Курсовая работа|Педагогика

Практическая работа музея в системе образования и воспитания учащихся

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 45

Введение

Глава  1. История появления школьных исторических музеев
1.1. Особенности школьного исторического музея
1.2 Профили и жанры школьных музеев.  Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного исторического музея
1.3. Планирование работы школьного исторического музея
Раздел 2. Практическая работа музея в системе образования и воспитания учащихся
2.1   Музейные уроки
2.2   Экскурсии как основной вид деятельности школьного исторического музея
Заключение
Список используемой литературы

Изменения в образовательной политике государства привели к резкому увеличению количества часов в образовательных учреждениях на воспитание подрастающего поколения. Большая роль в воспитании отводится школьным историческим музеям и урокам по краеведению.

Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Правительственные программы направлены на воспитание гражданина, патриота своей страны, знающего свое историческое прошлое. Любовь к большой родине складывается из любви к месту, где ты родился, где твои корни. Первые исследования начинаются с познания малой родины. Тематика краеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, история улиц, сёл, деревень, погостов, храмов, предприятий, учреждений. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. В наше время, как никогда, задачи патриотического воспитания молодежи, не только не утратили своей актуальности, но приобрели новую остроту и специфику. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.   Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств. По мере вырастания, у школьников, как отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), который требует реализации, и который, как ни обидно это констатировать, чаще всего остаётся невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в антиобщественных организациях, поток которых от года к году растёт, и это – тревожные симптомы современности.  В  начале 90-х новая Россия объявила, что школа должна только учить. Воспитание почти на десятилетие уходит из школы. Постепенно рушится система поисковой работы, экспедиций, праздников и фестивалей. Советской историей перестают гордиться. Переосмысливается все: герои превращаются в лжегероев; стройки и освоение новых пространств видятся как амбиции тоталитарного режима; успехи в космосе как результат гонки вооружений и идеологического противостояния; ученых подозревают, что все свои открытия они украли на Западе. Школьные музеи  (середине 80- х в стране их  было около  5 тысяч, почти в два с половиной раза больше, чем государственных)  тоже становятся жертвами новых идеологических веяний.      Только спустя 10 лет стало понятно, что освободившуюся нишу - свято место пусто не бывает - быстро заняли другие воспитатели: подворотня, братва, наркотики, секты.

Стали срочно приниматься комплексные программы воспитательной работы, возрождаться детские организации.  В последние годы   начался активный процесс возрождения школьных музеев.

От простой созерцательной экскурсии школьный музей может «продвигать» ребёнка к осмыслению более серьёзных вопросов и проблем как родного края, района, посёлка, так и истории, культуры, науки страны в целом. Музей – это хранитель памяти, а историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве.

Школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями, а также учеников группы «риска».         Любви к Родине нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. Поисково-исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой работы на базе музея. И в этом школьный  музей – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле.    Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, школы учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе. Во-вторых, музейная работа позволяет развивать качества так необходимые в жизни: коммуникабельность и речь, умение общаться с людьми разных возрастов и социальных групп, формировать ответственность и инициативность. Учит правильно организовать свободное время. А это уже нравственные категории.       Школьный музей не должен ограничиваться одной поисковой деятельностью.   К работе музея относятся конференции, митинги, конкурсы патриотической песни, фольклорные праздники, митинги, вечера встреч выпускников школы. Такой   широкий спектр  позволяет привлечь к активной деятельности многих школьников и помогает превратить школьный музей в центр гражданско-патриотического воспитания.

Школьный музей – живой организм,  центр краеведческой и патриотической работы общеобразовательного учреждения.   Здесь можно ощутить себя частью истории, личностью, способной повлиять на её ход. Атмосфера школьного музея проникнута теплотой и заботой щедрых сердец тех, кто пополняет его фонд, ведёт исследовательскую и поисковую работу.                                    Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она рождается от щемящего чувства причастности к тому, что происходило  до тебя и будет происходить после. От веры, что история твоей школы, твоего города, история нашей страны - твоя личная история. Вот почему так важен настоящий живой школьный музей. 

Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности. Главное, что дает школьный музей, духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит не быть «Иваном, не помнящим родства», любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример. Помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает задуматься над тем, что его окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и зачем живет, что он оставит своим потомкам.   Модель гражданско-патриотического воспитания будет работать при наличии интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и коллективной творческой деятельностью.  Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Мы считаем, что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный исторический музей. К идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленный материал требует оформления, систематизации, размещения. Как организовать работу музея? Это и послужило выбору темы нашего исследования: школьный исторический музей.

Объект исследования: исторический музей образовательного учреждения.

Предмет исследования: практическое значение музея в образовательном учреждении

Представляя школьный исторический музей как одну из форм существования воспитательной работы, мы поставили цель: раскрыть особенности работы школьного исторического музея, его роль в системе образования; проанализировать функции исторического музея.

Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:

Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного исторического музея.

Раскрыть сущность, функции школьного исторического музея.

Показать практическое применение исторического школьного музея в образовательном процессе.

В своей работе мы использовали следующие методы:

Изучение и анализ опыта создания школьного исторического музея в образовательном учреждении.

Гипотеза – школьный исторический музей может стать формой воспитания, если при его создании соблюдать определённый алгоритм действий.

Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы. Мы считаем, что данная работа будет полезна и интересна организаторам школьных музеев, педагогам дополнительного образования.

 

Глава  1.История появления школьных исторических музеев.

1.1. Особенности школьного исторического музея

Впервые термин «музей» появился ещё в Древней Греции. Истоки этого понятия необходимо искать в феномене коллекционирования. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились". [5, с. 15]. К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце века в России создаются около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов). В России собственно музейно-образовательная традиция. Новый наглядный метод обучения в стенах музея горячо поддерживают К.Д. Ушинский, Н.А. Корф. В 1864 году в Петербурге появляется совершенно новый тип музея - педагогический музей. Основу его собрания составили наглядные пособия по народному образованию. В начале века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения. В связи с изменением в общественно-политической и экономической жизни России данные общественные музея закрылись, оставив большой практический опыт по созданию, организации деятельности, структуре общественных музеев. Возросшие потребности российского общества к изучению и сохранению русской культуры, русских традиций, истории крупных и малых городов, сёл, школ, судеб людей, семей, династий способствуют возрождению такого социального института как общественные музеи.

За годы своего существования школьные музеи переживали пик популярности и забвение, вместе с ними циклически развивались и исследования их деятельности. В настоящее время переживается "музейный бум" в связи с поисками в России национально объединяющей идеи, лежащей в основе воспитания гражданина новой России. Педагоги, музееведы отводят большую роль в этом поиске музеям как хранителям социальной памяти поколений. Т.Ю. Юренева в монографии "Музей в мировой культуре"[29,с.54] впервые комплексно исследует музей как феномен мировой цивилизации, анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, прослеживает эволюцию музейных учреждений.

В.Е. Туманов в книге "Школьный музей", предназначенной для педагогов, знакомит читателей с проблемами и методами организации и деятельности школьных музеев. В книге делается попытка осмысления и трактовки термина "школьный музей"[22, 52.]

Известный в кругу специалистов музейного дела кандидат педагогических наук, ведущий сотрудник Российского института культурологи, директор Детского музея г. Москвы М.Ю. Юхневич, представил концепцию развития школьных музеев в современных образовательных системах, обобщил материал о музейно-педагогических традициях с середины XIX века, раскрыл сущности культурно-образовательной деятельности школьного музея, рассмотрел проблемы взаимодействия музея со школой. Автор посвятил серию книг, методических пособий ("Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России", "Я проведу тебя в музей", "Школьный музей на рубеже веков", "Детский музей: прошлое и настоящее") данным проблемам.[13,с.43]

 Проблемам внедрения новых музейных технологий, интерактивных занятий посвящают свои исследования Е.Г. Артёмов, Л.А. Васильева, М.В. Куликова, Т.Н. Казанцева.

Труды Е.Л. Галкиной - кандидата педагогических наук, Г.Б. Денисовой - кандидата исторических наук, освещают проблемы работы с Советом (активом) музея.[5,с.54]

Правовой основой деятельности школьных музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений", "Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 года

В современном понимании музей - это:

 Центр духовной культуры;

 Исследовательский и образовательный центр;

 Центр исторической и краеведческой информации.

 Центр предметов исторического прошлого.

Третья статья устава Международного совета музеев гласит: "Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворения духовных потребностей"[15.с.21.]

I. Нормативные документы

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-181/ 16 от 12.03.2003 г. «О деятельности музеев общеобразовательных учреждений»
  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень: Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. История

    5-9 класс.- М.: Просвещение, 2011.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2011.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004, с.131-140
  3. II. Монография.
  4. Бабанский Ю.К. Педагогика.- М.: Просвещение,1988.
  5. Балакирев А.Д. Музей и историческое сознание /А.Д. Балакирев.- М, 2000.
  6. Бердникова Е.М. Формы внеклассной работы по истории- М, 1965.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / В.В. Давыдов.- М.:Педагогика- Пресс, 1996.
  8. Вяземский Е.Е, О.Ю.Стрелова. Теория и методика преподавания истории в средней школе. - М., 2003
  9. Гербард И.Ф. Воспитание нравственности/ И.Ф. Гербард. – М.: Наука, 1998.
  10. Ежова С.А. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. Институтов.- М.: Просвещение, 1986.
  11. Карпова. О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования.- Вологда, 2006 г.
  12. Коменский Я.А. Избр. пед.соч. – М.: Педагогика, 1982. – т.1 .; т.2
  13. Короткова М.В. Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  14. Корнилова Г.Е. Историческое краеведение/ Г.Е. Корнилова.- Екатеренбург: Сократ, 2005.
  15. Косова И.М. Музей в культурной жизни края / И.М. Косова. - М.: Современная Россия, 1998.
  16. Крутецкий. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.
  17. Кудрина Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудрина. - М.: Просвещение, 1985.
  18. Левыкин К.Г., Хербс В. Музей исторического профиля / К.Г. Левыкин, В. Хербс.: Учебное пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 1998.
  19. Лысикова О.В. Музеи России/ О.В. Лысикова. - М.: Флинта, Наука, 2002.
  20. Немов Р.С.. Психология. Кн.2. Психология образования. -М.,1995.
  21. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. - М: Просвещение,1989
  22. Родин. А.Ф Массовые формы внеклассной работы по истории. - М., 2003.
  23. Степанов, Е.Н. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки/ Е.Н. Столяров.- М.: Сфера, 2004.
  24. Студеникин М.Т. методика препедавания истории в школе – М.2000.
  25. Туманов, В.Е. Школьные музеи. Методическое пособие./ В.Е. Туманов. - М.:ЦДЮТиК, 2002.
  26. Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия - М., 1997.
  27. Хитьков Н.А. Школьный музей, его значение и организация. - Киев, 1915
  28. Чередов. И.М. О формах учебной работы в средней школе. М., 1988.
  29. Шалахова, Н.В. Музей и школа / Н.В. Шалахова. – М., 1986.
  30. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела/ Л.М. Шляхтина. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005.
  31. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. - Л., 1929.
  32. Юренева, Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/ Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проспект, 2003.
  33. Ярославль. Любимый город мой./Под редакцией Ю.В. Фроловой. – Ярославль: Канцлер, 2010.

III. Журнальные статьи.

  1. Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление. // Соц. Ис.- 2004.- № 10.
  2. Бакунин В.М. Методические аспекты экскурсионной деятельности// Преподавание истории в школе.2002-.№10
  3. Белкина О.И. Школьный музей. // Воспитание школьников – 2002, №3.
  4. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. – 2001.- №9.
  5. Ванслова, Е. Музейная педагогика.//Воспитание школьников.- 2000- №5
  6. Ерофеева. И. Е. Актуальные возможности музея школы// История. Приложение к 1 сентября 2012- № 13
  7. Зверева К.Е, О.М. Хлытина. Е.Ф.Бехтенева Экспонаты краеведческих музеев как основа историко- познавательной деятельности школьников//  Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012- №6.
  8. Нагорский Н. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. - 2005. - № 5.
  9. О деятельности музеев образовательных учреждений// Народное образование. - 2003.- №8 .
  10. Столяров, Б. Музейная педагогика. История и современность //Народное образование.- 2001.-№5.
  11. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. - 2001. - №3.
  12. Чернова М.Л. Школьный музей военной истории// Преподавание истории в школе.-2002-.№6.
  13. Юхневич М.Ю. Детский музей: былое исполняется в настоящем // Мир музея. - 1985. – № 5.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское