ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРЫ
1.1 Психолого-педагогическая литература об изучении вопросов культуры в обучении
1.2 Методическая литература об изучении вопросов культуры на уроках истории
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ
2.1 Основное содержание вопросов культуры при изучении темы «Духовная жизнь в 30-е гг. XX в.»
2.2 Методика изучения темы «Духовная жизнь в 30-е гг. XX в.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Культура является важной и неотъемлемой частью общества. Познание и понимание культурно-исторического материала позволяет человеку глубже понять многие явления и события. Приобщение к культурному наследию – процесс, в котором значительное место принадлежит школе. Именно в ее стенах учащиеся по средством изучения культуры в рамках различных школьных предметов постигают основы искусства, живописи, музыки и т.д.
Культурно-исторический материал требует особого подхода и выполняет важнейшую роль в образовательно-воспитательном процессе. Он позволяет развить у учащихся познавательную и духовную потребность понимать человека иного времени через культуру. Произведения искусства являются результатом своеобразной духовно-практической деятельности человека – художника и творца, воплощающего в художественно-образной форме эстетическую оценку тех или иных явлений исторической действительности. В обучении истории произведения искусства выступают также средством доведения до учащихся этических и эстетических оценок, идеалов, факторов эстетического воспитания.
Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия несорентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока информации по культуре среди учителей отсутствует единая система, что приводит к отсутствию у учащихся унифицированной концепции по данному вопросу.
Положение с изучением вопросов развития культуры в системе школьного исторического образования в настоящее время привело к необходимости углубленного исследования обозначенной проблемы.
Целью работы является попытка рассмотреть процесс изучения культуры на уроках истории в 9 классе на базе общеобразовательной школы.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть психолого-педагогическую литературу об изучении вопросов культуры в обучении;
обозначить методическую литературу об изучении вопросов культуры на уроках истории;
выделить основное содержание вопросов культуры при изучении темы «Духовная жизнь в 30-е гг. XX в.»;
описать методические приемы, которые возможно использовать при изучении темы «Духовная жизнь в 30-е гг. XX в.»
Объектом исследования является процесс изучения культуры на уроках истории
Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы усвоения культуры в школьном курсе изучения истории.
Степень проработанности
Цель, объект, задачи исследования обусловили его источниковедческую
базу и методы исследования. В качестве источников использовались учебные и методические пособия по изучаемой проблеме, монографии.
В работе использовались труды Алексашкиной Л.Н, Араслановой О.В., Поздеева А.В., Баранова П.А., Бондаренко С.М., Борзовой Л.П., Васяевой С.Н., Венцевой В.О., Вольвакова С. П., Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю., Гольденберг М.Л., Гора П.В., Данилова А.А. Косулиной Л.Г. и др.
Методы исследования
Одним из методов было наблюдение уроков истории, проводимых на базе 9-11 классов общеобразовательной школы. Данное наблюдение позволяет на реальном примере оценить эффективность возможных методических приемов, используемых в процессе рассмотрения вопросов культуры на уроках истории. Также проводились беседы с учителями истории, анализировалась учебная документация.
Практическая значимость
Материалы данного исследования, возможно, использовать в практике преподавания учителей всех типов школ и учебных учреждений с гуманитарным уклоном. Данная работа носит обобщенный характер и узкую направленность, а именно изучение вопросов культуры в XX веке.
Структура работы
Данная работа состоит из введения, двух глав (четыре параграфа), заключения и списка использованной литературы.
Введение содержит обоснование актуальности исследования, цели, задачи, предмет, объект, степень изученности вопроса и практическую значимость данной работы.
Первая глава «Научно – методическое обоснование вопросов культуры» рассматривает педагогическую и методическую литературу посвященную характеристике культурных процессов, происходящих в России в XX веке. Данная глава носит теоретический и обобщающий характер.
Вторая глава «Методические варианты изучения культуры на уроках истории в 9 классе» рассматривает возможные трактовки темы «Духовная жизнь 30-х годов XX века». Это глава наряду с теорией содержит и практический материал.
Заключение включает основные выводы по изучаемой проблематике.
Список использованной литературы представлен методическими, учебными и научными публикациями.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРЫ
1.1 Психолого-педагогическая литература об изучении вопросов культуры в обучении
Психолого-педагогическая литература посвященная изучению вопросов культуры представлена целым спектром изданий, отражающих различные позиции и подходы.
Обозначим основные подходы в преподавании вопросов культуры, существующие в современной школе.
Сегодня почти во всех школьных учебниках господствует традиционный (ещё с XIX в.) персоналистский подход[1] к изучению культуры: параграфы напичканы именами известных деятелей культуры и их достижениями. Безусловно, знать имена и крупнейшие открытия в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной способ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного материала ребенком в данной форме попросту невозможно.
Наряду с обозначенным подходом в учебниках и преподаванием истории используются и иные идеи. Самым непростым способом изучения культуры является ценностный подход, основанный на постижении в доступном ключе философской основы культурно-исторического содержания.[2] В произведениях искусства, слова, прикладного творчества школьники выявляют с помощью учителя их символику и мифологию. В рамках данного подхода рассматриваются стили и направления культуры в историческом контексте.
В современной школе прочно зарекомендовал себя и эстетический подход к изучению культуры, который базируется на формировании у школьников совокупности взглядов и чувств в категориях прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.
Созвучным современным педагогическим идеям способом изучения вопросов культуры является диалогический подход, основанный на идеях М.М. Бахтина о внутреннем диалоге человека. Такой способ позволяет формировать у детей диалогическое сознание, свободное от монокультурного восприятия действительности, а также разнообразные коммуникативные умения.
Весьма продуктивным способом изучения культуры в школьных курсах истории является личностно-ориентированный подход. Он основан на индивидуальной траектории усвоения учеником явлений культуры и включает личное творчество ученика, личный опыт и эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры (эти произведения и являются основой творчества ученика).
В последние годы набирает силу проектный подход, применение которого имеет особое значение в изучении культурно-исторического материала. Учебный проект для ученика - способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать публично достигнутый результат [3].
Самым продуктивным подходом к изучению вопросов культуры в школьном преподавании истории является интегрированный подход, основанный на синтетическом рассмотрении всех сфер функционирования жизни общества и преодолении изолированного рассмотрения культурно-исторического материала.