Курсовая работа|Педагогика

Развитие одаренности младших школьников в учебной деятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 50

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме одаренности в психолого-педагогической литературе

  • Характеристика одаренных детей
  • Организационно-педагогические условия обучения одаренных детей

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей одаренных детей

  • Цели, задачи, методики исследования, выборка
  • Анализ, интерпретация результатов исследования
  • Разработка программы для одаренных детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его разнообразных умений, способность нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. В силу своих личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей в процессе воспитания и обучения одаренных детей в наше время.

 Цель исследования: изучить процесс развития одаренности младших школьников в учебной деятельности.

Предмет исследования: одаренность младших школьников.

Объект исследования: личностные особенности  и развитие одаренных детей.

Задачи:

— раскрыть теоретические концепции одаренности;

— рассмотреть особенности психического развития одаренных детей;

— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей;

— провести эмпирическое исследование личностных особенностей одаренных детей.

В качестве диагностических методов были выбраны следующие методики:

  • Мониторинг учебной деятельности младших подростков;
  • Беседы с учителями и учениками, анкетирование «Мое отношение к учению»;
  • Тест креативности Торренса;
  • Тест умственного развития младших подростков (ТУРП) Л.И.Тепловой.
  • Опросник Г. Айзенка.

Гипотеза: одаренные учащиеся успешны в учебе, успевают по предметам, проявляют в них заинтересованность, обладают высоким уровнем интеллекта, а так же и высокой креативно­стью, уверены в своих способностях, они экстраверты, имеют адекватный уровень само­оценки.

Практическая значимость исследования. Эмпирически выделенные количественные и качественные показатели уровня развития творческих способностей младших школьников, а так же показатели взаимосвязи развития одаренности и успешности учебной деятельности позволят оптимизировать работу педагогов по развитию творческих способностей детей во время учебной деятельности.

База исследования - СОШ №39  г. Белгорода. В исследовании принимали участие 30 учеников 4 «А» класса, из них 15 девочек и 15 мальчиков.

Структура работы - введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме одаренности в психолого-педагогической литературе

1.1 Характеристика одаренных детей

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта [5].

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.

Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников [8].

Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями [9].

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений [4].

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

Одаренные дети, имеющие яркое воображение, боятся темноты. Своим воображением такие дети создают для себя неповторимые образы, которых они сами могут бояться, особенно находясь в темноте. Интеллектуальные способности одаренного ребенка развиваются в два раза быстрее, чем у обычного ребенка. Для одаренных детей характерна особая целеустремленность, зависящая от заинтересованности, удовольствия, которые дети получают от игры. Обычные дети в игре нередко отвлекаются от цели. Сказывается нехватка знаний, недостаток воображения. Одаренные же дети склонны отходить от цели, но уже по другой причине. Это может быть конфликт, возникающий из-за несогласованных замыслов, стремления командовать, подчинять себе остальных. Но чаще всего они отвлекаются от сюжета из-за появления у них новых, более интересных в данный момент замыслов. Одаренные дети больше воспринимают четкую последовательность в организации: создание условий для игр (приготовить предметы, найти место, оборудовать), распределение ролей и планирование содержания игры, справедливое и согласованное решение спорных вопросов.

Одаренным детям нравятся предварительные беседы о работе людей различных специальностей по тематике предстоящей игры (например, о работе врача, судьи, инженера и т.д.), экскурсии, где они получают богатые впечатления. В результате этого дети начинают более ответственно относиться к выполнению взятой на себя роли [4].

Одаренные дети очень динамичны, т.е. активны в движениях. Они изобретательны в действиях с игрушками, вступают с ними в деловые разговоры, говорят за них, подражают гудениям, жужжаниям, скрипам, свисту, голосам зверей. Эти дети обычно сами могут выбрать тему игры, роль в ней , а потом уже подобрать игрушки. Они приглашают в игру только тех, кого хотят, сердятся, если с ними в чем-то не соглашаются, умеют организовать игровую обстановку, вносят в игру что-то новое, отбирают сразу же большую часть игрушек. В их действиях, речи заметны элементы планирования.

Из-за непроизвольной привычной активности у одаренного ребенка появляется чувство вины. Ребенок уже в определенной мере испытывает удовлетворенность и уверенность в своих силах на основе ответственности за свои поступки и сознание собственной возможности влиять на окружающий мир. Но порой поведение его бывает непредсказуемым, неожиданным и даже неприятным тем, кого он любит. Вот это чувство ответственности, когда-то приносящее удовлетворение, теперь, когда что-то не получилось, может принести чувство вины и связанное с ним чувство переживания.

Одаренные дети неординарны, и на них часто концентрируется внимание. Обычно это показательные эпизоды и демонстрация его достоинств перед чужими людьми. Он часто задает очень много неожиданных вопросов, не имеющих прямого отношения к разговору. Фразы его проникнуты огромным желанием принять участие в чем-то: он перебивает собеседника не от того, что не знает хороших манер, а от того, что чувствует неодолимую потребность поделиться с людьми своими радостями, маленькими бесхитростными открытиями [2].

Так как одаренные дети имеют высокий энергетический уровень, то их отличает низкая продолжительность сна. В дошкольном периоде дневной сон у них короче, чем у обычных детей.

  1. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. - 1999. - №7.  - С.12-18.
  2. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. 1980. - №2. - С. 104-108.
  3. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.
  4. Иевлев Б.В.Проблема способностей в советской психологии // Межвузов. сб. науч. тр. Л ЛГПИ. - 1984. - С. 44-48.
  5. Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа. 1990. - №3.-С. 33.
  6. Лейтес Н. Возрастная одаренность // Семья и школа. - 1990.- №9.- С. 31.
  7. Матюшкин А. М., Снек Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психоло­гии. - 1982. - № 4. - С. 88-97.
  8. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. -1994.- № 5.- С. 86-95.
  9. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 164-168.
  10. Алексашина, И.Ю. Учитель и новые ориентиры в образовании (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем): монография / И.Ю. Алексашина. - СПб.,  - 1997.
  11. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИП РАН. 1991
  12. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т 1.
  13. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989.
  14. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова.  - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
  15. Беликов, В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников / В.А. Беликов. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994
  16. Беликов, В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: методическое пособие / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, Л.А. Савинков. М.: Владос, 2006.
  17. Библер В.С. Мышление как творчество. М.,1975.
  18. Богомолов В.Тестирование детей. Ростов-на –дону «Феникс», 2003.
  19. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983
  20. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.
  21. Величковский В. М. Современная когнитивная психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та. - 2002.
  22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М: Просвещение,1991.
  23. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983.
  24. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
  25. Галин А.Л. Личность и творчество. Новосибирск, 1989.
  26. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974.
  27. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание.,1991.
  28. Грановская Р. М. Психологический практикум М., 1998.
  29. Дружинин Н.В. Психология общих способностей. – М.: Наука. - 1999
  30. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В двух томах. М.: Просвещение, 1986.
  31. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987.
  32. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М.: Просвещение,1960.
  33. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
  34. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Изд-во «Наука», 1978.
  35. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Хьюстона. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987.
  36. Москаленко О.Л. Развитие познавательных способностей. -Л., 1983.
  37. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
  38. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Владос.- 1998.
  39. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. — М., 1972. (Образное мышление. Воображение: 4-50.)
  40. Одаренные дети. Перевод с англ. / Под ред. Л. Бурменской, М. Слуцкого. М.,1991.
  41. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука. – 1976.
  42. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - Санкт-Петербург, 2000.
  43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. — т. 1. — М., 1989. (воображение: 344—360.)
  44. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  45. Сазонтьева Н. Б. Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990.
  46. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. – с. 121
  47. Словарь практического психолога. Минск: Харвест. 1998.
  48. Стернберг Н., Григоренко Р. Учись думать творчески. // Основные современные концепции творчества и одаренности. (под ред. Богоявленской Д.Б.). – М.: Молодая гвардия. – 1997. – с. 173
  49. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004.
  50. Творогова Н.Д. Общая психология. — М., 1996.
  51. Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М.: Просвещение,1971.
  52. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: УПМ,1997.
  53. Туник Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности. - СПб.: Иматон, 1998.
  54. Чуфарофский Г.А. Общие основы психологии. 4-е издание. М.: Владос, 2000.
  55. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способ­ностей. М.: Наука, 1991.
  56. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М.: Знание, 1991.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское