ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты урока как основной формы обучения
1.1 Роль нетрадиционных уроков в современной школе
1.2 Виды и отличительные черты нетрадиционного обучения
1.3 Технологии организации нетрадиционного урока
Глава 2. Специфика организации нетрадиционных уроков истории в основной школе
2.1. Урок-практикум с применением интернет-технологий
2.2. Уроки истории с применением ИКТ (разработка раздела программы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Коренное улучшение обучения, воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса. В связи с этим существенно возрастает роль внедрения современных педагогических технологий в процесс активизации творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Быстро изменяющаяся социальная действительность вызвала к жизни новые цели, содержания, методики, и технологии образования. Это повлекло за собой и иные требования к педагогу. Сегодня учитель должен выполнять функции не только преподавателя, наставника, но и исследователя , который открывает в своей деятельности новые принципы , способы среды обучения и воспитания, объединяет традиции с нововведением, строгие алгоритмы и правила с творческим поиском, использует нововведение информационно-коммуникативные технологии. Из многообразия путей, форм, методов развития, учитывающих инновационные условия формирования профессиональной деятельности учителей ее культурные традиции, нравственность, мораль и реальная социальная структура населения наиболее приемлемы к использованию профессиональных качеств учителей начальных классов в образовательном процессе. В условиях инновационной деятельности учителя особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе.
Цель данной работы – изучить особенности применения нетрадиционных уроков истории в основной школе. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие «нетрадиционный урок»;
- Рассмотреть виды и признаки нетрадиционного урока;
- Изучить опыт проведения нетрадиционных уроков истории в основной школе в соответствии с ФГОС.
- Разработать уроки истории с применением современных технологий.
- Проверить эффективность разработанных уроков.
Объект исследования – нетрадиционные уроки истории в основной школе.
Предмет исследования – опыт проведения нетрадиционных уроков истории с использованием инновационных педагогических технологий в основной школе.
Гипотеза исследования – нетрадиционные уроки с использованием инновационных педагогических технологий ставят каждого ребенка в позицию активного участника, дают возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учат работать в команде, что ведет к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков учащихся.
В структуру работы входят введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты урока как основной формы обучения
1.1 Роль нетрадиционных уроков в современной школе
В последнее время многие педагоги и психологи отмечают необходимость изменения, усовершенствования традиционного урока, не умаляя его достоинств.
Глубокие теоретические сведения об организации учебно-воспитательного процесса и уроке, изложенные в трудах педагогов и психологов: Чередова М.И., Онищука В.А., Махмутова М.И., Занкова Л.В., Лернера И.Я., Щетинина М.П., Львова М.Р., Выготского А.В., Крутецкого В.А. и других – служат научным ориентиром для исследовательского поиска по проблеме усовершенствования организации учебно-воспитательного процесса и, в частности, уроков чтения в начальной школе. Анализ методико-педагогической периодической печати (журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус» и газет «Первое сентября», «Начальная школа») показывает, что этот вопрос всё чаще и чаще привлекает внимание и учителей, работающих в начальной школе.
Как показывает практика, проведение нетрадиционных уроков наряду с традиционными дает положительные результаты: способствует повышению познавательной активности школьников, интереса к книге и чтению. Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых-педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных педагогических трудах, а также в трудах по педпсихологии. Несмотря на большое количество мнений относительно классно-урочной системы, авторы этих трудов едины в том, что «классно-урочная система обучения по сравнению с индивидуальной имеет ряд преимуществ: четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию».
Но, несмотря на большое количество достоинств, классно-урочной системы и ее всемирное признание и использование, она имеет большое количество и недостатков, которые должен пытаться исправить каждый педагог, привнося в эту систему обучения новые дополнения и исправления: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индивидуальных способностей учеников в организационно-индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др.
«Работа в навязанном темпе, - отмечал Е.Паркхерст в своих критических высказываниях в адрес классно-урочной системы, - это неволя, это лишение ученика свободы работать в соответствии со своими способностями. Классно-урочная система, как справедливо отмечает Ч.Куписевич, навязывает учащимися искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания. Звонок, этот типичный атрибут классно-урочной системы, не только определяет время работы и отдыха детей, но и в конце года отмеряет время, за которое они должны суметь дать отчет о своих успехах за целый год учебы».
Несомненно, критические высказывания в адрес классно-урочной системы, особенно усилившееся с конца прошлого века, в своей основе справедливы и послужили основанием многочисленных поисков и теоретиков-педагогов, и учителей-практиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой, - путей совершенствования, модификации и модернизации классно-урочной организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки.
1.2 Виды и отличительные черты нетрадиционного обучения
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.