Введение
Глава 1. Экологический контроль в области окружающей среды
1.1 Понятие, цели и задачи экологического контроля
1.2 Значение проведения экологического контроля
1.3 Виды экологического контроля
Глава 2. Правовое регулирование проведения экологического контроля
2.1 Правила осуществления государственного экологического контроля
2.2 Особенности проведения производственного и общественногоэкологического контроля
Глава 3. Проблема совершенствования законодательства в области проведения экологического контроля
3.1 Задачи и методы законодательства в проведении экологического контроля
3.2 Проблемы и особенности юридической ответствености за нарушения экологического законодательства
3.3 Проблемы административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения
3.4 Рекомендации для усовершенствования природоохранного законодательства
Заключение
Список использованной литературы
Государственный контроль в области охраны окружающей среды является важнейшим видом экологического контроля. В условиях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический контроль, главными проблемами становятся проблемы повышения эффективности контролирующей деятельности государственных органов, оптимизирования их структуры, в том числе разграничение полномочий между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Одним из принципов общественного контроля в охране окружающей среды является участие общественных или некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. Отсутствие официально утвержденного порядка проведения общественного контроля приводит к невозможности осуществления внеплановых проверок соблюдения экологического законодательства. Экологический
Одним из регуляторов общественных отношений является институт юридической ответственности. В теории права выделяются следующие виды юридической ответственности за экологические правонарушения: административная, гражданско-правовая, материальная и уголовная.
Многоаспектность хозяйственных правоотношений в экологической сфере создает большое количество нормативных актов, подробным образом устанавливающих правила поведения в этой сфере.
Такая регламентация осуществлена в рамках экологического администрирования. Поэтому административное право занимает главенствующее положение в экологической сфере. Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ, вступившего в силу 1 июля 2002 г., и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ отдельно в Особенной части выделяет гл. 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Основное негативное воздействие на окружающую природную среду оказывают предприятия, которые являются главными природопользователями. Соблюдение экологического законодательства и его норм во многом зависит от организации производственного экологического контроля, который реализуется экологической службой предприятия.
Несмотря на множество правонарушений в экологической сфере, уголовных дел, возбуждаемых по фактам загрязнения природы, единицы.
Ввиду ничтожного количества уголовных дел, возбуждаемых по фактам загрязнения природы, возникает вопрос: существует ли необходимость в уголовно-правовых средствах регулирования в экологической сфере либо задача охраны природы может решаться иными методами.
Глава 1. Экологический контроль в области окружающей среды
1.1 Понятие, цели и задачи экологического контроля
Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции современного государства. Вместе с тем он составная часть механизма реализации эколого-правовых норм. В целом экологический контроль - это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества.
Под предметом контроля в области охраны окружающей среды понимается деятельность подконтрольных субъектов по фактическому исполнению законов по охране окружающей среды, подзаконных нормативных актов, инструкций, правил, нормативов и стандартов по охране окружающей среды, а также количественные и качественные результаты этой деятельности, целесообразность выбора средств и способов выполнения ими своих природоохранных обязанностей.
Предметом надзора за охраной окружающей среды является исключительно исполнение экологического законодательства органами власти, управления и контроля, соблюдения ими, а также коммерческими и некоммерческими организациями гарантированных законом прав человека на благоприятную окружающую среду. Надзорным органом оценивается деятельность, правовые акты поднадзорных субъектов с точки зрения законности и соответствия экологическим требованиям.
Понятие экологического контроля неоднозначно толкуется различными учеными. Экологический контроль.
Ю.А. Петрова[1] определяет экологический контроль как проверку соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.
Б.В. Ерофеев[2] считает, что экологический контроль - это способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы, представляющий собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения.
По мнению С.А. Боголюбова[3], экологический контроль является важным звеном организационно-правового механизма охраны окружающей среды. В задачи экологического контроля входят наблюдение за состоянием и изменениями окружающей среды, проверка соблюдения требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей среды, выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" [4]закрепляет понятие контроля в области охраны окружающей среды (экологический контроль) как систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативных документов и стандартов, в области охраны окружающей среды..
Прямой целью экологического контроля является обеспечение деятельности природопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке. При этом его конечной целью является поддержание благоприятного качества окружающей природной среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей природной среды.
Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории Российской Федерации, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией Российской Федерации.
Общей задачей экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы.
В соответствии с действующим законодательством основными задачами экологического контроля являются:
- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.
Таким образом, экологический контроль состоит из двух тесно связанных этапов. Экологический контроль.
Первый - сбор и обработка необходимых исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения могут быть вызваны не только хозяйственной деятельностью, но и нерациональным использованием природных ландшафтов организациями, обеспечивающими санаторно-курортное лечение. В этом случае сами природопользователи должны проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха - качество природной среды.
Второй способ - осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа существуют определенные формы и методы экологического контроля. Формы - предупредительная и карательная. Соответственно применяются различные методы осуществления контроля.
Предупредительная форма экологического контроля – это разработка и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.
1.2 Значение проведения экологического контроля
Негативное воздействие на окружающую среду достигло таких масштабов, что сегодня практически любое действие человека сказывается на экологии. Управление в целом и в частности в сфере экологии, немыслимо без контроля. Исходя из того, что государственное управление осуществляется через установление правовых норм, то и вопросы о государственном контроле в данной сфере тоже решаются посредством установления их правового регулирования.
Проведение экологического контроля имеет большое значение в охране окружающей среды. Экологический контроль является важнейшей составляющей недропользования, как непременного условия устойчивого развития экономики России. Проведение экологического контроля способствует успешной реализации государственной политики в области рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и, прежде всего, его минерально-сырьевой составляющей, как основы устойчивого социально-экономического и экологического развитию.
Контроль в сфере охраны окружающей среды, прежде всего, затрагивает проблемы ограничения негативного техногенного воздействия на экологию и человека.
При помощи экологического контроля как вида деятельности, в который входят сбор информации о подконтрольных объектах, ее обработка, оценка и передача для принятия управленческих решений по охране окружающей среды.
По средствам экологического контроля обеспечивается разумное использование природных ресурсов. Одной из составляющих качества экологической среды является сохранение, восстановление и поддержание ее продуктивности сегодня и в будущем. Это позволяет обеспечить соблюдение экологического законодательства, экологических норм, правил, нормативов, выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов всеми государственными органами, предприятиями, организациями, их должностными лицами и иными работниками, а также гражданами.