Введение
Глава 1 Сущность миссии организации
1.1 Понятие и роль миссии организации
1.2 Место разработки миссии в стратегическом планировании
1.3 Функции миссии организации
Глава 2 Порядок разработки миссии организации
2.1 Модель и этапы разработки миссии организации
2.2 Формирование содержания миссии,
2.3 Примеры миссий организации
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Миссия – основная главная цель компании, ради которой она и создана. Также имеет место следующее определение – установление перечня как текущих, так и перспективных направлений деятельности компании, с выделением приоритетов в ее стратегии или тех базисных норм ведения ее деятельности, которые будут выражать облик компании в ближайшей и далекой перспективе. Гласная особенность миссии – она должна быть реализована по истечению заданного промежутка времени. Поэтому срок реализации миссии является обозримым и достаточно небольшим. Как показывает теория и практика, как правило, этот период составляет пять лет и является среднесрочным. Это сделано для того, чтобы сотрудники могли увидеть результаты своего труда. Ученые выделяют два типа понимания миссии организации: широкое и узкое понимание сути миссии. В широком смысле миссия рассматривается как основополагающая цель компании, ради которой она и создана. Именно предназначение определяет совокупность действий, которые определяют намерения компании осуществлять, каким типом компания намеревается быть. Следует отметить, что философия компании как правило редко видоизменяется. Касаемо второй половины миссии она может меняться в зависимости от глубины модификаций, происходящих в компании и в среде его функционирования. В узком смысле миссия является сформулированным утверждением относительно того, для чего или по какой причине существует компания. Миссия как утверждение, обнаруживающее физический смысл существования компании, отличие компании от подобных. В существующей исследовательской традиции миссия организации довольно обстоятельно рассмотрена с точки зрения её определения, формулировки, целей и функций такими науками, как корпоративное управление, стратегический менеджмент, маркетинг. Однако разностороннее и тщательное междисциплинарное изучение данного аспекта является той нишей научных знаний, которая требует пристального внимания. В настоящее время вопросы необходимости, важности миссии в организации, подходов к разработке и этапов конструирования миссии, а также аспекты ее влияния, как на персонал организации, так и на потребителя и все заинтересованные стороны организации, стали довольно актуальными.
Актуальность темы обусловлена непрерывным возрастанием уровня конкуренции во всех сферах производства товаров и услуг и необходимостью в связи с этим стратегического планирования в российских компаниях. Это связано с тем, что для достижения успеха на рынке каждая организация должна заниматься стратегическим планированием, которое подразумевает разработку и обеспечение соответствия между целями и имеющимися ресурсами компании, а также изменяющимися условиями рынка.
Цель исследования: данной работы является определения места и роли миссии компании в стратегическом планировании ее развития и стратегическом управлении, а также рассмотрение порядка, моделей, этапов и аспектов ее разработки.
Задачи исследования:
- изучение сущности понятия и роли миссии организации;
- рассмотрение функций миссии организации;
- анализ существующих подходов к разработке миссии организации;
- рассмотрение модели и этапов конструирования миссии;
- рассмотрение примеров миссий известных компаний.
Объектом исследования выступает миссия организации.
Предмет исследования являются организации, а также отношения, возникающие при формировании миссии организации.
Методика исследования: при написании курсовой работы было использовано несколько методов исследования. Во-первых, метод научной абстракции, с помощью которого были выделены категории и понятия, отражающие важнейшие аспекты исследуемого объекта, а также метод функционального анализа, с помощью которого были установлены взаимосвязи и зависимости между экономическими процессами и явлениями.
Глава 1 Сущность миссии организации
1.1 Понятие и роль миссии организации
Миссия (англ. – мission) – главная цель организации, смысл ее существования, один из основных инструментов стратегического управления, определяющий целевые ориентиры организации. Миссию имеют, по разным оценкам, от 65% до 90% организаций. Известны так же следующие определения понятия «миссия организации». «Миссия – стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе». (Гительман Л. «Преобразующий менеджмент»). «Миссия – это основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии». (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»). «Если рассматривать миссию организации в широком понимании то – это философия и предназначение, смысл организации, в узком понимание миссия компании – сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от другой». (Виханский О.С. «Стратегическое управление»). Анализ существующих научных подходов показывает, что в центре исследовательского внимания как отечественных, так и зарубежных ученых находятся: возможности использования миссии в качестве стратегического средства в сфере управления организацией (П. Дракер, В. МакГиннис, Дж. Пирс, У. Стэплс, К. Блэк, Д. Фред, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Е.М. Белый, И.Б. Романова, С.А. Сурков, А.А. Максименко, О.В. Павлова); её влияние на успешность и перспективность ведения бизнеса организации (К. Барт, Дж. Табон, Ф. Дэвид, М. Клемм, С. Сандерсон, Ж. Луфман, А. Кэмпбел, С. Йеунг, Ж. Медли, И. Уилсон и др.); формирование корпоративной культуры и философии современных компаний посредством корпоративной миссии (Р. Темплар, Т. Фалсей, Э. Браун, П. Дж. Хашак, Н.В. Тесакова, В.В. Козлов, О.К. Слинкова, Е.Г. Грудистова, Ю.В. Якутин), а также перспективность использования миссии в качестве интенсификации коммерческих усилий посредством маркетинга (Ф. Котлер, Л. Уаллас, Д. Армстронг, Т.Н. Ежова, С.В. Филатов, Н. Скворцова).
Кроме того, бесспорен интерес к изучению миссии организации с точки зрения теории психологии. В частности, интерес специалистов нейро-лингвистического программирования обусловлен существенной ролью миссии в формировании позитивного образа компании у клиентов, сотрудников, деловых партнёров и общества (Дж. Лаборде, С. Андреас, К. Герлинг, Ч. Фолкнер, Т. Халбом, Г. Адлер, Дж. Эйхер, Д. Ющенко, Н. Царева), психология управления рассматривает миссию организации в качестве значимого средства управления эффективностью бизнеса (И.И. Мельников, Э. Гостик, Ч. Элтон, Г. Даулинг), с точки зрения организационной психологии значение миссии организации велико для формирования единой стратегии работы и мотивации её коллектива (Б. Кристиансен, Р. Белл, Г. Десслер, В.В. Андронов, А.П. Егоршин, В.И. Шеин).
В отношении содержания миссии в научном мире также отмечается широкий спектр мнений. Как правило, миссия формулируется в двух вариантах: как короткий брендовый слоган, направленный на формирование имиджа фирмы, и расширенный программный документ. Рассмотрим значение миссии, что принципиально полезного и необходимого миссия может дать каждой организации? Во-первых, качественно сформулированная миссия делает ясными для менеджеров и сотрудников общую цель деятельности фирмы, ее предназначение и разъясняет направление, вектор развития, она синхронизирует все цели и задачи в главном направлении. Происходит объединение индивидуальных форм восприятия и оценки различных актов, процессов, технологий и других особенностей производства продукции, услуг. Во-вторых, формируется корпоративная логика поведения организации и сотрудников, вырабатываются единые подходы к принятию решений в ситуациях, когда нет количественных критериев их оценки (ориентация децентрализованных действий) [22]. Сотрудники согласуют свои действия в едином направлении, формируется корпоративный дух и система ценностей. В результате миссия способствует повышению эффективности управления организацией, формированию коллектива единомышленников. В-третьих, миссия дает субъектам внешней среды представление об организации, ее целях, методах деятельности и ценностях. Таким образом, миссия организации представляет собой стратегическую цель, выражающую смысл ее существования, которая предопределяет цели деятельности, формирует единые подходы к принятию и реализации управленческих решений, служит источником единства коллектива, определяет внешний образ организации и ее внутренние ценности. Ясность цели и методов ее достижения способствуют повышению эффективности деятельности организации [8].
Миссия организации в той или иной мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Наиболее сильное, устойчивое и специфическое, даже определяющее, влияние на миссию любой организации, независимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и заказчиков (покупателей) [10].
Таким образом, миссия организации представляет собой стратегическую цель, выражающую смысл ее существования, которая предопределяет цели деятельности, формирует единые подходы к принятию и реализации управленческих решений, служит источником единства коллектива, определяет внешний образ организации, и ее внутренние ценности. Ясность цели и методов ее достижения способствуют повышению эффективности деятельности организации.
Публикации в периодических и продолжающихся изданиях
- Гусаров, А. В. Определение миссии организации / А. В. Гусаров // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3. С. 130—135.
- Ендовицкий Д.А. Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности компании-цели слияния/поглощения / Д.А. Ендовицкий, В.Е. Соболева // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – N 6. – С. 2- 14.
- Магданов П.В. Управленческое решение: понятие и определение // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 8 (144). – С. 63–67.
- Смирнова Н. Стратегия компании в цифрах / Н. Смирнова // Консультант. – 2006. – N17. – С. 26-28.
- Хоминич И.П. Бизнес-стратегия компании в сфере корпоративной социальной ответственности / И.П. Хоминич // Банковские услуги. – 2007. – N 3. – С. 2-12.
Статьи из сборника научных трудов
6 Гумерова Г.И, Шаймиева Э.Ш. Формирование концептуальных положений модели управления знаниями в организации: теоретико-методический подход (на основе эмпирического исследования) // Актуальные проблемы экономики и права . 2013. №3 (27). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kontseptualnyh-polozheniy-modeli-upravleniya-znaniyami-v-organizatsii-teoretiko-metodicheskiy-podhod-na-osnove (дата обращения: 18.04.2016).
7 Мальцева Н.В. «Миссия как смысл существования организации» Вестник молодых ученых ПГНИУ [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / отв. редактор В.А.Бячкова; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2013. – Вып. 3.
8 Портал «ITEAM», Технологии корпоративного управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iteam.ru.
9 Шпак, Н. Ф. Миссия, рубрика «Стратегическая компетентность» / Н. Ф. Шпак // Менеджмент сегодня. 2002. № 1 (7) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.managementtoday.ru.
10 Петров А.М. Повышение конкурентоспособности предприятия реального сектора российской экономики в современных условиях // Современный взгляд на проблемы качества и управления конкурентоспособностью в условиях внешних вызовов: сборник материалов международной (очно-заочной) научно-практической конференции. 2015, С. 36-39.
Книги одного, двух и трех авторов
11 Акмаева Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учебное пособие / Р. И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 207 с.
12 Алпатова Н. Стратегия ... "для маленькой такой компании" / Н. Алпатова // Управление компанией. – 2010. – N8. – С. 29-32.
13 Виногродский Б.Б., Сизов В.С. Менеджмент в китайской традиции. – М.:Экономистъ, 2009. – 256 с.
14 Виханский, О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2014. 205 с.
15 Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: практикум / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 186 с.
16 Ендовицкий Д.А. Анализ инвестиционной привлекательности компании- цели на прединтеграционном этапе сделки слияния/поглощения / Д.А. Ендовицкий, В.Е. Соболева // Аудит и финансовый анализ. – 2011. – N 2. – С. 195-207.
17 Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. – Юнити-Дана, 2012.-312 c.
18 Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг: пер. с англ. / Ж.-Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. - 2-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 718 с. - (Классика MBA).
19 Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.А. Маленков. – М.: Проспект, 2008. – 224 с.
20 Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - 4-е изд., стер. – М.: КноРус, 2008. – 495 с.
21 Паули Н. Перспективная стратегия: [многоформатности: опыт компании "Обувь России"] / Н. Паули // Управление компанией. – 2008.
22 Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. – М.: Наука, 1986. – С. 288.
23 Тарасов В.К. Искусство управленческой борьбы. – М.: Добрая книга, 2012. – 432 с.
24 Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент / А. А. Томпсон, Дж. Стрикленд III. М. : Вильямс, 2009. 36 с.
25 Томпсон-мл. А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа: [учебное пособие]: пер. с англ. / А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III . - 12-е изд. – М. [и др.]: Вильямс, 2006. – 924 с.: ил. – (Библиотека Strategica).
26 Управление проектом – основы проектного управления: учебник / под ред. проф. М.Л. Разу. – М.: Кнорус, 2006. – 768 с.
27 Хасби, Д. Стратегический менеджмент / Д. Хасби. М. : Контуры, 1998. 130 с.
Диссертация
28. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления, СПб., 2007. – 581 c.
Автореферат диссертации
29 Воденников, В.А. Стратегический менеджмент в компании на российском рынке, Москва, 2000. – 34 с.
30 Стародубцев И.Л. Экономический механизм и инструменты стратегического управления предприятиями инфраструктурной энергетики в условиях реформирования естественных монополий, Москва, 2008. – 23 с.