Курсовая работа|Педагогика

Развитие экономических знаний школьников в условиях общеобразовательной школы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 33

ВВЕДЕНИЕ

1. Экономические знания в учебном курсе экономики

2 Содержание курса экономики в школе

3. Методические подходы к развитию экономических знаний школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Современные образовательные подходы требуют изменений как в организационном, так и содержательном аспектах в системе образования. Существенно изменился практикоориентированный контекст изучения экономики в школе, выросли образовательные и самообразовательная функции, актуальны становятся задачи формирования у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции, усиливается мотивация в изучении экономических дисциплин.

Главной задачей современной школы является обеспечение условий для развития и саморазвития каждого ребенка, которое реализуется путем обновления содержания учебных программ и учебников на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, внедрения инновационных технологий организации учебно-воспитательного процесса, в том числе и обучения экономике учащихся [12, с. 34].

На сегодняшний день преподаванию экономики в школе уделяется особое значение, поскольку, кроме традиционного набора наук, школа должна дать ученикам навыки и умения познания и самопознания, самосовершенствования, и, в связи с активным развитием отечественной рыночной экономики - навыки адекватного восприятия ребенком новых условий жизни. Поэтому, преподавание экономики в школе и перспективы развития данного школьного предмета связаны, прежде всего, с требованиями экономического воспитания и формированием новой экономической культуры. Современный подход  разработки нового стандарта содержания по курсу экономики состоит также в ориентации на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. В рамках изучения курса экономики происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Программа по экономике нацеливает учебный процесс на формирование  ведущих опорных умений, поскольку такие умения облегчают обучение, создают прочную основу для успешного усвоения учащимся изучаемого материала за счёт интеграции знаний и соответствующих способов действий.

Значимыми для нашего исследования являются работы таких ученых, как Н.Г.Гордиенко, А.В.Алексеев, В.Д.Симоненко Ю.К.Васильев, И.А.Сасова, О.Г.Грохольская, Э.М.Голдстин, В.А.Монахова, И.А.Липсиц, А.А.Александров, и других, где рассмотрены методические концепции обучения учащихся экономике.

Актуальность темы обусловлена изменениями ориентиров современного образования, в том числе требований к выпускникам школы, что, в свою очередь находит отражение в формировании методических подходов к усвоению содержания учебного курса экономики. Экономика, как предмет школьного изучения, выстраивает значительный ряд проблем и вопросов, которые можно разбить на две части: проблемы, без решения которых процесс обучения невозможен, либо представляется весьма затруднительным, и проблемы самого экономического образования.

Объект исследования – учебная деятельность учащихся.

Предмет – процесс обучения экономике старших школьников.

Цель работы – развитие экономических знаний школьников в условиях общеобразовательной школы.

В соответствии с поставленной целью, обозначенными объектом и предметом исследования предполагается решение следующих задач:

  1. Определить роль и место курса экономики как учебного предмета.
  2. Рассмотреть направленность содержания курса экономики в школе на развитие экономических знаний учащихся.
  3. Представить практическую реализацию развития экономических знаний учащихся на уроках экономики.

В ходе работы использованы такие подходы и методы, как: сравнительно-теоретический (прослеживающий теоретические аспекты преподавания экономики), лингвистический (описательный, функциональный), методический (изучение и обобщение опыта работы).

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в определении теоретических концептуальных подходов к осмыслению цели и задачи экономического образования учащихся старших классов общеобразовательных учреждений; рассмотрены отдельные методические подходы, направленные на развитие экономических знаний школьников.

Практическая направленность работы состоит в том, что представленные материалы могут быть использованы в практике школьного преподавания при проведении лекций, семинаров, заседаний методических объединений и т.д. Материал может быть использован учителями-практиками, особенно молодыми педагогами.

Структура работы обусловлена спецификой исследовательской концепции: она состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы (19 источников), приложений (2). Общий объем работы составляет 33 страницы.

 

  1. Экономические знания в учебном курсе экономики

Экономические знания образуют сердцевину информации об обществе: о достоинствах и недостатках экономических систем и вариантов общественного выбора, о трудном выборе между равенством и эффективностью, об избирательном процессе, о деятельности фирм и об организации отраслевых рынков, о маркетинге и менеджменте, о рынке труда, о рынках капитала и денег, о семейной экономике и поведении потребителей, о национальной и мировой экономике и так далее. Очевидно, что экономически безграмотный человек в изначально обречен на более сложный жизненный путь, его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными. Жить и быть вне экономики в современных условиях невозможно и чем раньше человек поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности. Для этого человек должен обладать особым развитым экономическим мышлением, именно потому, что формирование экономического мышления каждого отдельного индивида позволит совершить всему миру переход к экономике знаний - высшему этапу развития постиндустриальной и инновационной экономики [2].

Школа – тот социальный институт, который всегда должен был воспитывать и обучать подрастающие поколения исходя из реальных условий, перспектив и проблем окружающего общества. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время в России качественно изменились экономическая и социальная основы общества. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания, методов и форм экономического образования. Требования современной экономической и социальной практики обусловливают не только адаптацию личности к изменяющейся среде, но и превращение в норму творческого подхода к обоснованию экономического поведения. Экономическое образование должно быть ориентировано на формирование экономического мышления, предприимчивости, восприимчивости к многообразию и динамичности экономических процессов.

Учебный курс экономики - предметная практикоориентированная область, синтезирующая естественно-научные, научно-технические, технологические, предпри­нимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, и обеспечивает прагматическую на­правленность общего образования [12, с. 24]. Важную роль в этой образовательной об­ласти играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность уча­щихся.

Экономика - относительно новый школьный предмет, преподавание его связано со многими вопросами. Сегодня предполагается, что экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах. С целью его рационального внедрения в школьную практику целесообразно выделить три общие и одну специальную ступени [18, с. 13]:

  1. Начальное экономическое образованиеохватывает учащихся 1-6-х классов. Его реализация осуществляется факультативно предметов и/или в рамках других. Знакомству с экономикой в начальной школе присущ пропедевтический характер. Изложение при обучении учащихся 1-4-х классов ведется образно, акцент делается на отдельных элементарных понятиях, урокам присущ эмоциональный настрой и увлекательная игровая форма
  2. Общее экономическое образование охватывает учащихся 5-11-х классов. Оно любо входит в базисный учебный план всех школ и экономического, и финансового профиля, либо представлено как вариант обучения основам предпринимательства. У учащихся среднего звена (5-8 классы) формируется основное на эмоциональном восприятии материала общее научное представление об экономической науке. Для старшеклассников (9-10 классы) предлагается предпрофильная подготовка в форме знакомства с ключевыми экономическими концепциями, предпрофессиональная специализация осуществляется в 11 классе.
  3. Третья ступень - для средних общеобразовательных учреждений факультативная: она может быть включена в учебный план  общеобразовательных школ в 10-11-х классах, если выбрана такая специализацию, при в средних специальных образовательных учреждениях этом должна быть обязательной

На ступени основного общего образования изучение экономики направлено на достижение следующих целей [11, с. 14]:

- освоение экономических знаний о потребностях общества и человека и оптимальных путях их удовлетворения, о товарообменных процессах, о народном хозяйстве, о закономерностях производства услуг и продуктов;

- овладение умениями применять для решения типичных экономических задач полученные знания и умения;

- получать, анализировать, систематизировать данные, критически осмысливать экономическую информацию,;

- с экономической точки зрения рассматривать события политической и общественной жизни;

- освоение необходимых для участия в экономической жизни государства и общества способов практической, коммуникативной, познавательной деятельности;

- развитие способности к самореализации, личному самоопределению и формирование экономического образа мышления;;

- формирование потребности в получении экономических знаний коммуникативных умений и навыков, мотивации к изучению дисциплин экономической направленности;

- воспитание уважения к предпринимательской деятельности, к профессиональной деятельности, ответственности за принятие  решений экономической направленности.

  1. Боровитина, Н. М. Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества / Н.М. Боровитина// Молодой ученый. – – №10. Т.1. – С. 119-121/
  2. Бадмаева, А. В. Формирование экономического мышления у подростков / А.В. Бадмаева // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 1-3.
  3. Заиченко, Н. Л. Методологические основы школьного экономического образования / Н.Л. Заиченко // Экономика в школе. – 2000. – № 1-3.
  4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - - № 5. – С. 12-19.
  5. Калинина, Н.Н., Прутченков, А.С. Практико-ориентированное экономическое образование в школе: новые тенденции / Н.Н. Калинина, А.С. Прутченков // Экономика в школе. – 2011. – № 1. – С. 5-9.
  6. Калмычков, Е.Н, Чаплыгин, И.Г. Экономическое мышление: философские предпосылки: учебное пособие для высших учебных заведений по экономическим специальностям / Е.Н. Калмычков, И.Г. Чаплыгин. – Москва: Инфра-М, 2005. – 256 с.
  7. Машина, М. В. Экономическая азбука / М.В. Машина. – М., 1995. – 235 с.
  8. Матюшок, В. Система ценностей и установок человека как фактор экономического развития / В. Матюшок // Экономика в школе. – 2003. – № 3. – С. 14-17.
  9. Мишин, Б.И. Настольная книга учителя экономики / Б.И. Мишин. – М., 2003. – 180 с.
  10. Неудахина, Н. А., Федорова, Т. С. Современные образовательные технологии: модульный курс: учебное пособие / Н.А. Неудахина, Т.С. Федорова – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. – 244 с.
  11. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец.: в 2–х кн. / И.П. Подласый. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. –Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 474 с.
  12. Попова, А. Ю. Формирование экономического мышления в старших классах средней общеобразовательной школы / А.Ю. Попова // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 119-122.
  13. Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  edusite.ru/DswMedia/11.doc.
  14. Самохина А.И. Экономика образования и экономика в образова- нии школьников / А.И. Самохина // Народное образование. – 2002. – № 10. – С. 13-19.
  15. Сарбалаева, А. Д. Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики / А.Д. Сарбалаева // Молодой ученый. – –№4. – С. 603-605. 
  16. Терюкова, Т.С. Экономическое образование и проблемы профориентации школьников / Т.С. Терюкова // Экономика в школе. — 2012. — №1. — С. 12-16.
  17. ФГОС - Форум «Содержание новых стандартов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru
  18. Четанова, Л. А. ФГОС НОО: требования к современному уроку [Текст] / Л. А. Четанова // Молодой ученый. — — №2.1. — С. 33-35.
  19. Ясин, Е. Модернизации экономики и система ценностей / Л.А. Четанова // Экономика в школе. – 2003. – № 2-4.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское