Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы нравственного - правового воспитания в наследии А.С.Макаренко
1.1 Понятие нравственно-правового воспитания
1.2 Принципы и методы нравственно-правового воспитания
ГЛАВА 2. Практика реализации нравственно-правового воспитания в наследии А.С. Макаренко
2.1 Нравственно-правовое воспитание в произведении А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»
2.2 Нравственно-правовое воспитание в произведении А.С. Макаренко «Флаги на башнях»
2.3 Нравственно-правовое воспитание в произведении А.С. Макаренко «Методика организации воспитательного процесса»
Заключение
Список литературы
ХХI век прогнозировался как век человека, век гуманитарной культуры. О педагогике завтрашнего дня не только размышлял, но и творил её один из самых видных педагогов ХХ века – А.С. Макаренко, столетие которого в 1988 г., по решению ЮНЕСКО, широко отмечалось прогрессивной общественностью во всём мире.
За эти годы в нашей стране произошло много изменений, и среди позитивных перемен следует выделить отказ от идеологической нетерпимости, зарождение плюрализма, что позволяет объективно оценить наш прошлый педагогический опыт, самым значительным явлением которого предстаёт педагогическая система А.С. Макаренко.
Отношение к новаторству А.С. Макаренко всегда было и остаётся неоднозначным. Если одни восторженно принимали его идеи и становились его последователями и учениками, то другие относились к нему отрицательно. В 1930-е годы некоторые педагоги и деятели народного образования, не отрицая его достижений в практике, глубоко заблуждались относительно научной значимости его педагогических идей. «Макаренко – хороший практик, но в теории…», – говорили они и недоумённо пожимали плечами. Не случайно одна из лучших статей А.С. Макаренко, написанная по поводу пятилетия коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, так и названа «Педагоги пожимают плечами». Так было. Очевидно, опережая время, новаторы остаются непонятыми в период своего новаторства. Но и в современный перестроечный период были попытки навесить на Макаренко ярлык творца «педагогики ГУЛАГа», «сталинщины». Несостоятельность подобных попыток очевидна. В связи с этим актуализируется задача вне политической и идеологической конъюнктуры вдумчиво осмыслить непреходящие ценности педагогического наследия А.С. Макаренко, преодолевая сложившиеся стереотипы.
История педагогики убеждает, что все великие педагогические теории вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего собственного, что педагогический опыт – неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности. Для А.С. Макаренко таким источником стала его работа в колонии им. А.М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, куда он пришёл, будучи уже опытным и зрелым педагогом.
Цель работы: Дать целостную характеристику нравственно-правового воспитания в наследии А.С. Макаренко и показать её значимость в развитии современной педагогики.
Задачи:
1. Раскрыть смысл понятия нравственно-правовое воспитание в наследии А.С. Макаренко.
2. Изучить труды А.С. Макаренко, в основу которых заложены идеи нравственно-правового воспитания.
2.1 Раскрыть смысл понятия нравственно-правового воспитания в основных трудах А.С. Макаренко: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Методика организации воспитательного процесса».
3. Изучив педагогический опыт, идеи и труды А.С. Макаренко выявить значимость нравственно-правового воспитания в современной педагогике.
Объект исследования: нравственно-правовое воспитание.
Предмет: нравственно-правовое воспитание в наследии А.С. Макаренко.
ГЛАВА 1. Теоретические основы нравственного - правового воспитания в наследии А.С.Макаренко
1.1 Понятие нравственно-правового воспитания
Одна из задач, стоящих перед учителем, воспитания человека-гражданина. Макаренко об этом говорил так: «Наша общая государственная социалистическая задача - воспитать коллективиста воспитать человека новой эпохи». Воспитать «человека новой эпохи» – это, прежде всего, воспитать у него перспективные пути становления его развивающейся личности. Особенность этой работы заключается в организации педагогических ситуаций моделирующих новые перспективы, в постепенном введении усложнений. По его мнению: «класс – это сложившаяся форма организации первичного орг. Самоуправления в классе. Класс это мини-модель общества коллектива в школе». Вопросы самоуправления в классе служат именно для формирования активной жизненной позиции.
На современном этапе наша страна переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем и динамичных периодов своей истории. Осуществляются кардинальные перемены в социально-экономической и политической сферах, предпринимаются реальные шаги по пути построения правового государства и гражданского общества.
На фоне преобразований, имеющих в целом прогрессивную направленность и связанных с демократизацией и развитием рыночных отношений, тревожным диссонансом выступают проявления духовно-нравственного кризиса, охватившего общество. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов.
Негативные тенденции дают о себе знать и в правовой жизни российского общества: в сознании граждан все большее распространение получает правовой нигилизм, выражающийся в неуважении к закону, недоверии властям и неверии в реальную силу права; неуклонно растет преступность.
Деградация нравственно-правовой составляющей человеческой личности неизбежно порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей жизни.
Без изменения нравственного и правового состояния культуры человека и общества, основанного на переориентации общественного сознания на приоритет нравственно-правовых ценностей и направленного на создание оптимальных условий для полноценного формирования и развития нравственно-правового потенциала личности, невозможно продуктивное осуществление никаких реформ. Поэтому все большую актуальность и практическую значимость приобретает активизация нравственно-правового воспитания граждан как важнейшая предпосылка построения гражданского общества и правового государства.
С философской точки зрения нравственно-правовая культура возникает в процессе социально-правовой деятельности индивида, представляет собой специфическую форму общественного сознания и несет в себе определенные мировоззренческие элементы, отражающие не только социально значимую ценность правовых норм, но и их нравственную сущность[1].
Нормы нравственности складываются на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести и справедливости. Возникая в процессе их практической деятельности и общения, они приобретают общеобязательное значение[2]. Правовые же нормы создаются и санкционируются государством, правотворчество является его прерогативой и одной из основных функций. Правовая норма становится общеобязательной для всех субъектов, находящихся в сфере ее действия[3].
«Разница между правом и нравственностью является не количественной, а качественной, – писал Б.Н. Чичерин. – Если право – это свобода, определенная законом, то нравственность – это явление, налагающее на человека одни только обязанности и не определяющее никаких прав...»[4]).
Необходимость восприятия в органическом единстве нравственного и правового воспитания подтверждается многочисленными примерами из повседневной жизни.
Например, нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы, правильному отношению к ней. Оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки.
Переплетаясь и накладываясь друг на друга, они создают сложный феномен нравственно-правового воспитания, смысл которого состоит в формировании духовного, ценностного ядра правового и нравственного сознания, утверждении ценностей свободы, справедливости, равенства и гуманизма.
Стержневым направлением этой воспитательной работы является нравственное воспитание, которое пронизывает все виды воспитательного воздействия.
Синтетический характер термина «нравственно-правовое воспитание», а также явления, которое им обозначается, обусловил необходимость рассмотрения различных точек зрения о характере взаимодействия двух составляющих данного феномена. Это взаимодействие раскрывается, по нашему мнению, в нескольких позициях, которые не только не отрицают, но и взаимно дополняют друг друга.
Суть первой из них состоит в первичности нравственного воспитания по отношению к воспитанию правовому (О.С. Богданова, Н.И. Бодырев, Е.В. Бондаревская и др.).
Именно в такой последовательности обнаруживается принципиальная закономерность: чем выше уровень нравственного осознания формирующейся личностью различных общественных отношений, тем выше и уровень мотивации к необходимости реализации как нравственного долга, так и юридических прав и обязанностей.
Во втором случае как нравственное, так и правовое воспитание в равных соотношениях ориентируют на поддержание адекватных интересам общества взаимоотношений между субъектами, а также допустимых возможностей самореализации воспитанника в общественно значимых видах деятельности (В.Н. Обухов, Э.А. Саркисова, А.Ф. Чередниченко и др.).
Третья позиция обусловлена собственно этическим подходом к исходному понятию права (Г.А. Кузнецов, Е.В. Татаринцева, О.Г. Шапиева и др.). Он обращает внимание не только на изучение мотивов правомерного поведения личности, но и требует актуализации и осмысления целей, основных путей и наиболее эффективной системы практических действий в нравственно-правовых отношениях.