В последнее время отмечается все больший интерес к проблемам математического образования, которое является необходимым условием для развития разных областей знаний. В период бурного развития науки и техники знания математики просто необходимы для людей практически всех специальностей. Люди самых различных профессий должны обладать высокой математической культурой.
Математика как фундаментальная дисциплина играет очень важную роль становления личности, формирования профессиональных качеств специалиста. Математика формирует способность к самообразованию, поиску и усвоению новой информации, умение планировать и адекватно оценивать свои действия, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, работать в коллективе и команде, развивает силу и гибкость ума, способность к аргументации и другие качества, необходимые современному специалисту.
Человек, владеющий математическим языком, способен глубже проникнуть в суть реальных процессов, правильно ориентироваться в окружающей действительности. В настоящее время в связи с возрастающей ролью математики в современной науке и технике, необычайно большое число будущих специалистов особенно технического профиля нуждаются в серьезной математической подготовке, которая давала бы возможность математическими методами исследовать широкий круг проблем, применять современную информационную технологию. Неотъемлемым элементом системы образования всех стран мира является математика. Это определяется уникальностью роли этого предмета в формировании личности. Потенциал математики огромен. Благодаря изучению математики, человек осваивает умение отличать известное от неизвестного, доказанное от недоказанного, учится анализировать, классифицировать, выдвигать гипотезы. Математика является одним из самых важных предметов в школе, это обязывает учителя всемерно развивать способности учащихся, развивать умения мыслить и анализировать, находить нужный и верный подход при решении поставленной задачи. Задачи показывают значение математики в повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической деятельности.
Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Программа обучения в начальной школе «Перспектива» отражает современные достижения психологии и педагогики, но сохраняет лучшие традиции классического школьного образования. Знания отражены доступно, и это способствует качественному усвоению материала учащимися младшей школы. Каждый предмет из этой программы направлен не только на обучение, но и развитие в детях коммуникабельности, умения ориентироваться в ситуации общения, строить речевое высказывание, а также адекватно воспринимать речь собеседника, развивать логическое мышление и т.д.
Комплект учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение». В 2011/2012 годы вводится учебник из УМК «Математика» автора Л.Г. Петерсон (вместо УМК «Математика» авторов Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мираковой). Это изменение связано с тем, что системно - деятельностный подход (который заложен в УМК «Перспектива») нового Федерального стандарта наилучшим образом предлагается в дидактической системе деятельностного подхода в обучении, которым руководствуется Л.Г. Петерсон. Этот учебник по математике значительно дополняет комплект «Перспективы». Для более грамотной работы по данной авторской программе специально для учителей начальных классов Людмилой Георгиевной Петерсон были разработаны методические рекомендации. В методических рекомендациях (в методическом пособии) описана система работы по учебнику математики для каждого класса начальной школы, приведены программа, тематическое планирование, цели и задачи каждого этапа обучения, методические подходы к изложению знаний и результаты обучения
Учитель предлагает ученикам не готовые формулы и способы решения, традиционные заученные методы решения, а подводит учащихся к самостоятельному поиску возможных вариантов решения, поиску нетрадиционных приемов и методов решения. У Учащихся развиваются способности не только принимать решения, но и отвечать за них, уметь аргументированно доказать правильность своего подхода к решению, уметь ответить на вопросы относительно предложенной гипотезы. В случае возникновения вопросов и наличия разных точек зрения дети учатся работе в коллективе, учатся коллективно найти правильный подход для решения поставленной задачи.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование процесса решения текстовых задач.
Объект исследования — учебная деятельность младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования — моделирование ситуации при решении задач с использованием личного жизненного опыта детей.
При деятельностном подходе к обучению основой образовательного процесса является решение поставленных задач. Таким образом, наряду с получением фактических знаний у детей формируется собственная система ценностей и ориентиров. При таком подходе в центр возводится ученик. Через освоение учебной деятельности у школьников наблюдается процесс самоопределения, который формирует дальнейшее определение жизненного пути школьника. Современные системы образования и методики все больше внимания стараются уделять личности ребенка, направлены на формирование у учащихся способностей и навыков, которые помогают ему в жизни справляться с определенными трудностями.
Методика авторской программы Людмилы Георгиевны Петерсон направлены не только на передачу учащимся всех необходимых знаний и умений в рамках школьной программы, но и подготавливает учащихся к практическим действиям, полному целесообразному анализу полученных результатов. Во время занятий учащиеся учатся общаться между собой, советоваться при принятии решений с коллективом, если возникают вопросы и разногласия по поводу решение поставленной задачи, учатся уважать себя и других людей, учатся слушать мнения окружающих. Ученик выступает центром образовательного процесса.
«Сегодня стало очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки успешными, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти свое призвание в дальнейшей жизни и успешно реализовать себя в жизни», - говорила Людмила Георгиевна Петерсон в одном из интервью.
В современном обществе уровень и цели образования меняются, т.к. время не стоит на месте, а развивается с каждым днем и за ним нужно поспевать. И образование не является исключением. Образование - это не просто процесс получения знаний, а развитие способностей и ценностных установок личности каждого учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности. Главной целью становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, развитие его внутреннего потенциала, открытие его внутреннего мира, раскрытия потаенных предрасположенностей, творческих идей и потенциалов. Ребенок может раскрыться в полной мере, полностью реализовать свои индивидуальные умения, учащийся может раскрыться в полной мере, у него пропадает страх высказывать свою точку зрения, доказывать ее. Немаловажную роль в становлении личности играет учитель. Умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить перед собой проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.