Курсовая работа|Педагогика

Развитие познавательной сферы ребенка с ЗПР младшего школьного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 38

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретический анализ развития познавательной сферы ребенка с ЗПР младшего школьного возраста

1.1 Личностное и социальное развитие младших школьников в норме и с ЗПР

1.2 Особенности формирования словарного запаса у детей с ЗПР

1.3 Основные диагностические методики изучения сформированности словарного запаса у детей ЗПР

2. Эмпирическое исследование уровня развития пассивного словаря у детей с ЗПР младшего школьного возраста

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Анализ результатов исследования

2.3 Рекомендации для учителей при работе с младшими школьниками с ЗПР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

Актуальность исследования. Задержка психического развития – актуальный вопрос и проблема детской психоневрологии, логопедии, психологии, дефектологии. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте и о них можно говорить вплоть до младшего школьного возраста. Сохраняются признаки недоразвития психических функций и в более старшем возрасте, что свидетельствуют о более тяжёлых интеллектуальных расстройствах.

На сегодняшний день, число детей, имеющих в своем заключении на ГПМПЦ диагноз «задержка психического развития» значительно возросло, по сравнению со статистическими данными за последние 5 лет. В структуре дефекта отмечается преимущественно ЗПР цереброорганического генеза, реже ЗПР смешанного генеза, тяжёлые нарушения речи (алалии, дизартрии, заикание). Также отмечается нарушение активности и дефицит внимания, эмоциональные расстройства и расстройства поведения, аутистические признаки. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают, что выпускник ДОУ, даже специализированной группы, должен овладеть средствами общения и способами взаимодействия, как с взрослыми, так и со сверстниками. В этом плане невозможно переоценить роль познавательной сферы, которая помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством взаимодействия с обществом.

Таким образом, встает проблема исследования: каковы особенности развития пассивного словаря у детей с нормой в развитии и с ЗПР младшего школьного возраста.

Цель исследования – изучить особенности развития пассивного словаря у детей с нормой в развитии и с ЗПР в младшем школьном возрасте.

Объект исследования - особенности развития познавательной сферы ребенка с ЗПР младшего школьного возраста.

Предмет исследования – особенности развития пассивного словаря у детей с нормой в развитии и с ЗПР младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования – выявление уровней сформированности пассивного словарного запаса среди учеников младшего школьного возраста с нормой в развитии и с ЗПР возможен с помощью диагностического инструментария, который направлен:

на исследование объема пассивного словаря,

на выявление умения дифференцировать близкие понятия, которые содержатся в пассивном словаре младшего школьника,

на выявление умения классифицировать понятия, содержащиеся в пассивном словаре младшего школьника.

Задачи исследования:

Проанализировать личностное и социальное развитие младших школьников в норме и с ЗПР.

Изучить особенности формирования словарного запаса у детей с ЗПР.

Рассмотреть основные диагностические методики изучения сформированности словарного запаса у детей ЗПР.

Провести эмпирическое исследование особенности развития пассивного словаря у детей с нормой в развитии и с ЗПР младшего школьного возраста.

Разработать рекомендации для учителей при работе с младшими школьниками с ЗПР.

Теоретико-методологическую основу исследования составили зарубежные и отечественные исследования познавательной сферы ребенка с ЗПР младшего школьного возраста. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей с задержкой психического развития в умственной деятельности (П.Д. Лебедева и др.). Это выражается в несформованности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, проблеме звукового анализа слов и усвоения логико-грамматических конструкций, бедности и недостаточной дифференцированности словаря (Н.А. Мальцева, Т.А. Власова и др.). Особенности познавательной деятельности у учащихся с задержкой психического развития проявляются в недостаточной сформированности пассивного словаря (Е.С. Слепович, Р.В. Лалаева и др.).

Методы исследования:

- методы теоретического исследования: систематизация, теоретический анализ литературы, синтез, составление библиографии, реферирование, цитирование;

- эмпирические методы: методика «Узнай изображение на картинках»; методика «Найди различия в близких по смыслу понятиях»; методика «Классифицируй понятия».

- методы презентации полученных данных – таблицы.

Этапы исследования:

I этап: подготовительный. Осуществлялся подбор литературы, постановка целей, задач, определение объекта, предмета исследование, формулировка гипотезы.

II этап: основной. Проводилась систематизация полученной при теоретическом анализе проблемы информации, написание теоретической главы курсовой работы, организация и проведение эмпирической части исследования.

III этап: заключительный. Анализировались полученные в эмпирической части данные, проводилось литературное оформление курсовой работы.

Теоретическая значимость исследования. Результаты данной работы систематизируют уже имеющиеся данные по проблемам развития познавательной сферы ребенка с ЗПР младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных эмпирического исследования в дальнейшем изучении данной проблематики.

Эмпирическая база исследования: всего в исследовании приняло участие 10 детей младшего школьного возраста (2 ребенка с нормой развития, 8 с ЗПР), обучающихся в 3 классе коррекционной школе-интернате VI вида № 89.г. Ульяновск.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованных источников.

 

1.                Теоретический анализ развития познавательной сферы ребенка с ЗПР младшего школьного возраста

1.1 Личностное и социальное развитие младших школьников в норме и с ЗПР

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития обусловливает своеобразие формирования их поведения и развития личности. Недостатки познавательной деятельности приводят к ограниченным знаниям детей об окружающем мире, в частности о людях, их отношениях друг с одним, значение их деятельности для общества и др.

Нарушается сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети с ЗПР заметно отстают от сверстников с нормальным развитием. Эмоции и чувства детей с нормальным развитием на 3 году жизни разнообразны, но неустойчивы, быстро меняются. В этот период развития разнообразными становятся чувства к людям. Дети начинают проявлять привязанность, сочувствие, симпатии и чувства связаны с деятельностью и удовольствие от достигнутого результата, расстраиваются из-за неудачи, радуются от того, что похвалили за доброе дело [6, c.29].

Дети с ЗПР значительно хуже определяют эмоциональное состояние (радость, гнев, удивление, страх, страдание) за его внешним проявлением в мимике, чем их ровесники с нормальным развитием, испытывают трудности в определении собственных эмоциональных состояний. В них могут возбуждаться эмоциональные контакты с взрослыми, а также сверстниками. Ребенок с ЗПР предпочитает общение с близким взрослым, который сопровождает его действия [5, c.24].

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) продолжает развиваться активный интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Ребенок становится любознательной. Этот период называют периодом «почемучек». В этом возрасте у детей с нормальным развитием, в отличие от их сверстников с ЗПР, приобретает свое значение вне ситуативно-познавательная форма общения. При этом общение развертывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка. В общении дети с нормальным развитием отдают предпочтение своим ровесникам. В то же время, дети с ЗПР безразличны к сотрудничеству со сверстниками. Продолжается осознание ребенком знаний о нормах и требования, связанные с ее принадлежностью к определенному полу и формирование адекватной поведения [11, c.38].

Ребенок 4-5 лет способен различать людей по их половому принадлежностью и, соответственно, относить себя к группе мужчин или женщин. Это открывает путь к восприятию и оценке собственных действий и поступков других мальчиков и девочек [20, c.40].

Итак, наступает период первичной половой идентификации по характеру поведения. (Например, мальчик должен пропустить девочку вперед, предложить ей место). У детей с ЗПР ограничено представление о нормах и правилах поведения. Для них характерна недостаточная осознанность образа себя, своего места в системе отношений со взрослыми и сверстниками.

У старших дошкольников с нормальным развитием (6-7 лет) возникает вне ситуативно-личностная форма общения, когда общение разворачивается на фоне самостоятельного теоретического и практического познания ребенком социального мира. Появляется потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого и сверстников, стремление к сопереживанию и пониманию. Складываются устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Они отдают предпочтение тем сверстникам, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. У детей с ЗПР 6-летнего возраста преобладает ситуативно-деловая форма общения, которая основывается на предметно-практических операциях, непосредственно-эмоциональном взаимодействии и ограничена содержанием этой ситуации. Этот уровень коммуникации характерен для детей 3-летнего возраста с нормальным развитием. Дошкольники с ЗПР по собственной инициативе очень редко обращаются к взрослому с оценкой своей деятельности. Вместе с тем, они очень чувствительны к ласке, доброжелательному отношению, сочувствию [6, c.73].

Общей основой недостатков коммуникативной деятельности 6-7-летних детей с ЗПР является незрелость мотивационно-потребностной сферы. Даже до 7 лет больше чем у половины детей преобладает стремление к игровой и практической деятельности, тем временем, как у детей с нормальным развитием сформирована готовность к обучению в школе. Ведущее положение в общении со взрослыми занимают мотивы, побуждающие к овладению предметными, практическими действиями. Отсутствие выраженного интереса к окружающему миру определяет однообразие познавательных контактов, их поверхностный характер [20, c.44].

Низкий уровень развития познавательной активности младших школьников с ЗПР определяет качественное своеобразие познавательных мотивов:

  • их неустойчивость;
  • отсутствие относительно широких и глубоких интересов к явлениям окружающего мира;
  • однообразие и бедность познавательных контактов с взрослыми.

Общение младших школьников с ЗПР, в отличие от их ровесников с нормальным развитием, характеризуется низким уровнем речевой активности. У детей с ЗПР нарушается сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, могут быть нарушены социальные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения [8, c.36].

  1. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 2013. № 5. С. 41 – 45.
  2. Бахрамова Г.А. Психолого-педагогические исследования младших школьников с задержкой психического развития на основе инновационного подхода // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 111 – 113.
  3. Бондарева О.С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый, 2015. №21. С. 697 – 700.
  4. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у младших школьников с ЗПР // Практическая психология и логопедия, 2011. № 4. С. 57 – 60.
  5. Дети с временной задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. М.: Речь, 2011. 440 с.
  6. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой. М.: Владос, 2011. 320 с.
  7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М.: Просвещение, 2011. 240 с.
  8. Кондратьева С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития… М.: Детство-Пресс, 2011. 64 с.
  9. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. Спб.: Питер, 2014. 119 с.
  10. Лалаева Р.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2013. 304 с.
  11. Лебедева П.Д. Коррекционно-логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. СПб.: Образование, 2004. 176 с.
  12. Никишина В.В. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов: М.: ВЛАДОС, 2013. 128 с.
  13. Особый ребенок: Исследования и опыт помощи. Выпуск 8: научно-практический сборник/ А.А Битова [и др.]. М.: Теревинф, 2015. 297 c.
  14. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.: Флинта, 2011.104с.
  15. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / под ред. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. 304 с.
  16. Рындина Е.В. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Методические рекомендации. М.: Детство-Пресс, 2014. 176 с.
  17. Слепович Е.С. Некоторые особенности словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 2012. № 1. С. 68 – 73.
  18. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского М.: Речь, 2011. 460 с.
  19. Степанова В.А. Особенности социализации детей с задержкой психического развития. М.: Академия, 2012. 148 с.
  20. Тригер Р.Д. Писхологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2012. 192 с.
  21. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М.: Академия, 2011. 260 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское