Введение
Глава 1. Основные вопросы по универсальным учебным действиям,
1.1 Классификация универсальных учебных действий
1.2 Средства формирования универсальных учебных действий
1.3 Формирование универсальных учебных действий при изучении геометрических фигур
1.3.1 Формы организации учебного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий
1.3.2 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Постановка констатирующего эксперимента
2.2. Постановка формирующего эксперимента
2.3. Постановка контрольного эксперимента
Заключение
Список литературы
Особенностью содержания современного начального образования является вопрос о том, что ученик должен знать, а также формирование универсальных учебных действий. В настоящее время, начальное образование является фундаментом для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно вначале школьного обучения должны удовлетворяться познавательная мотивация и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, формироваться основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»), т.е. формировать у учащихся универсальные учебные действия (УУД).
Актуальность формирования УУД для начального общего образования обусловлена достижением успешности всеми учащимися.
На ступени начального общего образования учебный предмет «Математика» является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. [1]
Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.
Курс математического конструирования включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.[2]
Одним из основных положений Концепции ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий учащихся.
Цель курсовой работы – изучить развитие универсальных учебных действий при ознакомлении младших школьников с геометрическими фигурами. Из поставленной цели следуют задачи:
- обзор литературных данных по тематике
- изучение методов и организация исследования
- обсуждение результатов и составление выводов
При написании курсовой работы за основу была взята концепция формирования УУД, которая разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.Г.Асмолова), а также на «продиктованные» в ней условия, обеспечивающие формирование УУД.
Методы исследования:
- анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования,
- изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования,
- анкетирование, наблюдение, беседы,
- диагностические педагогические методики,
- педагогический эксперимент,
- количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Глава 1. Основные вопросы по универсальным учебным действиям, роль геометрических фигур в их развитии.
1.1 Классификация универсальных учебных действий
В ФГОС начального общего образования содержится разъяснение следующих универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных [6]
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловой уровень обучающихся (умение соотносить поступки и события с существующими этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают ученикам организацию своей учебной работы.
К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвидение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме синтеза способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - написание необходимых дополнений и внесение исправлений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование цели познания;
- поиск и выделение необходимой информации, а также решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речи в устной виде и на письме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – процесс преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные данные объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные ܰдеܰйстܰвܰиܰя:
- аܰнܰаܰлܰиз объеܰктоܰв с цеܰлܰьܰю вܰыܰдеܰлеܰнܰиܰя прܰизܰнܰаܰкоܰв (суܰщестܰвеܰнܰнܰых, несуܰщестܰвеܰнܰнܰых);
- сܰиܰнтез — состܰаܰвܰлеܰнܰие цеܰлоܰго из чܰастеܰй, в тоܰм чܰисܰле сܰаܰмостоܰятеܰлܰьܰное дострܰаܰиܰвܰаܰнܰие с воспоܰлܰнеܰнܰиеܰм неܰдостܰаܰюܰщܰих коܰмпоܰнеܰнтоܰв;
- вܰыбор осܰноܰвܰаܰнܰиܰй и крܰитерܰиеܰв дܰлܰя срܰаܰвܰнеܰнܰиܰя, серܰиܰаܰцܰиܰи, кܰлܰассܰифܰиܰкܰаܰцܰиܰи объеܰктоܰв;
- поܰдܰвеܰдеܰнܰие поܰд поܰнܰятܰие, вܰыܰвеܰдеܰнܰие сܰлеܰдстܰвܰиܰй;
- устܰаܰноܰвܰлеܰнܰие прܰичܰиܰнܰно-сܰлеܰдстܰвеܰнܰнܰых сܰвܰязеܰй, преܰдстܰаܰвܰлеܰнܰие цепочеܰк объеܰктоܰв и яܰвܰлеܰнܰиܰй;
- построеܰнܰие лоܰгܰичесܰкоܰй цепочܰкܰи рܰассуܰжܰдеܰнܰиܰй, аܰнܰаܰлܰиз истܰиܰнܰностܰи утܰверܰжܰдеܰнܰиܰй;
- доܰкܰазܰатеܰлܰьстܰво;
- вܰыܰдܰвܰиܰжеܰнܰие гܰипотез и их обосܰноܰвܰаܰнܰие.
Постܰаܰноܰвܰкܰа и реܰшеܰнܰие пробܰлеܰмܰы:
- форܰмуܰлܰироܰвܰаܰнܰие пробܰлеܰмܰы;
- сܰаܰмостоܰятеܰлܰьܰное созܰдܰаܰнܰие способоܰв реܰшеܰнܰиܰя пробܰлеܰм тܰворчесܰкоܰго и поܰисܰкоܰвоܰго хܰарܰаܰктерܰа.
Коܰмܰмуܰнܰиܰкܰатܰиܰвܰнܰые уܰнܰиܰверсܰаܰлܰьܰнܰые учебܰнܰые деܰйстܰвܰиܰя обеспечܰиܰвܰаܰют соܰцܰиܰаܰлܰьܰнуܰю коܰмпетеܰнтܰностܰь и учёт позܰиܰцܰиܰи друܰгܰих лܰюܰдеܰй, пܰартܰнёроܰв по обܰщеܰнܰиܰю иܰлܰи деܰятеܰлܰьܰностܰи; уܰмеܰнܰие сܰлуܰшܰатܰь и вступܰатܰь в дܰиܰаܰлоܰг; учܰастܰвоܰвܰатܰь в коܰлܰлеܰктܰиܰвܰноܰм обсуܰжܰдеܰнܰиܰи пробܰлеܰм; иܰнтеܰгрܰироܰвܰатܰьсܰя в группу сܰверстܰнܰиܰкоܰв
ܰи строܰитܰь проܰдуܰктܰиܰвܰное взܰаܰиܰмоܰдеܰйстܰвܰие и сотруܰдܰнܰичестܰво со сܰверстܰнܰиܰкܰаܰмܰи и взросܰлܰыܰмܰи.