное к расширению сферы познания, переносу активного познания с одного предмета на другой, проявляющееся в познавательной деятельности, непосредственно мотивируемой самим объектом или процессом [39, c. 45].