Курсовая работа|Педагогика

Нетрадиционные уроки истории в основной школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 33

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты урока как основной формы обучения

1.1 Роль нетрадиционных уроков в современной школе

1.2 Виды и отличительные черты нетрадиционного обучения

1.3 Технологии организации нетрадиционного урока

Глава 2. Специфика организации нетрадиционных уроков истории в основной школе

2.1. Урок-практикум с применением интернет-технологий

2.2. Уроки истории с применением ИКТ (разработка раздела программы)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. Коренное улучшение обучения, воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса. В связи с этим существенно возрастает роль внедрения современных педагогических технологий в процесс активизации творческих и интеллектуальных способностей учащихся.    Быстро изменяющаяся социальная действительность вызвала к жизни новые цели, содержания, методики, и технологии образования. Это повлекло за собой и иные требования к педагогу. Сегодня учитель должен выполнять функции не только преподавателя, наставника, но и исследователя , который открывает в своей деятельности новые принципы , способы среды обучения и воспитания, объединяет традиции с нововведением, строгие алгоритмы и правила с творческим поиском, использует нововведение информационно-коммуникативные технологии.  Из многообразия путей, форм, методов развития, учитывающих инновационные условия формирования профессиональной деятельности учителей ее культурные традиции, нравственность, мораль и реальная социальная структура населения наиболее приемлемы к использованию профессиональных качеств учителей начальных классов в образовательном процессе. В условиях инновационной деятельности учителя особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе.

Цель данной работы – изучить особенности применения нетрадиционных уроков истории в основной школе. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить понятие «нетрадиционный урок»;
  2. Рассмотреть виды и признаки нетрадиционного урока;
  3. Изучить опыт проведения нетрадиционных уроков истории в основной школе в соответствии с ФГОС.
  4. Разработать уроки истории с применением современных технологий.
  5. Проверить эффективность разработанных уроков.

Объект исследования – нетрадиционные уроки истории в основной школе.

Предмет исследования – опыт проведения нетрадиционных уроков истории с использованием инновационных педагогических технологий в основной школе.

Гипотеза исследования – нетрадиционные уроки с использованием инновационных педагогических технологий ставят каждого ребенка в позицию активного участника, дают возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учат работать в команде, что ведет к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков учащихся.

В структуру работы входят введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты урока как основной формы обучения

1.1 Роль нетрадиционных уроков в современной школе

В последнее время многие педагоги и психологи отмечают необходимость изменения, усовершенствования традиционного урока, не умаляя его достоинств.

Глубокие теоретические сведения об организации учебно-воспитательного процесса и уроке, изложенные в трудах педагогов и психологов: Чередова М.И., Онищука В.А., Махмутова М.И., Занкова Л.В., Лернера И.Я., Щетинина М.П., Львова М.Р., Выготского А.В., Крутецкого В.А. и других – служат научным ориентиром для исследовательского поиска по проблеме усовершенствования организации учебно-воспитательного процесса и, в частности, уроков чтения в начальной школе. Анализ методико-педагогической периодической печати (журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус» и газет «Первое сентября», «Начальная школа») показывает, что этот вопрос всё чаще и чаще привлекает внимание и учителей, работающих в начальной школе.

Как показывает практика, проведение нетрадиционных уроков наряду с традиционными дает положительные результаты: способствует повышению познавательной активности школьников, интереса к книге и чтению. Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых-педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных педагогических трудах, а также в трудах по педпсихологии. Несмотря на большое количество мнений относительно классно-урочной системы, авторы этих трудов едины в том, что «классно-урочная система обучения по сравнению с индивидуальной имеет ряд преимуществ: четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию».

Но, несмотря на большое количество достоинств, классно-урочной системы и ее всемирное признание и использование, она имеет большое количество и недостатков, которые должен пытаться исправить каждый педагог, привнося в эту систему обучения новые дополнения и исправления: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индивидуальных способностей учеников в организационно-индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др.

«Работа в навязанном темпе, - отмечал Е.Паркхерст в своих критических высказываниях в адрес классно-урочной системы, - это неволя, это лишение ученика свободы работать в соответствии со своими способностями. Классно-урочная система, как справедливо отмечает Ч.Куписевич, навязывает учащимися искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания. Звонок, этот типичный атрибут классно-урочной системы, не только определяет время работы и отдыха детей, но и в конце года отмеряет время, за которое они должны суметь дать отчет о своих успехах за целый год учебы».

Несомненно, критические высказывания в адрес классно-урочной системы, особенно усилившееся с конца прошлого века, в своей основе справедливы и послужили основанием многочисленных поисков и теоретиков-педагогов, и учителей-практиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой, - путей совершенствования, модификации и модернизации классно-урочной организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки.

1.2 Виды и отличительные черты нетрадиционного обучения

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.

С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

  1. Баранов С.П. Педагогика. /С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин М.: Просвещение, 1998.
  2. Болсуновская Н., Решетникова О. Ребенок и Интернет. Новые вопросы к  Психологу // Школьный психолог. 2012. № 6. – с. 49
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2000.- с.22
  4. Дорожкина Н. И. Современный урок истории 5-11 классы. М.:ВАКО,2009.
  5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007.
  6. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [учебно-методическое пособие] / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.
  7. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности школьников// Вопросы психологии. – 2004.- №4. – с. 17-21.
  8. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности школьников// Вопросы психологии. – 2004.- №4. – с. 17-21.
  9. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель .- 2004.- с. 77
  10. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель 2004. – с. 61-65
  11. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т.С. Назарова // Педагогика. – 1997. – № 3 – 23c.
  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; /под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
  13. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.  Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2007.
  14. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  15. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005.
  16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль. Академия развития, 1997. – с. 61
  17. Якушина Е.В. Современные информационные системы для школы // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2010. № 10.- с. 74

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское