Введение
Глава 1. Современные методики развития творческих способностей учащихся на уроках физики
1.1. Проблемное обучение
1.2. Игровые элементы на уроках физики
1.3. Использование проектной деятельности на уроках физики
1.4. Физический эксперимент
1.5. Компьютеризация урока
Выводы
Глава 2. Развитие творческого мышления учащегося на уроках физики
2.1. Использование педагогических методик на практическом примере
2.2. Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме:
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Творческая способность – это способность увидеть, проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить её и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи.
На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности учащихся. В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников. Именно творчество призвано способствовать этому процессу.
Актуальность данного исследования. Современная среда требует от членов общества проявления высокого уровня креативности: наиболее востребованы, а, следовательно, успешны профессионалы, способные генерировать идеи, видеть разные ракурсы проблемы, обладающие навыками поискового поведения. Наивысший рейтинг в любой профессиональной среде имеют оригинальные приёмы, нестандартные подходы к решению проблем
Физика же, имеет своей целью постижение внутренней красоты мироздания, а стройная и многообразная гармония природы доступнее человеку, который эстетически более развит.
Поэтому изучение физики формирует естественнонаучное мировоззрение, расширяет кругозор, развивает творческие способности учащихся. Физика, как наука о природе, связана со многими областями знаний, и процесс творческого поиска занимает при изучении физических законов центральное место. Таким образом, именно при изучении физики учащиеся должны получать навыки творческого самовыражения посредством решения творческих заданий, постановка которых носит системный характер.
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании особенностей развития творческого мышления учащихся на уроках физики.
Задачи:
- Изучить инновационные технологии, направленные на развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики;
- Исследовать методическую литературу, направленную на развитие и внедрение новых образовательных методик;
- Раскрыть особенности методик на примере методической разработки урока физики в 7 классе.
Предмет исследования: педагогические образовательные методики, направленные на развитие творческого мышления учащихся.
Объект исследования: творческое мышление учащихся и методики его развития.
Теоретическая значимость: предоставленные методики обучения будут полезны как для повышения квалификации студента, так и для педагога-практика.
Практическая значимость: Применение педагогических методик по развитию творческого мышления учащихся на практике будет хорошим опытом для молодого специалиста.
ГЛАВА 1. Современные методики развития творческих способностей учащихся на уроках физики
1.1. Проблемное обучение
При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Когда перед учащимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно. Список литературы
Высокий уровень преподавания в Российской школе достигнут благодаря внедрению в учебный процесс новых методов обучения и воспитания. Одним из таких методов является проблемное обучение. Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности. Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес.
Идеи проблемного обучения давно применялись в практике преподавания физики и других предметов. Появление теоретических работ по проблемному обучению в середине 70-х годов привело к тому, что учителя стали активнее использовать его в своей практике. Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения в школе исследован М.И. Махмутовым, Р.И. Малафеевым, А.В. Усовой, И.Я. Лернером, И.Г. Дайри, Д.В. Вилькеевым, В. Оконь. [5,с.24]
Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Проблемность в обучении ими рассматривается как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся. [5,с.32]
Постепенно распространяясь, проблемное обучение из общеобразовательной школы проникло и в высшую, профессиональную школу. Проблемным, эти авторы, называют обучение не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем и "открытия" новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений.
Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебной проблемы - характерный признак этого обучения. Проблема - означает задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Значительное место в проблемном обучении занимает решение проблемных задач. Проблемные задачи позволяют ученику даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить его к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Такие задачи позволяют ученикам сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом, сделать выводы, задуматься.
В проблемном обучении учебный процесс приобретает свою специфическую структуру, состоящую из цепи последовательно разрешаемых проблем. Проблемные ситуации на уроках создаются путем опоры на жизненный опыт обучающихся, благодаря чему они в процессе собственной деятельности находят возможность использовать получаемые знания для решения учебных задач. Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, учитель создает проблемную ситуацию специальными методическими приемами: столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования; созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся. Учащиеся от наблюдения конкретного явления самостоятельно приходят к обобщениям; - побуждением учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса.[4,с. 12]