В современных политических, экономических, социальных условиях значение гражданского воспитания как никогда становится актуальным. Наша страна переживает глубокий и многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: изменился общественно - политический строй, экономический уклад. Но это еще и кризис культуры, происходящий в душах людей. Утрачена система прежних духовных ценностей и ориентиров, а новые пока не выработаны. Поэтому сегодня все более актуальным становится тезис о возрождении духовности, воспитании гражданственности и патриотизма, который тесно связывается с формированием национальных (патриотических) и интернациональных (общечеловеческих) чувств, необходимых для возвышения к ценностям человеческой культуры. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления. Необходимость глубокого внимания к проблеме гражданского воспитания вызвана также процессами, происходящими в молодежной среде.
/Проблема гражданского воспитания молодежи рассматривалась многими учеными. Теоретические основы гражданского воспитания подрастающего поколения получили освещение в научных трудах психологов, педагогов, юристов, философов и социологов разных эпох.
Так, первоосновы гражданского воспитания рассматривали: В.Г.Белинский, Г.Гегель, А.И.Герцен, А. Дистервег, И. Кант, Я.А.Каменский, В.А. Сухомлинский, Г.Песталоцци, Н.Г. Чернышевский и многие другие отечественные и зарубежные философы и педагоги.
Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания (Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, О.С. Богданова, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Д. Никандров, Т.А. Стефановская, А.Н. Тубельский, С.Н. Чистякова, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.). проблема становления различных аспектов гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др.
Анализ научных исследований позволяет констатировать их несомненную теоретическую и практическую значимость для решения проблемы гражданского становления личности, однако следует отметить, что большинство этих подходов были оформлены во второй половине XX века и не отражают реалий современного этапа общественного развития России. В современных условиях значимой выступает необходимость разрешения противоречий между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся; между потребностью подростков в гражданской самореализации и недостаточной разработанностью педагогических условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
/Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.
Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.
На этом фоне актуальность гражданского воспитания в детской и молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политики государства.
Данная работа на сегодняшний день актуальна, поскольку воспитание гражданственности одна из первостепенных задач современного общества. Жажда наживы любой ценой, воровство, коррупция, аморализм охватили значительную часть молодежи. Естественно, это мешает решению проблемы строительства общества, основанного на благополучии, гуманизме и демократии. Одним из средств борьбы с этими явлениями является воспитание гражданственности населения страны, которое должно начинаться как можно раньше.
Целью работы является рассмотрение особенностей гражданского воспитания подрастающего поколения и механизмов формирования гражданственности в современных условиях, значение патриотического, интернационального и правового воспитания.
- Исторические предпосылки формирования и развития гражданственности в России
1.1 Патриотическое и интернациональное воспитание
Патриотическое воспитание подрастающего сегодня поколения - одна из актуальных задач настоящего. Большие изменения произошли в мире за последнее время. Это касается, прежде всего, нравственных ценностей и отношения к истории. У многих детей искажены представления о таких явлениях, как патриотизм, доброта и великодушие. Сегодня, зачастую, материальные блага и ценности преобладают над духовными. Несмотря на это, все трудности переходного периода не должны быть причиной для приостановления патриотического воспитания детей в школе.
Именно нравственно-патриотическое воспитание - основополагающий элемент всего общественного сознания, в котором и заключается основа жизнеспособности каждого государства. Понимая актуальность этой проблемы на современном этапе, необходимо осознавать, что формирование личности дошкольников, просто невозможно без воспитания у них патриотических чувств, с малых лет [4].
Цель патриотического воспитания
Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста довольно многочисленны. Главная из них – привить чувство любви к своей родной природе, семье и дому, а также непосредственно к истории и культуре страны, в которой он живет. Именно поэтому начинать процесс патриотического воспитания детей, необходимо еще в дошкольных учреждениях.
Как известно, чувства патриотического характера, закладываются на протяжении всей жизни и бытия человечества, под влиянием конкретной социокультурной среды. Так люди прямо с рождения инстинктивно, очень естественно и незаметно для себя, привыкают к окружающей их природе, среде, а также и к культуре родной страны, говоря иными словами, - к быту родного народа.
Особенности патриотического воспитания дошкольников
Необходимо учитывать, что каждый ребенок воспринимает действительность, окружающую его, с помощью эмоций. Именно поэтому, патриотическое воспитание любого подрастающего поколения, необходимо начинать с привития чувства любви к родному городу, поселку, стране. Только после этого у него появляются чувства восхищения своим родным селением. Они не возникают спустя нескольких занятий. Как правило, это результат систематического и довольно длительного, а также и целенаправленного влияния на ребенка.
Воспитание детей должно осуществляется постоянно, на занятиях, мероприятиях, и даже в игре, и в быту. Педагогическая работа строится так, чтобы она проходила сквозь сердце, буквально каждого воспитанника детского сада. Любовь дошкольника к Родине начинается с формирования у него отношения к близким ему людям - маме, папе, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, где он проживает.
Особая роль в патриотическом воспитании молодежи отведена музеям и памятникам культуры. Именно они помогают приобщиться ребятам к историко-культурным ценностям своего народа, узнать о различных событиях истории родного края, и государства в целом. Таким образом патриотическому воспитанию подрастающего поколения сегодня уделяется огромное внимание. В подтверждение тому - различные культурные и просветительские мероприятия, которые предусмотрены школьной программой [5].
Открытие новых музеев и исторических памятников только способствует развитию патриотического воспитания в стране, вызывая интерес у молодежи, которая хочет знать историю своего народа. Поэтому главной задачей местных властей, является восстановление объектов культуры, а также открытие большего количеств музеев, которые будут посещать не только жители страны, но и туристы из-за границы.
1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
2. Авилов, В.И. Игрища, борьба, кулачный бой на Великой Руси. Древние традиции физического воспитания / В.И. Авилов, С.Е. Харахордин. - М.: Профит Стайл, 2012. - 176 c.
3. Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и в школе / М.А. Андрианов. - Мн.: Букмастер, 2012. - 280 c.
4. Багдасарьян, Г.Э. Школа игры на ударных инстументах. Воспитание правильного чувства ритма у обучающихся на ударных инструментах: Учебное пособие / Г.Э. Багдасарьян. - СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. - 64 c.
5. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Г.В. Барчукова. - М.: КноРус, 2012. - 368 c.
6. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген; Предисл. П.Я. Гальперин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. - 226 c.
7. Борисова, Н.А. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова; Под. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 358 c.
8. Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / Л.С. Вакуленко. - М.: Форум, 2013. - 272 c.
9. Вересов, Д. Воспитание чувств. Кн.1. Ближний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2011. - 442 c.
10. Вересов, Д. Воспитание чувств. Т. 2. Воспитание чувств. Дальний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: Астрель, Астрель-СПб, ВКТ, 2012. - 410 c.
11. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е.Н. Водовозова. - М.: ЛИБРОКОМ, 2012. - 400 c.
12. Вологодская, О.П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! / О.П. Вологодская. - М.: Центрполиграф, 2012. - 191 c.
13. Гавров, С.Н. Воспитание как антропологический феномен: Учебное пособие / С.Н. Гавров, О.Г. Лопатина, Ю.В. Микляева; Под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2011. - 240 c.
14. Гендель, М. Воспитание детей и научная астрология в учении ордена розенкрейцеров / М. Гендель. - М.: ПрофитСтайл, 2011. - 384 c.
15. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой: Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство-Пр., 2013. - 656 c.
16. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Современные педагогические технологии: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. - Рн/Д: Феникс, 2008. - 428 c.
17. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 320 c.
18. Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 c.
19. Грей, Д. Дети - с небес: Уроки воспитания. Как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Д. Грей. - М.: София, 2013. - 384 c.