ВВЕДЕНИЕ
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
1.1. Формирование звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе
1.2. Виды нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
2. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностическое обследование звукопроизношения детей дошкольного возраста
2.2. Анализ диагностики нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами.
Дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.
У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.
На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки звукопроизношения весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.
В специальной психологии, логопедии и коррекционной педагогике имеется достаточно большое количество исследований, посвящённых изучению звукопроизношения детей дошкольного и школьного возраста. Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелёва. В то же время не все потребности и запросы современной практической логопедии нашли в них свое разрешение. Это обуславливает актуальность проводимого нами исследования.
В настоящее время проблема детей, имеющих нарушения звукопроизношения, остается актуальной, так как недостаточно глубоко изучена, а количество детей с этим речевым нарушением увеличивается.
Цель работы: изучить теоретические аспекты и провести диагностическое исследование нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:
рассмотреть особенности развития звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе;
назвать виды нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста;
провести диагностику нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: звукопроизносительная сторона речи детей дошкольного возраста
Предмет исследования: нарушения звукопроизношения у дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста носят комплексный характер и сочетаются с различными нарушениями фонематического восприятия и артикуляционной моторики.
Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования:
Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
Психолого-педагогический эксперимент.
Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 96 г. Тверь.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются ее цель и задачи, называется объект и предмет исследования, а так же выдвигается гипотеза. Первая глава работы является теоретической. В ней рассматриваются особенности развития звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе, а так же анализируются виды нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Вторая глава работы является практической. Во второй главе описывается опыт диагностики нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. В заключении подводятся основные итоги и делаются выводы по работе.
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
1.1. Формирование звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе
Произносительная сторона речи является непосредственным результатом моторной реализации речевой деятельности. Однако, имея вполне сформированный периферический речевой аппарат, ребенок не обладает совершенными произносительными возможностями, обеспечивающими воспроизведение «взрослой» нормы звукопроизношения. Их активное развитие отмечается в течение первых 5-6 лет жизни.
Важную роль в развитии произносительной стороны речи в онтогенезе играет совершенствование артикуляционных навыков и формирование фонематического слуха ребенка. Соответственно развитие фонематического слуха и артикуляции подготавливают основу для формирования нормативного звукопроизношения.
В формировании звукопроизношения ребенка выделяют следующие стадии [3, c. 51]:
1) Дофонемная стадия развития ребенка (от рождения до 1 года) характеризуется становлением следующих функций:
- неречевого слухового гнозиса, являющегося основой для развития фонематического слуха;
- элементарных произносительных умений, проявляющихся в виде предречевых реакций;
- физиологического и речевого дыхания;
- голосообразования [12, c. 48].
Первой произносительной реакцией ребенка является крик новорожденного. Он появляется на фоне первого выдоха после расправления легких и является безусловной реакцией на внешние и внутренние раздражители. Крик здорового новорожденного громкий, длительный, чистый, с коротким вдохом и продолжительным выдохом. В звуковом отношении он представляет собой нерасчленимый звуковой поток, выделить из которого отдельные звуки практически невозможно. Исключение составляет звук [а], воспроизводимый в крике при широком открывании рта.
Развитие слухового восприятия малыша этого возраста базируется на врожденных ориентировочных рефлексах. Так, при резком звуке новорожденный вздрагивает всем телом, замирает и прислушивается. В дальнейшем на втором месяце жизни ребенок при восприятии звукового сигнала способен поворачивать голову в сторону раздражителя и следить взглядом за источником звука (погремушкой).
При нормальном речевом развитии к 2 месяцам частота крика снижается и появляется новая произносительная реакция – гуление. Оно возникает в ответ на физиологический комфорт, осуществляется на мягкой атаке звука и включают в себя не только сочетания недифференцированных гласных, но и прототипы согласных («а-гу, бу-у, а-бу» и т.д.).
К 4-5 месяцам активность гуления постепенно снижается, и у ребенка появляется новая предречевая реакция – лепет. Он, так же как и гуление, в основном состоит из недифференцируемых звуков. Однако со временем в лепете становятся хорошо различимы гласные [а, о, и, у] и согласные звуки [б, бь, г, м, мь, дь, ть, к, п, пь]. В этом же возрасте у ребенка отмечаются первые дифференцировочные реакции. Малыш начинает различать качественно разные звуки окружающего мира (дверной звонок, стук и т.д.), выделять из множества неречевых звуков и шумов звуки человеческого голоса, по-разному на них реагировать. Дальнейшее развитие приводит к совершенствованию слухового восприятия. К 5-6 месяцам малыш уже хорошо различает голоса близких людей. Голос чужого человека приводит к замедлению общих движений ребенка. По-другому он реагирует на голос матери – ее напевная мелодичная речь успокаивает его. Тем не менее, ребенок до года воспринимая речевое высказывание, не выделяет из него отдельные фонемы, усваивается только его римико-мелодический контур [12, c. 49-50].
Начало усвоения ритмико-слоговой организации речи отмечается в возрасте 5-6 месяцев, что связано с ритмичным произнесением и повторением под контролем слуха устойчивых звукосочетаний (слогов) – появлением лепета.
Первые лепетные цепочки могут быть чрезвычайно разнообразными. Так, к 5 месяцам у малыша появляются вокализации в виде ритмичного пропевания сочетаний гласных звуков. К 6 месяцам здоровый ребенок начинает воспроизводить два одинаковых слога («мааа-мааа, бааа-бааа» и т.д.). В 6-7 месяцев малыш осваивает цепочки из 3-4 стереотипных (одинаковых) сегментов («ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба» и т.п.).
Затем звуковой состав лепетных структур усложняется – ребенок чередует в лепете слоги с разными гласными звуками («те-те-тя, ба-ба-ба-би» и т.п.). К 9-10 месяцам в лепете воспроизводятся ритмичные сочетания различных слогов («ди-ди-ка, ма-ма-тя, a-кa» и т.п.) [14, c. 72].
Кроме того в довербальный период осуществляется развитие дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, составляющих энергетическую основу звучной речи. Так в процессе крика у малыша формируется и закрепляется физиологическая основа короткого объемного вдоха и длительного ротового выдоха, необходимого для речевого дыхания. Во время гуления и лепета, которые в основном осуществляются на основе мягкой атаки звука, происходит становление механизма голосообразования и голосоподачи.