Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формальныхи неформальных групп
1.1 Понятие молодежной субкультуры
1.2 Формальные и неформальные молодёжные объединения
Глава 2 Психологические особенности. Работа педагога с молодежью
2.1 Неформальное образование:
2.2 Формы и методы работы социального педагога с неформальной молодежью
2.3 Психологические особенности молодежи,
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Неформальные и формальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.
Молодежь - органическая часть современного общества. Она несет незаменимую никакими другими социальными группами функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Реализация любой концепции развития страны будет зависеть от того, как она воспринимается и оценивается молодым поколением, насколько соответствует образу мыслей и жизни молодых людей. Неформальными объединениями для детей и молодёжи называют социальные группы, в которых собраны представители различных обществ и разной ориентационной направленности. Понятие неформальных объединений является достаточно многозначным.
Таким образом, формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития России. В этом смысле, молодежь - объект национально государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества. Из этого следует, что одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации является государственная молодежная политика.
Целью данной работы является формальные и неформальные группы, идентификация.
Объектом исследования являются молодежные объединения.
Предмет исследования - работа социального педагога с представителями неформальных молодежных организаций.
Поставлены задачи:
- дать понятие молодежной субкультуры;
- рассмотреть формальные и неформальные молодёжные объединения;
- осветить неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений
- изучить формы и методы работы социального педагога с неформальной молодежью;
- проанализировать психологические особенности молодежи, связанные с включенностью в неформальные и формальные объединения.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты формальныхи неформальных групп
1.1 Понятие молодежной субкультуры
В каждый период развития общественных отношений в молодежной среде возникают предпосылки для возникновения специфической субкультуры.
Субкультура вообще – это понятие, которое можно рассматривать так[1]:
- совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества;
- особая форма организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами;
- трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску.
Главной характерной особенностью молодежной субкультуры является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.
Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности.
Третьей характерной особенностью молодежной субкультуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто - экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.
В молодежной среде появились новые тенденции в понимании культуры. Признавая объективное существование историко-культурных ценностей, национальных культурных традиций, молодежь, тем не менее, не проявляет активности в их освоении, считая это проблемой второстепенной, не имеющей практической значимости в реальном социально-политическом и историческом контексте, уделяет больше внимания имиджевым технологиям, не имеющим глубоких культурных основ. Культура подменяется этикетом, содержание - формой[2].
В педагогическом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать с позиции появления, формирования и функционирования неформальных молодежных объединений, социально-педагогической работы специалистов с ними.
Следует заметить, что большинство социальных движений в момент их зарождения носят неформальный характер и лишь, по мере развития, происходит их постепенная институционализация и формализация. Отдельные движения вообще не принимают форму социального института, обладающего специфическими нормами и санкциями, и основываются лишь на единых ценностях и целях (религиозные, моральные и т.п.). Другие, наоборот, довольно динамично формируются в политические партии, утрачивая свой неформальный характер.
Генезис неформальных движений связан с возникновением в обществе кризисных ситуаций, социальных конфликтов, недовольства, дезорганизации, переоценки прежней системы ценностей, побуждающих определенную часть общества искать формы самореализации, а затем по мере возрастания напряженности объединяться в движениях. Социальные движения тесно взаимодействуют с массовым общественным сознанием, находясь под его непосредственным воздействием, ориентируясь на него, апеллируя к нему и оказывая на него в свою очередь существенное и весомое влияние.