Курсовая работа|Педагогика

Процесс изучения культуры на уроках истории

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 32

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРЫ

1.1 Психолого-педагогическая литература об изучении вопросов культуры в обучении

1.2 Методическая литература об изучении вопросов культуры на уроках истории

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ

2.1 Основное содержание вопросов культуры при изучении темы «Духовная жизнь в 30-е гг. XX в.»

2.2 Методика изучения темы «Духовная жизнь в 30-е гг. XX в.»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Культура является важной и неотъемлемой частью общества. Познание и понимание культурно-исторического материала позволяет человеку глубже понять многие явления и события. Приобщение к культурному наследию – процесс, в котором значительное место принадлежит школе. Именно в ее стенах учащиеся по средством изучения культуры в рамках различных школьных предметов постигают основы искусства, живописи, музыки и т.д.

Культурно-исторический материал требует особого подхода и выполняет важнейшую роль в образовательно-воспитательном процессе. Он позволяет развить у учащихся познавательную и духовную потребность понимать человека иного времени через культуру. Произведения искусства являются результатом своеобразной духовно-практической деятельности человека – художника и творца, воплощающего в художественно-образной форме эстетическую оценку тех или иных явлений исторической действительности. В обучении истории произведения искусства выступают также средством доведения до учащихся этических и эстетических оценок, идеалов, факторов эстетического воспитания.

Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия несорентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока информации по культуре среди учителей отсутствует единая система, что приводит к отсутствию у учащихся унифицированной концепции по данному вопросу.

Положение с изучением вопросов развития культуры в системе школьного исторического образования в настоящее время привело к необходимости углубленного исследования обозначенной проблемы.

Целью работы является попытка рассмотреть процесс изучения культуры на уроках истории в 9 классе на базе общеобразовательной школы.

Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть психолого-педагогическую литературу об изучении вопросов культуры в обучении;

обозначить методическую литературу об изучении вопросов культуры на уроках истории;

выделить основное содержание вопросов культуры при изучении темы «Духовная жизнь в 30-е гг. XX в.»;

описать методические приемы, которые возможно использовать при изучении темы «Духовная жизнь в 30-е гг. XX в.»

Объектом исследования является процесс изучения культуры на уроках истории

Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы усвоения культуры в школьном курсе изучения истории.

Степень проработанности

Цель, объект, задачи исследования обусловили его источниковедческую

базу и методы исследования. В качестве источников использовались учебные и методические пособия по изучаемой проблеме, монографии.

В работе использовались труды Алексашкиной Л.Н, Араслановой О.В., Поздеева А.В., Баранова П.А., Бондаренко С.М., Борзовой Л.П., Васяевой С.Н., Венцевой В.О., Вольвакова С. П., Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю., Гольденберг М.Л., Гора П.В., Данилова А.А. Косулиной Л.Г. и др.

Методы исследования

Одним из методов было наблюдение уроков истории, проводимых на базе 9-11 классов общеобразовательной школы. Данное наблюдение позволяет на реальном примере оценить эффективность возможных методических приемов, используемых в процессе рассмотрения вопросов культуры на уроках истории. Также проводились беседы с учителями истории, анализировалась учебная документация.

Практическая значимость

Материалы данного исследования, возможно, использовать в практике преподавания учителей всех типов школ и учебных учреждений с гуманитарным уклоном. Данная работа носит обобщенный характер и узкую направленность, а именно изучение вопросов культуры в XX веке.

Структура работы

Данная работа состоит из введения, двух глав (четыре параграфа), заключения и списка использованной литературы.

Введение содержит обоснование актуальности исследования, цели, задачи, предмет, объект, степень изученности вопроса и практическую значимость данной работы.

Первая глава «Научно – методическое обоснование вопросов культуры» рассматривает педагогическую и методическую литературу посвященную характеристике культурных процессов, происходящих в России в XX веке. Данная глава носит теоретический и обобщающий характер.

Вторая глава «Методические варианты изучения культуры на уроках истории в 9 классе» рассматривает возможные трактовки темы «Духовная жизнь 30-х годов XX века». Это глава наряду с теорией содержит и практический материал.

Заключение включает основные выводы по изучаемой проблематике.

Список использованной литературы представлен методическими, учебными и научными публикациями.

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРЫ

1.1 Психолого-педагогическая литература об изучении вопросов культуры в обучении

Психолого-педагогическая литература посвященная изучению вопросов культуры  представлена целым спектром изданий, отражающих различные позиции и подходы.

Обозначим основные подходы в преподавании вопросов культуры, существующие  в современной школе.

Сегодня почти во всех школьных учебниках господствует традиционный (ещё с XIX в.) персоналистский подход[1] к изучению культуры: параграфы напичканы именами известных деятелей культуры и их достижениями. Безусловно, знать имена и крупнейшие открытия в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной способ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного материала ребенком в данной форме попросту невозможно.

Наряду с обозначенным подходом в учебниках и преподаванием истории используются и иные идеи. Самым непростым способом изучения культуры является ценностный подход, основанный на постижении в доступном ключе философской основы культурно-исторического содержания.[2] В произведениях искусства, слова, прикладного творчества школьники выявляют с помощью учителя их символику и мифологию. В рамках данного подхода рассматриваются стили и направления культуры в историческом контексте.

В современной школе прочно зарекомендовал себя и эстетический подход к изучению культуры, который базируется на формировании у школьников совокупности взглядов и чувств в категориях прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.

Созвучным современным педагогическим идеям способом изучения вопросов культуры является диалогический подход, основанный на идеях М.М. Бахтина о внутреннем диалоге человека. Такой способ позволяет формировать у детей диалогическое сознание, свободное от монокультурного восприятия действительности, а также разнообразные коммуникативные умения.

Весьма продуктивным способом изучения культуры в школьных курсах истории является личностно-ориентированный подход. Он основан на индивидуальной траектории усвоения учеником явлений культуры и включает личное творчество ученика, личный опыт и эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры (эти произведения и являются основой творчества ученика).

В последние годы набирает силу проектный подход, применение которого имеет особое значение в изучении культурно-исторического материала. Учебный проект для ученика - способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать публично достигнутый результат [3].

Самым продуктивным подходом к изучению вопросов культуры в школьном преподавании истории является интегрированный подход, основанный на синтетическом рассмотрении всех сфер функционирования жизни общества и преодолении изолированного рассмотрения культурно-исторического материала.

 

  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. – М., 1984. – 124с
  2. Алексашкина Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, - 2014. - 125 с.
  3. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России (XX-начало XXI века). 9 класс. - М.: «ВАКО», - 2010.- 167с
  4. Баранов П.А. Использование групповой формы работы учащихся при изучении новой истории //Преподавание истории в школе. - 1990. - №6. - С. 34- 89
  5. Бондаренко С.М. Урок - творчество учителя. - М., 1985. - 345с
  6. Борзова Л.П. Игры на уроках истории.- М.: Владос−пресс, 2001. 131с
  7. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - №5. 2000. - С.27-42
  8. Васяева С.Н. Нетрадиционные формы уроков //Преподавание истории в школе. - 2001. - № 6 . - С. 56-67
  9. Венцева В.О. Дискуссия на уроке истории // История. Все для учителя. 2012. - № 4. - С.2-9
  10. Веселова Е.Г. Школьный музей как уникальная развивающая среда и воспитательная система образовательного учреждения // Мир современной науки . - 2013. - №1 (16). - С.44-49.
  11. Вольваков С. П. Познавательно – развивающие вопросы в преподавании истории Отечества // Преподавание истории в школе. - 2000. - № 5. -С.67-78
  12. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высших учебных заведений. -М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. - 2003. - 384с
  13. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. - М., 1999. - 234с
  14. Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории //Преподавание истории в школе. - 2001. - №4. - С.71–72.
  15. Гончарова А.И. Диспут на уроке истории // Преподавание истории в школе. - 1998.- № 5. - С. 36–38.
  16. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – М., 1971. – 135с
  17. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России XX век». 9 класс. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», - 2003. – 256с
  18. Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, - 1999. – 278с
  19. Долуцкий И.И. Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, - 1996. - 289с
  20. Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. - 1994. - №8.- С. 23-33
  21. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, - 2011. - 190 с.
  22. Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей. – М., 1997. – 156с
  23. История России: Учебное пособие для вузов, колледжей, лицеев, гимназий и школ: в 2-х т., т. Горинов М.М., Горский А.А.., Денисов А.А. и др. – М.: Владос, - 1995. – 289с
  24. Клименко А.В. Румынина В.В. Уроки – суды//Преподавание истории в школе. - 1998. - №3. - С.23-45
  25. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – Москва: Прогресс, - 2003. - 125с
  26. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории/Учебное издание. - М.: «Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС», -2000.- 248с
  27. Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. – 2010. - №5. - С.3-7
  28. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе.- М., -2000. -258с
  29. Косова Г.Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, - 1987. - 178с
  30. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практическое пособие/ Под. Ред. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-на-Дону, - 2001.- 346с
  31. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. - М.: Владос, - 2000. - 123с
  32. Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории. - Великий Новгород, - 2007. - 128с
  33. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке. Учебник для 10-11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, - 2002. - 246с
  34. Леонов Е.Е. Исторический аспект появления и развития школьных музеев в России: периодизация, проблемы, особенности работы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2011.- №17. - С.39-49
  35. Леонов Е.Е. Теоретическое осмысление образовательно-коммуникативных моделей как инновационной формы развития экспозиционной и экскурсионной работы при взаимодействии в системе: музей – школьный музей – вуз // МНКО . - 2011. - №5. - С.391-392.
  36. Линденберг, К. Обучение истории. - М., 1997. - С. 34-37
  37. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986. – 189с
  38. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов– 12-е изд. стер. – М.: Академия, - 2009.- 637 с.
  39. Россия и мир: Учебная по истории в 2-х частях. Ч.2./ под общей ред. Проф. Данилова А.А. - М.: Владос,- 1994.- 289с
  40. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе/Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС. - 2000. - 124с
  41. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС. - 2004. - 57с
  42. Трофимова О. В. Нетрадиционная форма урока и социализация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - №1. - С. 13- 16
  43. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010. № 1897
  44. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, - 2011. - 159 с.
  45. Челышева И.В. Развитие познавательных интересов школьников в условиях компьютеризации современного образования. - Таганрог, 2006.
  46. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., - 2001. - 197 с.
  47. Шкель В.Ф. Игровые технологии в учебном процессе. Учебно-методическое пособие/В.Ф.Шкель. – Саратов, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», -2010. - 24 с
  48. Ямбург Е.А. Воспитание историей. – М., 1989. – 189с
  49. Ярома О.В. Использование творческих заданий в развитии информационно-аналитических умений учащихся //Пермский педагогический журнал. - 2013. - №4. - С. 15-21

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское