ВВЕДЕНИЕ
1. МОТИВЫ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1. Проблема мотивации учения в психологии
1.2. Мотивы учения и их классификация
1.3. Особенности мотивов учения младшего школьника
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ УЧЕНИКА ВТОРОГО КЛАССА
2.1 Методики диагностики мотивов учения младших школьников
2.2. Описание исследования мотивов учения учеников второго класса
2.3. Результаты исследования и статистической обработки диагностики мотивов учения ученика второго класса
2.4 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Проблема мотивации - одна из ключевых проблемы психологии. Фактически ни одна из психологических теории не может обойти вопрос побуждений к активности, то есть мотивов. А мотивация учебной деятельности занимает особое место в структуре мотивации.
Если рассматривать обучение как процесс приобретения индивидуального опыта, то становится понятным, что именно мотивы учения - первые в структуре мотивов человека во многом обусловливают всю его активность.
Важность изучения мотивов учения является общепризнанной, и поэтому существует значительное количество соответствующих исследований. Мотивация учения по значимости является вторым после способностей фактором, определяющим уровень достижений .
Вместе с тем следует отметить, что мотивы обучения значительно меняются со временем. Скорее всего, мотивы учения школьников семь, десять и пятнадцать лет назад отличаются от мотивов современных школьников. Поэтому вопрос мотивов учения младших школьников является актуальным.
Актуальность темы также заключается и в ее практическом смысле. Понимая мотивацию обучения современных младших школьников, педагоги могут оптимизировать процесс обучения, составлять такие учебные программы и планы, которые максимально соответствуют мотивам учеников, и поэтому могут гарантировать максимальный результат.
Объектом исследования данной работы является мотивация обучения.
Предметом исследования являются мотивы обучения младших школьников и методики их диагностики.
Цель работы: изучить теоретические аспекты мотивации к обучению младших школьников, а так же провести диагностику мотивации к обучению в школе у учащихся 2-го класса.
Задачи работы:
сделать теоретический анализ проблемы мотивации обучения младших школьников;
проанализировать методики диагностики мотивов учения;
подобрать методики исследования мотивов учения младших школьников и провести исследования;
использовав методы математической статистики, выявить связь между мотивацией обучения младшего школьника и уровнем его успешности.
В работе использовались два метода сбора информации: метод опроса (Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лусканова, Типология мотивов учения «Ступенька побуждений» А.И. Божович и И.К. Марковой, Методика «Мотивы учебной деятельности младших школьников» Калининградского Государственного Университета) и метод анализа документации (анализ успеваемости по классным журналом) и статистические методы обработки информации (определение рангового коэффициента корреляции Спирмена и определение t-критерия Стьюдента).
Выборка состояла из 40 учеников вторых классов общеобразовательной школы. Классы учатся по одинаковым программами. Диагностика проводилась групповым методом.
Надежность полученных результатов обеспечивается репрезентативностью выборки и использованием методов математической статистики.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: Харвет, 1998. – 354 с
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 340 с.
- Контрольные работы по курсу «Возрастная и педагогическая психология»: Метод. рекоменд. / Сост Н.В. Старовойт. – Калининград: КГУ, 1998. – 31 с.
- Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. – СПб., 2002. – 954 с.
- Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2005.– 416 с.
- Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2002. – 752 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
- Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 480 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 688 с.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 608 с. 39
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВАЛДОС, 2000. – 640 с.
- Олпорт Г.У. Функциональная автономия мотивов // American Journal of Psychology. 1937. Vol. 50. P.141-156. Пер. с англ. М. Фаликман.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 720 с.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 288 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Инст. психотерапии, 2002. – 339 с.
- Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М.: Моск. Психолого-социальный инст., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 416 с.