Курсовая работа|Педагогика

Развитие познавательной УУД в предметной области «Окружающий мир» (начальная школа)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 42

ВВЕДЕНИЕ

1.1 КУРС «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ

1.2 ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ УУД В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

2.1 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 КЛАССА УМК «ШКОЛА РОССИИ»

2.2 ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УУД «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Модернизация российского образования предполагает принципиальное обновление содержания, нацеленность на новый образовательный результат (формирование компетенций, умение добывать и применять знания, а не механически усваивать их) и личностные возможности и интересы учащихся в процессе реализации системно-деятельностного подхода. Введение государственных стандартов общего образования предполагает и разработку педагогических технологий их достижения.

В современной начальной школе ребенка недостаточно только научить чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями – это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформировать сознательную мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвития.

Современное образование ставит перед школой новые задачи: формирование опыта самостоятельной деятельности учащихся и формирование целостной системы универсальных учебных действий. На мой взгляд, проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование у них познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение.

Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свой язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих.

Специфика интегрированного курса «Окружающий мир» состоит в том, что он объединяет в равной степени природоведческие, обществоведческие и исторические знания. Это дает возможность формирования у младших школьников целостной картины мира, осознания места в этом мире человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой.

Особенность курса также состоит и в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к постижению окружающего мира.

На сегодняшний момент, одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование познавательных компетенций младших школьников.

Для учащихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетентностей во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий, которые включают в себя общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Теоретический анализ трудов А.Г. Асмолова, М.Н. Бусовой, С.А. Гладковой, Л.В. Грачевой, Г.В. Репкиной, Л.Г.Петерсон, С.В. Молчановаи др. показал, что познавательные универсальные учебные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Цель работы – изучить особенности развития познавательной УУД в предметной области «Окружающий мир» (начальная школа).

Объект работы – универсальные учебные действия.

Предмет работы – особенности развития познавательной УУД в предметной области «Окружающий мир».

Задания работы:

Рассмотреть цель, задачи и особенности курса «Окружающий мир» в начальной школе.

Изучить особенности оценки достижений положительных результатов учащихся на уроках окружающего мира.

Рассмотреть особенности развития познавательной УУД в предметной области «Окружающий мир».

Сделать выводы.

Методы исследования: теоретические – анализ, синтез и обобщение научной литературы по теме изучения.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ УУД В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1           КУРС «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ

Цель курса «Окружающий мир» в начальной школе состоит в  осмыслении личного опыта и приучении детей младшего школьного возраста к рациональному постижению мира.

Основными целями курса «Окружающий мир», в соответствии с требованиями ФГОС, являются:

  • формирование у учащихся умения постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения;
  • формирование у учащихся основ умения учиться;
  • развитие у учащихся качеств личности, мышления, интереса к изменяющемуся окружающему миру;
  • создание для каждого ученика возможности высокого уровня подготовки.

Задачами курса «Окружающий мир» являются [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования]:

  • духовно-нравственное развитие личности: становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству, добру и справедливости;
  • формирование у учащихся таких качеств мышления, как: логическое, алгоритмическое и эвристическое мышление;
  • формирование способностей к организации учебной деятельности в освоении познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий;
  • формирование у учащихся понятийного аппарата как средства исследования и описания окружающего мира;
  • реализация возможностей курса «Окружающий мир в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • создание среди учащихся здоровьесберегающей образовательной среды;
  • формирование гражданского самосознания толерантной личности учащегося;
  • овладение системой навыков, умений и знаний эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.

в основе содержание курса «Окружающий мир» лежит:

  • формирование эмоционального и оценочного отношения к миру;
  • знакомство с целостной картиной мира;
  • развитие личности ученика средствами курса.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегративный характер, а также соединяет в равной мере исторические, природоведческие и обществоведческие знания. Знакомство с началами социально­-гуманитарных и естественных наук в их единстве дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира знакомыми, понятными и предсказуемыми; прогнозировать направление личных интересов в соответствии с интересами общества и природы, и тем самым обеспечивая в дальнейшем свое социальное и личное благополучие.

Курс «Окружающий  мир» представляет учащимся широкую панораму общественных и природных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета, благодаря интеграции социально-гуманитарных и естественно­научных знаний, могут успешно осуществляться задачи экологического воспитания и образования, формирования системы  позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения и патриотизма. В основной школе данный материал будет изучаться на уроках химии, физики, биологии, географии, истории, литературы и других дисциплин.  

Курс «Окружающий мир» создает основательный фундамент для изучения большой части предметов основной школы и имеет большое значение для дальнейшего развития личности ученика. Знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, вводят в процесс постижения мира ценностную шкалу личности ученика, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения [Виноградова].

С помощью курса «Окружающий мир»  в учащегося формируется личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру природы и культуры; учащийся воспитывает в себе нравственно и духовно зрелого, активного, компетентного гражданина, способного оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо страны. Значение курса состоит также и в том, что в ходе его изучения учащиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе, обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Курс обладает широкими возможностями с целью формирования в учащихся начальной школы фундамента культурологической и экологической грамотности и соответствующих компетентностей умений ставить опыты, проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире людей и природы, правила здорового образа жизни и пр. Это позволит учащимся начальной школы освоить основы адекватного природо- и культурно-сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Курс «Окружающий мир» играет в начальной школе значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-­ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с традициями духовности и нравственности народа. Особенность курса состоит также и в том, что в нем имеется содержательная основа реализации связей всех дисциплин начальной школы.  

Предмет «Окружающий мир» использует умения, полученные на уроках русского языка, чтения, математики, изобразительного искусства, технологии, музыки и физической культуры. Совместно я данными умениями курс приучает детей к рационально-научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход; они обеспечивает открытие детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего мира. При этом используются разнообразные формы и методы обучения с применением системы средств единой информационно­-образовательной среды. Ученики ведут наблюдения общественной жизни и явлений природы, выполняют опыты и практические работы, в том числе исследовательского характера, творческие задания. Проводятся в школе дидактические и ролевые игры, моделирование объектов и явлений окружающего мира, учебные диалоги [Плешаков 2015:21].

Важными для учеников, в плане успешного решения задач курса, являются организация практической деятельности по охране окружающей среды, экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий и другие формы работ. Все формы работ с учащимися обеспечивают  непосредственное взаимодействие с окружающим миром. Занятия проводятся не только в классе, но и в лесу, парке, музее, на улице и т. д. Большое значение имеет организация проектной деятельности учащихся для достижения планируемых результатов; она предусмотрена в каждом разделе программы курса «Окружающий мир». 

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-2 классы. Методическое пособие / Н.Ф. Виноградова. М. : Вентана-Граф, 2015. 368 с.
  2. Глаголева Ю.И. Роговцева Н.И. Окружающий мир. 2 класс. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. Пособие для учителей / Ю.И. Глаголева. М. : Просвещение. 2014. 144 с.
  3. Закутнова В.И. изучение окружающего мира как основа экологического воспитания обучающихся / В.И. Закутнова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. №2 (28). С. 88 – 94.
  4. Мамедова Л.В. Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира / Л.В. Мамедова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 7. С. 183 – 186.
  5. Панеш Б.Х Реализация этнорегионального компонента в курсе начальной школы «Окружающий мир» / Б.Х. Панеш // Концепт. 2014. № 8. С. 1 – 7.
  6. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Методические рекомендации / А.А. Плешаков, Крючкова Е.А., Соловьева А.Е. М. : Просвещение, 2015. 128 с.
  7. Плешакова А.А. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные разработки к УМК / А.А. Плешакова. М. : ВАКО, 2016. 368 с.
  8. Сергеева О.В. Основные подходы к проблеме активизации познавательной деятельности учащихся средствами вопроса на уроках по окружающему миру в начальных классах / О.В. Сергеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 3. С. 159 – 161.
  9. Ситникова Т.Н. Окружающий мир. 3 класс. Поурочные разработки к УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой / Т.Н. Ситникова. М. : ВАКО. 2014. 288 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М. : Просвещение. 2011. 120 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское