Курсовая работа|Педагогика

Развитие внимания младших школьников с ЗПР

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 45

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические подходы к изучению внимания младшего школьника с задержкой психического развития

1.1 Определение понятия «задержка психического развития» и психолого-педагогическая характеристика детей

1.2 Внимание, его свойства и виды

1.3 Нарушение внимания и его особенности у детей с ЗПР

Глава 2. Экспериментальное исследование развития внимания в младшем школьном возрасте детей с ЗПР

2.1. Цели, задачи, методики исследования

2.2. Анализ результатов исследования

2.3. Развитие внимания детей младшего школьного возраста (рекомендации для родителей и педагогов)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение

 

Актуальность темы. Жизнь невозможна без управления процессами жизни и поведением. Управление предполагает внимание, то есть сосредоточенность и усилие, волю, без которых невозможны ориентировка в ситуации, принятие решений, вызывание и поддержка желательного поведения, его корректировка, устранение ненужных или вредных реакций, прекращение одного поведения и пуск другого. Когда мы рассматривали умственные операции, то обнаружили, что значительная часть из них связаны с управлением поведением вообще и умственным поведением в частности. Любая ситуация действует на нас огромным числом раздражителей. Этот поток сообщений должен быть переработан в соответствии с желаниями, потребностями и целями воспринимающего. Под вниманием следует понимать в этом случае действия, которые делают доступными для управления одни сообщения и недоступными другие. Голодный обращает внимание на одно, а влюбленный - на другое. А человек с ущемленным чувством достоинства становится внимательным к таким выражениям лиц и речам своих товарищей, на которые не обращает внимания человек собирающий, скажем, кубик Рубика.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация внимания школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Причины неуспеваемости учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М. А. Данилов, В.И.Зыкова, Н.А.Менчинская, Т.А.Власова, М.С.Певзнер, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А. А. Смирнов, Л. С. Славина, Ю. К. Бабанский). В качестве таковых назывались:

- неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период;

- дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в I класс массовой школы и лишь после годичного безуспешного обучения там направляется через медико-педагогические комиссии в специальные вспомогательные школы);

- негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем.

Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто неуспевающим школьникам, значительную часть которых (примерно половину) составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Цель данной работы – изучить проблему развития внимания младших школьников с ЗПР. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить внимание как свойство психики;

Проанализировать теоретические подходы к изучению внимания младшего школьника с ЗПР;

Провести эмпирическое исследование уровня развития внимания младших школьников с ЗПР;

Дать рекомендации по развитию внимания в младшем школьном возрасте при ЗПР.

Объект исследования – внимание как процесс восприятия, понимания и усвоения учебного материала.

Предмет исследования – развитие внимания младших школьников с ЗПР.

Исследование проводилось на базе МДОУ Детский сад №140. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 7-9 лет.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень развития внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР повышается, если педагоги школьного образования будут заинтересованными руководителями процесса развития внимания и будут использоваться соответствующие приемы активизации внимания.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики развития внимания, количественный и качественный анализ полученных данных.

В структуру работы входят введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы, а так же приложение.

 

Глава 1. Теоретические подходы к изучению внимания младшего школьника с задержкой психического развития

1.1 Определение понятия «задержка психического развития» и психолого-педагогическая характеристика детей

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников [1, стр. 58].

Под термином «задержка психического развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации [2, стр. 102].

Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого–педагогических факторов.

Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т.П. Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени). В исследованиях многих ученых (И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, С.Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С.Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучались личностные особенности детей с ЗПР. В работах Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской раскрываются особенности мотивационно-волевой сферы. Н.Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей [12, стр. 123].

Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л.В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У.В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка. Данные этих исследований интересны тем, что позволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР, которые касаются особенностей их эмоционально-волевой сферы.

У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М.С. Певзнер) [4, стр. 85].

Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Г.В. Грибанова).

Для определения факторов, влияющих на формирование ЗПР, и для последующей оценки психологической адаптации и динамики интеллектуального развития детей с ЗПР необходима комплексная всесторонняя оценка изучаемого статуса.

Важной задачей в разработке проблемы ЗПР является познание ее причинно-следственных связей. Понятия «фактор» и «причина» неоднозначны. Никакой изолированный фактор сам по себе не может быть причиной. Любое изменение состояния определяется «внутренними моментами» — отношением организма (индивидуума) к патогенному фактору (Г.Е. Сухарева). Не всякое отрицательное переживание следует квалифицировать как фактор, формирующий ЗПР, так как степень значимости фактора зависит от внутрипсихических особенностей личности ребенка и его семьи [15, стр. 115].

После анализа множественности подходов в изучении причин ЗПР становится очевидной сложность механизма ее формирования. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, её значения в общей системе психического развития. Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:

1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;

2) общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

3) отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

4)социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.

Взаимозависимость социальной и биологической причин ЗПР рассматривается в качестве базисной основы изучения. Системный подход способствует преодолению все еще существующей в той или иной мере разобщенности в медицинских и психологических исследованиях, вычленяющих какой-либо один из множества аспектов проблемы.

В рамках традиционного медицинского подхода к изучению детей с ЗПР приоритет отдается обычно биологическим факторам, формирующим названное состояние (Г.К. Ушаков, М.И. Буянов, Г.Е. Сухарева и др.). Вместе с тем роль социальных условий также отражена в описании отдельных форм ЗПР (В.В. Ковалев) [12, стр. 120].

Время возникновения ЗПР связано, как правило, с ранними возрастными этапами, и возрастной фактор может скорее изменить характер и динамику ЗПР, усугубляя или же, наоборот, смягчая ее проявление.

В практической психологии факт появления задержки психического развития часто связывается с отрицательным воздействием школы, учителей, вводится понятие психологическая запущенность. Основным психотравмирующим фактором считается сама система обучения (И.В. Дубровина). В такой ситуации, когда личность ученика рассматривается в качестве обучаемого объекта, возможны различного рода дидактогении. Можно говорить о предрасположенности некоторых детей к педагогическим воздействиям и об их специфическом развитии. Любое педагогическое воздействие, не учитывающее индивидуальных особенностей личности ребенка, может стать непосредственной причиной ЗПР. Практика показывает, что нередко плохая успеваемость учащегося отождествляется с задержкой его психического развития. В итоге деформированного педагогического воздействия возникают состояния ЗПР, поэтому нельзя игнорировать и роль «школьного фактора».

Согласно исследованиям Т.А. Власовой, стойкость ЗПР зависит, во-первых, от периода воздействия детерминирующего фактора и, во-вторых, от его качественной характеристики. Эти данные необходимо учитывать при определении приоритетов формирования ЗПР.

Учитывая тот факт, что у детей с ЗПР регистрируются изменения нейрофизиологического развития структурно-функциональной организации мозга, следует сказать, что у таких детей существуют объективные основания для нарушений психического развития.[3, стр. 26]

  1. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. - 2001. - №3. - С.22-25.
  2. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. - 2002. - № 3. – с. 51-55
  3. Касатикова Е.В., Ларионов Н.П., Брязгунов И.П. Исследование распространенности показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников // Педиатрия. - 1999. - № 5. – с. 23-27
  4. Московкина А.Г. Как помочь ребенку с нарушением внимания // Дефектология. - 2000. - №2. – с. 45-46
  5. Аверин В.А., Реан А.А. Психология детства – СПб: Прайм ЕВРО-ЗНАК, 2003.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии –СПб.: Педагогика, 1997
  7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: МГУ, 1974.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2000
  9. Голдобина О.А., Рыбалко М.И. Внимание, память: виды, характеристика и свойства; нарушения и их значение в клинической практике . – Барнаул. – 2005.
  10. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Свечников В.В. Исследование зрительного внимания младших школьников с помощью компьютерного метода // Образование и информатика. - 1997.
  11. Джемс У. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1976.
  12. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.
  13. Дубровинская Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетическое исследование. - Л., 1985.
  14. Ермолаев О.Ю. и др. Внимание школьника –М.: Знание, 1987
  15. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Школа-Пресс, 2001.
  16. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971.
  17. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1981.
  18. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола,1995.
  20. Орлов М.Ю. Внимание и воля. – М.-1994.
  21. Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение,1990.
  22. Развитие внимания малыша / Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль, 1997.
  23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие -М.: ВЛАДОС, 1996
  24. Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания. - М., 1996.
  25. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.
  26. Смирнов А.А. Проблемы психологии внимания. – М.: Просвещение, 1966.
  27. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и внимания – М.: Наука, 1984
  28. Ушинский К.Д. Воспитание внимания /В кн. Возрастная и педагогическая психология – М.: Академия, 2001
  29. Чмырь И.А., Раид Мусса Аль-Кавасми, Жирякова И.А. Объектные модели фильтрации внимания: классификация и интеграция // Искусственный ин-теллект. — 2003. — № 2. — С. 52–63.
  30. Шебеко В.Н. и др. Воспитание дошкольников – М.: Академия, 2000
  31. Экспериментально-психологические исследования особенностей внимания. – Киров: ГПИ, 1990.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское