Курсовая работа|Педагогика

Процесс развития гуманных отношений у старшеклассников в процессе общения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 27

Введение

1. Теоретические аспекты понятия «Гуманное отношение к человеку»

2. Роль общения в нравственном становлении личности подростка

3. Эмпирическое исследование развития гуманных отношений у старшеклассников

4. Рекомендации по развитию гуманного отношения к человеку у старшеклассников в процессе общения

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Актуальность темы работы. В условиях экономических и социально-политических преобразований в нашей стране, а также социальных перекосов в кризисный период, разрушения этических традиций, разгула цинизма и индивидуализма проблема гуманного отношения к человеку приобретает особую значимость как социальную, так и педагогическую.

Проблема формирования гуманных чувство связана с требованиями, предъявляемыми к её результату. Социальный заказ общества к гуманной личности, часто имеет в виду задачу формирования духовной, саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы нравственного развития подрастающего поколения. Это предполагает построение такого воспитательного пространства, в котором каждый ребенок может самореализоваться, самоопределиться, найти себя, почувствовать «ситуацию успеха» в решении социальных задач и проблемных ситуаций.

Целенаправленное формирование гуманных чувств и отношений особенно важно в период отрочества, когда у подростков интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, собственные взгляды на жизнь, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня, и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли [1]. К подростковому возрасту, появляется возможность проявления полноценных гуманных отношений, базирующихся на жизненных ценностях и сформированных гуманных чувствах.

Исследования современных педагогов в области нравственного воспитания также неизбежно затрагивают проблему формирования гуманного отношения к человеку у воспитанников разных возрастных групп. Большая часть этих работ посвящена воспитанию гуманных чувств и отношений в дошкольный и школьный период (Р.К. Абакарова, В.В. Абраменкова, О. В. Авраменко, Н.В. Анненкова, С.С. Быкова, О. В. Вакуленко, Л.П. Выговская, Н.Г. Капустина, С.А. Козлова, И.И. Корягина, Н.Л. Кряжева, Е.М. Лазарева, Н.И. Мушенок, Ю.С. Митина, Т.Д. Недосекова, К.А. Орлов, Т.Е. Орлова, С.Ю. Сенатор, Г.Г. Сергеичева, М.Н. Сокольникова, Н.И. Цуканова, М.Н. Цыганкова, Т.В. Черник, Е.Э. Шишлова, Н.Е. Щуркова и т.д.), т.к., по мнению исследователей, именно в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей.

В ряде трудов рассматривается формирование гуманных отношений в подростковом и студенческом возрасте: А.Г. Абсалямова, И.А. Бонченков, И.П. Каружене, П.Ф. Комогоров, Г.В Массон, И.В. Михалец, Т.В. Панина, Л.А. Филянина, И.В. Хитрова, И.К. Шакиров, Е.В. Яшкова.

Несмотря на большое количество исследований в области формирования гуманных чувств подрастающего поколения, проблема развитие гуманных отношений у старшеклассников в процессе общения исследована недостаточно. Следовательно, возникает противоречие между существующим социальный заказ общества к гуманной личности и недостаточной проработанности вопросов формирования гуманных отношений у старшеклассников в процессе общения.

Данная проблема приобретает особую актуальность в свете того факта, что именно межличностное общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, и, следовательно, должно нести в себе огромный потенциал развития личности старших школьников.

Объект исследования: формирование гуманных отношений в старшем подростковом возрасте.

Предмет исследования: процесс развития гуманных отношений у старшеклассников в процессе общения.

Цель работы: изучить теоретические аспекты и провести эмпирическое исследование развития гуманных отношений у старшеклассников в процессе общения.

Задачи работы:

  • изучить Теоретические аспекты понятия «Гуманное отношение к человеку»;
  • раскрыть роль общения в нравственном становлении личности подростка;
  • провести эмпирическое исследование развития гуманных отношений у старшеклассников;
  • разработать рекомендации по развитию гуманного отношения к человеку у старшеклассников в процессе общения.

Методы исследования:

1) теоретические:  анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по теме исследования; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение;  обобщение; индукция и дедукция;

2) эмпирические: метод анализа документов; метод изучения продуктов деятельности; наблюдение.

 

1. Теоретические аспекты понятия «Гуманное отношение к человеку»

В современных исследованиях проблема гуманных отношений находится на стыке нескольких ведущих областей научного знания: философии, общей, социальной и возрастной психологии, педагогики, этики, социологии и др. Социологи изучают воздействие социального положения на проявления гуманного отношения. Психологи – мотивы гуманности, педагоги – организационно педагогические факторы, влияющие на развитие и воспитание гуманного отношения у подрастающего поколения.

Несмотря на наличие большого количества исследований по изучению данной проблемы, нет однозначной терминологии для обозначения этого явления. В зарубежной психологии наиболее принятым является понятие «просоциальное поведение», которое включает работы в области эмпатии, альтруистического поведения, а также направление, называемое «helping behavior» - поведение помощи, кооперативностъ.

Отечественные психологи и  педагоги для идентификации данного понятия используют такие термины, как «гуманистические отношения», «нравственные отношения».

В психологической науке проблема гуманных отношений изучается в двух направлениях: коллективистском и деятельностном. Представители первого направления (С.Л. Рубинштейн, А.A. Волкогонов и др.) конкретизируют принцип гуманности во взаимоотношениях людей, обращаясь к отношениям солидарности, взаимопомощи, активного сопереживания общих ценностей. Представления о гуманных отношениях, как правило, отличаются активным, действенным характером и выражаются в конкретной помощи ин- дивидов друг другу, их взаимной заботе, соучастии в делах и переживаниях.

Исследователи деятельностного направления (B.А. Петровский, В.В. Абраменкова и др.) уверены, что отношения всегда опосредованы совместной деятельностью людей, которая выступает как условие и как средство их формирования. Гуманным является отношение к другому, как к самому себе, через отношение к совместной деятельности.

О.В. Авраменко [1] предлагает термин «солидарная идентификация» как понятие, определяющее форму гуманных отношений в коллективе, при которой проявляется совместная ответственность каждого в группе за успехи и неудачи в совместной деятельности, которая осуществляется ради другого человека. Автор определяет гуманные отношения как социально позитивные проявления заботы, взаимопомощи, уважения, солидарности в группе.

Таким образом, с психологической точки зрения гуманные отношения раскрываются как взаимоотношения человека с другими людьми в процессе развития самосознания, формирования характера. Гуманные отношения проявляются во взглядах, убеждениях, вкусах, эмоциональных переживаниях, в побуждениях и стремлениях к действию и в самих действиях.

Как справедливо отмечает Л.Н. Рубинштейн: «Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какое отношение к людям, к другому человеку он способен установить» [23, с. 46].

С целью уточнения понятия «гуманные отношения» обратимся к ряду его определений. И.С. Марьенко (1985) [15] к гуманным отношениям относит иерархиюинтегральных гуманных качеств, выражающихся в поведении, в определенных гуманистических проявлениях.

Б.Д. Кисикова (1991) [12] определяет гуманные отношения как единство нравственно ценных представлений и понятий, чувств и действий человека, формируемых и проявляющихся как ведущий мотив во взаимной деятельности людей, стимулирующей глубокое и стойкое осознание самоценности человека, человеколюбие, сострадание и взаимопомощь, уважение к достоинству и свободе личности.

 

  1. Авраменко О.В. Педагогические условия формирования гуманности в игровой деятельности: дис ... канд. пед. наук / О.В. Авраменко. - Елец, 1997. - С. 37.
  2. Анисимов С.Ф. Активность и моральная деятельность / С.Ф. Анисимов // Социальная активность личности. - 1976. - Вып. 1. - С. 12-21.
  3. Бонченков И.А. Подготовка курсантов военных вузов к построению гуманных отношений в воинском коллективе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А. Бонченков. - Омск, 2009. - 241 с.
  4. Веревкина Т.А. Педагогические условия развития гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.А. Веревкина. - Хабаровск, 1999. - 247 с.
  5. Веремей А.Г. Развитие гуманистических отношений преподавателя и студентов в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А.Г. Веремей. - Барнаул, 2005. - 195 с.
  6. Востриков А.А. Педагогическая психотерапия. Теоретические поло- жения и концепции: монография / А.А. Востриков. - Томск: Продуктивная педагогика, 2007. - 260 с.
  7. Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности (на материале исследования детей 7-8 лет): автореф. дис. канд. психол. наук / Е.С. Гончаренко. ‒ Краснодар, 2003. – С. 24.
  8. Грецов А.П. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание / А.П. Грецов. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.
  9. Григорьева Е.Г. Воспитание гуманности у старшеклассников в процессе обучения английскому языку: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.Г. Григорьева. - Чебоксары, 2000. - 218 с.
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. –М.: Издательская корпорация «Логос», 2004. –384с.
  11. Катаев В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Орехово-Зуево: Педагогический институт, 2002. – с. 56. 
  12. Кисикова Б.Д. Воспитание гуманистических отношений у студентов в учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Б.Д. Кисикова. - Алма-Ата, 1991. - 25 с.
  13. Климова М.В. Психолого-педагогические предпосылки формирования толерантности у подростков 13-15 лет: учебное пособие / М.В. Климова. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010. – 73 с.
  14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 464с.
  15. Марьенко И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьенко. -М., 1985. - С. 56 -105.
  16. Недосекова Т.Д. Воспитание гуманных взаимоотношений учащихся в многонациональной городской школе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Д. Недосекова. - Якутск, 2000. - 200 с.
  17. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224с.
  18. Общая психология и психология личности/под ред. А.А. Реана. - М: ACT: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. - 639с.
  19. Орлов К.А. Особенности формирования гуманности на отдельных этапах развития личности / К.А. Орлов // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: сб. науч. трудов. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. - С. 162-165.
  20. Орлов К.А. Формирование гуманных отношений младших подростков во внеучебной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / К.А. Орлов. - М., 2009. - 155 с.
  21. Панина Т.В. Формирование гуманного отношения к человеку у буду- щих сотрудников правоохранительных органов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Панина. - Якутск, 2006. - 178 с.
  22. Психология подростка. Полное руководство. /Под редакцией А. А. Реана – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 480 с.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.:Эксмо, 2009.- Т.2.- 328 с.
  24. Соибназарова М. Н., Санакулова З. А. Некоторые психологические проблемы общения в подростковом возрасте / М. Н. Соибназарова, З. А. Санакулова // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 737-739
  25. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник/Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 636с.
  26. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М.: Институт психотерапии, 2004. – 480 с. 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское