Актуальность исследования. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его разнообразных умений, способность нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. В силу своих личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей в процессе воспитания и обучения одаренных детей в наше время.
Цель исследования: изучить процесс развития одаренности младших школьников в учебной деятельности.
Предмет исследования: одаренность младших школьников.
Объект исследования: личностные особенности и развитие одаренных детей.
Задачи:
— раскрыть теоретические концепции одаренности;
— рассмотреть особенности психического развития одаренных детей;
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей;
— провести эмпирическое исследование личностных особенностей одаренных детей.
В качестве диагностических методов были выбраны следующие методики:
- Мониторинг учебной деятельности младших подростков;
- Беседы с учителями и учениками, анкетирование «Мое отношение к учению»;
- Тест креативности Торренса;
- Тест умственного развития младших подростков (ТУРП) Л.И.Тепловой.
- Опросник Г. Айзенка.
Гипотеза: одаренные учащиеся успешны в учебе, успевают по предметам, проявляют в них заинтересованность, обладают высоким уровнем интеллекта, а так же и высокой креативностью, уверены в своих способностях, они экстраверты, имеют адекватный уровень самооценки.
Практическая значимость исследования. Эмпирически выделенные количественные и качественные показатели уровня развития творческих способностей младших школьников, а так же показатели взаимосвязи развития одаренности и успешности учебной деятельности позволят оптимизировать работу педагогов по развитию творческих способностей детей во время учебной деятельности.
База исследования - СОШ №39 г. Белгорода. В исследовании принимали участие 30 учеников 4 «А» класса, из них 15 девочек и 15 мальчиков.
Структура работы - введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме одаренности в психолого-педагогической литературе
1.1 Характеристика одаренных детей
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта [5].
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.
Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников [8].
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями [9].
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений [4].
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Одаренные дети, имеющие яркое воображение, боятся темноты. Своим воображением такие дети создают для себя неповторимые образы, которых они сами могут бояться, особенно находясь в темноте. Интеллектуальные способности одаренного ребенка развиваются в два раза быстрее, чем у обычного ребенка. Для одаренных детей характерна особая целеустремленность, зависящая от заинтересованности, удовольствия, которые дети получают от игры. Обычные дети в игре нередко отвлекаются от цели. Сказывается нехватка знаний, недостаток воображения. Одаренные же дети склонны отходить от цели, но уже по другой причине. Это может быть конфликт, возникающий из-за несогласованных замыслов, стремления командовать, подчинять себе остальных. Но чаще всего они отвлекаются от сюжета из-за появления у них новых, более интересных в данный момент замыслов. Одаренные дети больше воспринимают четкую последовательность в организации: создание условий для игр (приготовить предметы, найти место, оборудовать), распределение ролей и планирование содержания игры, справедливое и согласованное решение спорных вопросов.
Одаренным детям нравятся предварительные беседы о работе людей различных специальностей по тематике предстоящей игры (например, о работе врача, судьи, инженера и т.д.), экскурсии, где они получают богатые впечатления. В результате этого дети начинают более ответственно относиться к выполнению взятой на себя роли [4].
Одаренные дети очень динамичны, т.е. активны в движениях. Они изобретательны в действиях с игрушками, вступают с ними в деловые разговоры, говорят за них, подражают гудениям, жужжаниям, скрипам, свисту, голосам зверей. Эти дети обычно сами могут выбрать тему игры, роль в ней , а потом уже подобрать игрушки. Они приглашают в игру только тех, кого хотят, сердятся, если с ними в чем-то не соглашаются, умеют организовать игровую обстановку, вносят в игру что-то новое, отбирают сразу же большую часть игрушек. В их действиях, речи заметны элементы планирования.
Из-за непроизвольной привычной активности у одаренного ребенка появляется чувство вины. Ребенок уже в определенной мере испытывает удовлетворенность и уверенность в своих силах на основе ответственности за свои поступки и сознание собственной возможности влиять на окружающий мир. Но порой поведение его бывает непредсказуемым, неожиданным и даже неприятным тем, кого он любит. Вот это чувство ответственности, когда-то приносящее удовлетворение, теперь, когда что-то не получилось, может принести чувство вины и связанное с ним чувство переживания.
Одаренные дети неординарны, и на них часто концентрируется внимание. Обычно это показательные эпизоды и демонстрация его достоинств перед чужими людьми. Он часто задает очень много неожиданных вопросов, не имеющих прямого отношения к разговору. Фразы его проникнуты огромным желанием принять участие в чем-то: он перебивает собеседника не от того, что не знает хороших манер, а от того, что чувствует неодолимую потребность поделиться с людьми своими радостями, маленькими бесхитростными открытиями [2].
Так как одаренные дети имеют высокий энергетический уровень, то их отличает низкая продолжительность сна. В дошкольном периоде дневной сон у них короче, чем у обычных детей.