Современные образовательные подходы требуют изменений как в организационном, так и содержательном аспектах в системе языкового образования. Существенно изменился социокультурный контекст изучения русского языка, выросли образовательные и самообразовательная функции, актуальны становятся задачи формирования у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции, усиливается мотивация в изучении русского языка.
Выстраивать каждый урок русского языка так, чтобы у всех учащихся формировался устойчивый интерес к его изучению, развивалась учебная активность и желание творить и познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы - задача современного учителя. Без применения эффективных педагогических идей, инновационных методов и компьютерных технологий при подготовке таких уроков здесь не обойтись. Поэтому наряду с традиционными методами обязательно необходимо использовать инновационные, которые способны активизировать учебно-познавательную энергию учащихся, направив ее в нужное русло. Важную роль играет «дозирование» традиционных и инновационных элементов. Оно зависит от множества факторов, в частности от уровня обученности учащихся, уровня педагогического опыта, интеллекта педагога. Комбинируя на уроках инновационные и традиционные методы работы, можно создавать оптимальные условия для развития и саморазвития личности учащегося, в целом позволяет сформировать прочные базовые знания учащихся по русскому языку; научить школьника находить и обрабатывать необходимую ему информацию по теме, направляя в процессе и координируя его самообразовательную деятельность; также способствует формированию необходимых навыков использования новейших технологий, в том числе -информационных; развить у учащихся умения фильтровать информацию на предмет выделения актуальной и полезной; формировать умение обрабатывать, редактировать информацию; анализировать ее, определяя закономерности, и, используя их, прогнозировать и делать выводы; формировать собственную точку зрения; формировать умение генерировать собственные оригинальные мысли и идеи. Как результат - интеграция традиционных и инновационных методов и приемов позволяет успешно реализовать большинство задач, которые ставит учитель, готовясь к уроку.
Методика преподавания того или иного учебного предмета на каждой ступени обучения неразрывно связана с современными образовательными ориентирами. Соответственно современным определениям, содержание образования - это не только совокупность учебной информации: оно касается тех личностных и профессиональных качеств человека, которые должны сформироваться у него вследствие усвоения определенной информации, приобретения определенного опыта. Главной задачей современной школы является обеспечение условий для развития и саморазвития каждого ребенка, которое реализуется путем обновления содержания учебных программ и учебников на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, внедрения инновационных технологий организации учебно-воспитательного процесса, в том числе и обучения русскому языку учащихся [42, с. 34].
Языковое образование направлено на познавательное развитие, формирование общей культуры, закладывает фундамент для самостоятельной реализации возможностей личности, в том числе и в коммуникативном плане, а также обеспечивает успешную социализацию личности в условиях информационного общества. Все это требует новых подходов в разработке и реализации приоритетных содержательных языковых линий, а также новых форм, методов и приемов работы, базирующихся на преемственности традиций и внедрении инноваций. Перед школой выдвигаются важные задачи: не только вернуть уважение к слову, но и максимально использовать возможности методики преподавания русского языка для того, чтобы найти эффективные и современные способы развития речи учащихся, формирования орфографической и синтаксической компетентности ит.д.
Под нетрадиционными формами обучения большинство исследователей понимают такие формы обучения, сочетающие коллективную, групповую, работу в малых группах, парную, индивидуальную работу учащихся, при которых школьники объединены единой целью, осуществляется самоконтроль, взаимоконтроль, распределение учебной работы с учетом их возможностей. Совокупность нетрадиционных форм и методов обучения рассматриваются нами как система, которая развивается и имеет определенную структуру и взаимосвязь со всеми составляющими образовательного процесса.
Программа по русскому языку нацеливает учебный процесс на формирование ведущих опорных умений, поскольку такие умения облегчают обучение, создают прочную основу для успешного усвоения учащимся изучаемого материала за счёт интеграции знаний и соответствующих способов действий.
Вопросы лингвистической компетентности школьников уже не одно столетие выступают предметом научных исследований. Так, ечевое развитие учащихся рассматривают в своих исследованиях A.A. Потебня, Ф. де Соссюр, Ф.И. Буслаев, JI.B. Щерба; Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин подготовили ряд исследований в области языковой деятельности; технологии обучения представлены в педагогических трудах Ю.К. Бабанского, H.A. Белканова, И.П. Подласого, H.A. Корфа, И .Я. Лернера, Д.И. Тихомирова, К.Д. Ушинского; методические концепции обучения учащихся русскому языку рассматривали Е.С. Антонова, М.Т. Баранов, Т.Г. Бирюкова, Е.В. Архипова, Н.В. Борисова, Т.М. Воителева, B.Г. Горецкий, О.В. Сосновская,, Г.Г. Граник, А.Д. Дейкина, Н.И. Демидова, А.П. Еремеева, В.И. Капинос, М.С. Соловейчик, Т.А. Ладыженская, З.П. Ларских, Л.П. Лунева, H.A. Пленкин, М. Р. Львов, Е.И. Никитина, Е.И. Пассов, Г.Н. Приступа, Т.Г. Рамзаева, A.B. Текучев, Л.П. Федоренко, Ю.Г. Федотова, Л.А. Ходякова, Т.И. Чижова, Г.С. Щеголева; определению условий и средств формирования орфографических знаний и ценностного отношения к культуре русского языка посвящены работы Р.И. Аванесова, Н.Н. Алгазиной, А.Н. Гвоздева, М.Р. Львова, М.В. Панова, М.М. Разумовской, Н.С. Рождественского, В.Н. Сидорова, А.В. Текучева, Д.И. Тихомирова, М.В. Ушакова и др. Проблему нестандартных форм обучения в своих исследованиях разрабатывали А.Бородай, О.Дорошенко, С.Николаева, О.Тернопольский, И.Подласый и другие.
Актуальность темы обусловлена изменениями ориентиров современного образования, в том числе требований к выпускникам школы, в частности по формированию ключевых компетенций, применение новых технологий обучения, что, в свою очередь находит отражение в формировании содержания образования на основе новых государственных стандартов, в отборе форм и методов обучения, создании гибких образовательных систем, повышении квалификации педагогических кадров. Таким образом, актуальность темы исследования определяется социальной значимостью проблематики, обусловливающей важность повышения языковой компетентности школьников.
Исследование проблемы нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка также связано с необходимостью формирования и развития у учащихся познавательного интереса, в частности - к изучению языков, обеспечение умения использовать теоретические знания на практике.
Объект исследования: организация учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательного учебного заведения.
Предмет исследования: нетрадиционные формы обучения в процессе обучения русскому языку школьников.
Цель исследования: рассмотреть теоретико-методический аспекты и потенциальные возможности нетрадиционных форм обучения в практике преподавания русского языка в общеобразовательном учебном заведении.
Согласно цели определены задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к организации обучения в системе среднего общего образования.
2. Проанализировать подходы к классификации нетрадиционных форм обучения, раскрыть их сущность.
3. Проследить методические вопросы реализации нетрадиционных форм обучения в практическом аспекте.
4. Представить возможности упражнений и задач в контексте использования нетрадиционных форм обучения на уроках русского языка языка.
5. Разработать уроки соответствующей направленности.
В ходе работы использованы такие подходы и методы, как: сравнительно-исторический (прослеживающий теоретические аспекты нетрадиционных методов обучения), лингвистический (описательный, функциональный), методический (изучение и обобщение опыта работы),
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретического материала по нетрадиционных форм обучения в практике современной школы и разработки на этой базе соответствующих методических материалов.
Практическая направленность работы состоит в том, что представленные дидактические материалы и методические разработки могут быть использованы в практике школьного преподавания русского языка на начальном этапе его изучения, при проведении лекций, семинаров, занятий языковой направленности.
Структура работы обусловлена спецификой исследовательской концепции: она состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения, списка использованной литературы (43 источника) и 3-х приложений. Общий объем работы составляет 58 страниц.
Глава 1. Современный урок русского языка: инновационные подходы к форме и содержанию
1.1 Применение новых технологий при обучении русскому языку в школе
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знание ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы»,- пишет Н. Е. Щуркова [43, с. 56]. Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиски новых образовательных моделей и технологий. Под технологией обучения понимается технология построения учебного процесса. «Специфика педагогической технологии, — пишет М. В. Кларин,- состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей». [17, с. 67]. Педагогическая образовательная технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [41, с. 124].
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. На данный момент современному обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые способны: анализировать свои поступки, действия; самостоятельно принимать решения, понимая их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; иметь чувство ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Современный урок — это [14, с. 138]:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
- урок, содержащий разные виды деятельности;
- урок, на котором ученику должно быть комфортно;
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
- современный урок развивает у детей креативное мышление;
- современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. Среди наиболее важных критериев можно выделить следующие [15, с. 6]:
- цели урока задаются с направленностью передачи функции от учителя к ученику;
- учитель ежедневно, ежеурочно обучает детей осуществлять рефлексивное действие, умение оценить свою готовность, находить причины затруднений, обнаруживать незнание и т. п.;
- на уроках используются разнообразные методы,формы, и приёмы обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе;
- учитель учит обучающихся ставить и адресовать вопросы, а так же владеет технологией диалога;
- учитель учит детей работать по правилу, а так же творчески сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения.;
- учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы.На уроке происходит формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся;
- учитель стремится оценивать видимые успехи каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные достижения;
- учитель заранее планирует коммуникативные задачи урока;
- учитель принимает и поощряет собственную позицию ученика, его личное мнение, а так же обучает корректным формам их выражения;
- стиль, тон отношений, которые задаются на уроке, помогают создать атмосферу сотрудничества и психологического комфорта;
- на уроке происходит глубокое личностное воздействие «учитель-ученик», через отношения, совместную деятельность и т. д..
Следует разделять традиционный и современный уроки [43, с. 23].
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная [14, с. 140].
На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.
Методы и формы современного урока.
- Метод проектов —это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта [35, с. 4].
- Информационно-коммуникационные технологии [41, с. 124]
Использование ИКТ на различных уроках позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- развивать умение, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
- Здоровьесберегающие технологии (интеграция). Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся; опирается наприродосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практическую ориентацию); достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии; приводит кпредотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.