Актуальность темы работы. В условиях экономических и социально-политических преобразований в нашей стране, а также социальных перекосов в кризисный период, разрушения этических традиций, разгула цинизма и индивидуализма проблема гуманного отношения к человеку приобретает особую значимость как социальную, так и педагогическую.
Проблема формирования гуманных чувство связана с требованиями, предъявляемыми к её результату. Социальный заказ общества к гуманной личности, часто имеет в виду задачу формирования духовной, саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы нравственного развития подрастающего поколения. Это предполагает построение такого воспитательного пространства, в котором каждый ребенок может самореализоваться, самоопределиться, найти себя, почувствовать «ситуацию успеха» в решении социальных задач и проблемных ситуаций.
Целенаправленное формирование гуманных чувств и отношений особенно важно в период отрочества, когда у подростков интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, собственные взгляды на жизнь, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня, и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли [1]. К подростковому возрасту, появляется возможность проявления полноценных гуманных отношений, базирующихся на жизненных ценностях и сформированных гуманных чувствах.
Исследования современных педагогов в области нравственного воспитания также неизбежно затрагивают проблему формирования гуманного отношения к человеку у воспитанников разных возрастных групп. Большая часть этих работ посвящена воспитанию гуманных чувств и отношений в дошкольный и школьный период (Р.К. Абакарова, В.В. Абраменкова, О. В. Авраменко, Н.В. Анненкова, С.С. Быкова, О. В. Вакуленко, Л.П. Выговская, Н.Г. Капустина, С.А. Козлова, И.И. Корягина, Н.Л. Кряжева, Е.М. Лазарева, Н.И. Мушенок, Ю.С. Митина, Т.Д. Недосекова, К.А. Орлов, Т.Е. Орлова, С.Ю. Сенатор, Г.Г. Сергеичева, М.Н. Сокольникова, Н.И. Цуканова, М.Н. Цыганкова, Т.В. Черник, Е.Э. Шишлова, Н.Е. Щуркова и т.д.), т.к., по мнению исследователей, именно в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей.
В ряде трудов рассматривается формирование гуманных отношений в подростковом и студенческом возрасте: А.Г. Абсалямова, И.А. Бонченков, И.П. Каружене, П.Ф. Комогоров, Г.В Массон, И.В. Михалец, Т.В. Панина, Л.А. Филянина, И.В. Хитрова, И.К. Шакиров, Е.В. Яшкова.
Несмотря на большое количество исследований в области формирования гуманных чувств подрастающего поколения, проблема развитие гуманных отношений у старшеклассников в процессе общения исследована недостаточно. Следовательно, возникает противоречие между существующим социальный заказ общества к гуманной личности и недостаточной проработанности вопросов формирования гуманных отношений у старшеклассников в процессе общения.
Данная проблема приобретает особую актуальность в свете того факта, что именно межличностное общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, и, следовательно, должно нести в себе огромный потенциал развития личности старших школьников.
Объект исследования: формирование гуманных отношений в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования: процесс развития гуманных отношений у старшеклассников в процессе общения.
Цель работы: изучить теоретические аспекты и провести эмпирическое исследование развития гуманных отношений у старшеклассников в процессе общения.
Задачи работы:
- изучить Теоретические аспекты понятия «Гуманное отношение к человеку»;
- раскрыть роль общения в нравственном становлении личности подростка;
- провести эмпирическое исследование развития гуманных отношений у старшеклассников;
- разработать рекомендации по развитию гуманного отношения к человеку у старшеклассников в процессе общения.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по теме исследования; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение; обобщение; индукция и дедукция;
2) эмпирические: метод анализа документов; метод изучения продуктов деятельности; наблюдение.
1. Теоретические аспекты понятия «Гуманное отношение к человеку»
В современных исследованиях проблема гуманных отношений находится на стыке нескольких ведущих областей научного знания: философии, общей, социальной и возрастной психологии, педагогики, этики, социологии и др. Социологи изучают воздействие социального положения на проявления гуманного отношения. Психологи – мотивы гуманности, педагоги – организационно педагогические факторы, влияющие на развитие и воспитание гуманного отношения у подрастающего поколения.
Несмотря на наличие большого количества исследований по изучению данной проблемы, нет однозначной терминологии для обозначения этого явления. В зарубежной психологии наиболее принятым является понятие «просоциальное поведение», которое включает работы в области эмпатии, альтруистического поведения, а также направление, называемое «helping behavior» - поведение помощи, кооперативностъ.
Отечественные психологи и педагоги для идентификации данного понятия используют такие термины, как «гуманистические отношения», «нравственные отношения».
В психологической науке проблема гуманных отношений изучается в двух направлениях: коллективистском и деятельностном. Представители первого направления (С.Л. Рубинштейн, А.A. Волкогонов и др.) конкретизируют принцип гуманности во взаимоотношениях людей, обращаясь к отношениям солидарности, взаимопомощи, активного сопереживания общих ценностей. Представления о гуманных отношениях, как правило, отличаются активным, действенным характером и выражаются в конкретной помощи ин- дивидов друг другу, их взаимной заботе, соучастии в делах и переживаниях.
Исследователи деятельностного направления (B.А. Петровский, В.В. Абраменкова и др.) уверены, что отношения всегда опосредованы совместной деятельностью людей, которая выступает как условие и как средство их формирования. Гуманным является отношение к другому, как к самому себе, через отношение к совместной деятельности.
О.В. Авраменко [1] предлагает термин «солидарная идентификация» как понятие, определяющее форму гуманных отношений в коллективе, при которой проявляется совместная ответственность каждого в группе за успехи и неудачи в совместной деятельности, которая осуществляется ради другого человека. Автор определяет гуманные отношения как социально позитивные проявления заботы, взаимопомощи, уважения, солидарности в группе.
Таким образом, с психологической точки зрения гуманные отношения раскрываются как взаимоотношения человека с другими людьми в процессе развития самосознания, формирования характера. Гуманные отношения проявляются во взглядах, убеждениях, вкусах, эмоциональных переживаниях, в побуждениях и стремлениях к действию и в самих действиях.
Как справедливо отмечает Л.Н. Рубинштейн: «Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какое отношение к людям, к другому человеку он способен установить» [23, с. 46].
С целью уточнения понятия «гуманные отношения» обратимся к ряду его определений. И.С. Марьенко (1985) [15] к гуманным отношениям относит иерархиюинтегральных гуманных качеств, выражающихся в поведении, в определенных гуманистических проявлениях.
Б.Д. Кисикова (1991) [12] определяет гуманные отношения как единство нравственно ценных представлений и понятий, чувств и действий человека, формируемых и проявляющихся как ведущий мотив во взаимной деятельности людей, стимулирующей глубокое и стойкое осознание самоценности человека, человеколюбие, сострадание и взаимопомощь, уважение к достоинству и свободе личности.