Важнейшим методом оптимального включения детей в учебную работу, результативным способом обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия выступает игровая деятельность, игровые формы и приемы. Включаемая в целостный педагогический процесс, игра выступает средством воспитания и обучения. Значительный педагогический потенциал в этом направлении имеет дидактическая игра.
«Запускным механизмом» любой человеческой деятельности, будь то труд, общение или познание, является мотивация – создание условий для повышения внутренних убеждений к деятельности. В общеобразовательных учреждениях ведется серьезная работа по формированию мотивации, но, несмотря на это, исследователи и педагоги-практики с тревогой обращают внимание на мотивационный «вакуум», особенно в деятельности учащихся 5-7 классов, что обуславливает необходимость обновления методов, приемов и средств обучения. Педагоги и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.
Актуальность работы обусловлена тем, что активная познавательная деятельность делает урок интересным для учащегося, что само по себе способствует организации его внимания, и ведущее значение в обозначенном аспекте имеет психолого-педагогический потенциал игровой деятельности в целом и дидактической игры при обучении иностранному языку в частности. Актуальность работы обусловлена также тем, что в современных условиях предъявляются все более высокие требования к процессу обучения иностранным языкам, в том числе возрастает значимость развития учебной мотивации значимостью в процессе изучения иностранных языков.
Работа опирается на исследования в области теории современной дидактики, разработанные отечественными педагогами - Н.В. Кузьминой, В.П. Беспалько, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, М.А. Даниловым, A.B. Хуторским; теории деятельности, разработанной российскими психологами школ А.Н. Леонтьева, C.Л. Рубинштейна, Л.C. Выготского; теории учебной и игровой деятельности и их субъекта В.В. Репкина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Ф.И.Фрадкиной, С.В. Арутюняном, В.М. Григорьевым, О.С. Газманом, О.А. Дьячковой, Г.П. Щедровицким и др. рассматривались различные аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе Также обучающий потенциал игры представлен в работах В.В.Петрусинского, П.И.Пидкасистого, Ж.С.Хайдарова, С.А.Шмакова, М.В.Кларина, А.С.Прутченкова и др.). В частности дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках английского языка рассматривали С. Г. Бегларян, Л. П. Бочарова, С. А.Волконская, М. Б. Григорьева, И. Е. Колесникова , Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Матвеева, О.Н. Сирош, Т.П. Фесенко, М. Ф. Стронин и др.
Однако, несмотря на достаточное количество литературы, рассматривающей игру (в том числе и дидактическую) в разных аспектах, предлагающей различные подходы к её использованию, существует на сегодняшний день проблема, связанная с рациональным построением, оптимальной организацией и применением различных игр в процессе обучения, в том числе на уроках иностранного языка, что требует более тщательного и детального её изучения.
Объектом исследования в данной работе выступает развитие у школьников познавательного интереса к обучению иностранным языкам.
Предмет исследования составляют дидактические игры на уроках иностранного языка как средство развития познавательного интереса к его изучению.
Цель работы ‒ обосновать на основе теоретического анализа научно-методической литературы продуктивность использования дидактических игр при обучении иностранным языкам для развития познавательного интереса учащихся.
В основу исследования положена следующая гипотеза: процесс развития познавательного интереса учащихся к обучению иностранным языкам будет успешным, если использовать в качестве одного из средств систему дидактических игр.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагают решение следующих задач:
- рассмотреть теоретическую основу игры: происхождение, сущность, особенности и виды дидактических игр;
- определить роль игровой деятельности в обучении, в том числе представить требования к организации и проведению дидактических игр и их педагогический потенциал в обучении;
- представить потенциальные возможности использования дидактических игр в организации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения конкретных заданий были использованы теоретические методы исследования (поиск, изучение, анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, синтез, сравнение, систематизация, обобщение) и практические (подбор и анализ дидактических игр, направленных на развитие познавательного интереса учащихся среднего звена к изучению английского языка.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в анализе, системном описании использования дидактических игр как компонента игровой деятельности в процессе развития познавательного интереса школьников.
Практическое значение данной работы обусловлено направленностью представленнях практических материалов в помощь педагогам-практикам.
Структура работы обусловлена спецификой исследовательской концепции: она состоит из введения, трех глав с подразделами, заключения и списка использованной литературы (28 источников), 2-х приложений. Общий объем работы составляет 52 страниц.
Глава 1. Теоретическая основа понятия “игра”
1.1 Теории происхождения игры
Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества.
Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиарже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.
Рассмотрим некоторые основные подходы к объяснению причин возникновения игры:
Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в ХIХ веке, в то время, когда преобладала точка зрения. Что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер, который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения [17, с. .13]
Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского ученого К.Гросса, который считал игру первичной. Изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.
Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление – предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.
Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счет разряда внутренней энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты.
Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл выдвинул идею рекапитуляции (сокращенного повторения этапов развития человечества) в детских играх.[15, с.170]
Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далеких предков.
Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждет. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С. Газман, который указывал: «Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем» [17, с.15] Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.
Теория функционального удовольствия, реализации врожденных влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А. Адлер - австрийский психиатр и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребенка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и ее своеобразие как реализацию желаний, которые ребенок не может осуществить в действительности. [цит. по 5, с.62].
Игру, как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет извлечь в работу ран21, с. 76]
Теория духовного развития ребенка в игре. К.Д. Ушинский противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление. [цит. по 27, с. 65].
Существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается «коллективным инстинктом» детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру источником культуры. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум.