Введение
1. Теоретические основы применения метода моделирования в процессе экологического образования старших дошкольников
1.1. Проблема экологического образования детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов, психологов
1.2 Моделирование как метод обучения
1.3. Особенности применения метода моделирования в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
2. Эмпирическое исследование сформированности экологический знаний у старших дошкольников
2.1. Диагностическое исследование сформированности экологических знаний у старших дошкольников
2.2. Анализ полученных результатов
2.3. План мероприятий с использованием метода моделирование направленных на формирование экологических знаний дошкольников
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы работы. Сегодня высокий уровень развития экологической культуры человека выступает как гарант успешного развития общества и поддержания здоровья среды. Понятием «экологическая культура» охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы «человек - общество - природа», предполагающая такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле».
Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.
Наиболее массовый охват различных социальных структур общества, приобщение его членов к экологической культуре имеет экологическое образование. На современном этапе формирование экологического сознания человека – одно из главных направлений в преодолении экологических проблем нашей планеты, и решение этого вопроса в системе непрерывного экологического образования начинается с детей дошкольного возраста.
Дошкольное образование в этом процессе всего лишь первая, но весьма важная ступенька, что побуждает исследователей в области дошкольного образования к проектированию оптимальной системы культурно-экологического образования (обучения и воспитания), формирования экологической культуры, которая должна максимально полно соответствовать складывающемуся новому типу постиндустриальной культуры и экологической культуры в частности.
Методы и приемы, применяемые в экологическом воспитании - разнообразны, при этом всегда учитываются возрастные и психологические особенности дошкольников, т. к. это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.
Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.
Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, В.А. Игнатовой, И.Т. Суравегиной, Н.С. Глазачева и др.
Вопросам теории и методике экологического образования дошкольников посвятили свои научные труды Е.В. Гончарова, В.В. Латюшин, Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, Л.И. Пономарева, Н.А. Рыжова, И.С. Телегина, З.И. Тюмасева, Н.Л. Худякова и др.
На необходимость формирования у дошкольников системных знаний о природе указывают ученые Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, И. А. Хайдурова и другие.
Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи Я.Ю. Иванова, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.В. Снитко, В.А. Ясвин, Н.Ф. Виноградова и др.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты применения моделирования как средства экологического образования дошкольников, а так же разработать комплекс целенаправленных занятий и работы по формированию системы знаний об окружающем мире у старших дошкольников на основе моделирования.
Достижение цели работы подразумевает решение следующих задач:
рассмотреть изученность проблемы экологического образования детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов, психологов;
проанализировать моделирование как метод обучения;
раскрыть особенности применения метода моделирования в развитии экологических представлений детей старшего дошкольного возраста;
провести эмпирическое исследование сформированности экологический знаний у старших дошкольников;
разработать план мероприятий с использованием метода моделирование направленных на формирование экологических знаний дошкольников.
Объект исследования: процесс экологического образования старших дошкольников.
Предмет исследования: моделирование, как средство экологического образования дошкольников.
1. Теоретические основы применения метода моделирования в процессе экологического образования старших дошкольников
1.1. Проблема экологического образования детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов, психологов
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. Экологическое образование – процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды [19, c.61].
Г.Н. Каропа определял экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде [11, c.56].
И.Л. Сово отмечает, что «экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса, уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации» [22, c.23].
Экологическое образование − это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще.
Экологическое образование ‒ это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм).
Таким образом, несмотря на разницу определений, мнение ученых сходится в том, что существует два условия формирования экологического сознания:
- Овладение теоретическими знаниями – понятиями, представлениями, фактами и т.д.
- Включение обучающихся в практико-ориентированную деятельность по изучению реальной экологической ситуации и своей местности и доступная, посильное участие в ее улучшении.
Результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики - А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова доказали, что к 5 годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней, что может служить основой для экологического образования в старшем дошкольном возрасте. Именно по отношению к 5-7 летним детям можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями.
Как отмечал А.В.Запорожец, дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся поникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становиться возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Учеными доказано, что в 5 – 7 лет у ребенка происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Появляется способность к логическому мышлению. Дошкольнику вполне доступно формирование новых способов обобщения, так как оно происходит на основе развернутой предметной деятельности.
Психолого-педагогические исследования многих авторов доказывают возможности освоения старшими дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе. Исследования С.Н. Николаевой доказали, что дети 5 – 7 лет характеризуются особенно большими возможностями познания разнообразных зависимостей природы. Автор считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но в младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем при последовательной работе – понимать связи комплекса признаков [16, c. 31].
В работах И.А Хайдуровой и З.П. Плохий отмечается, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей внутри сообщества растений. Е.Ф. Терентьева также указывает, что старшие дошкольники способны устанавливать более сложные, многозвенные связи, цепочки связей, биоценотические взаимоотношения внутри лесного сообщества, луга, водоема, причины отлета птиц, связь комплекса признаков, зависимость жизни растений и животных от ряда факторов. То есть, у них уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей природы [24, c. 125].
В исследованиях Т.В. Христовской, Л.С Игнаткиной подтверждена возможность формирования у дошкольников динамических представлений о природе. Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению В.Г. Грецова, З.П. Плохий, М.К. Ибрагимова, является основной для осознанного бережного отношения к природе.