Введение
I. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ УЧИТЕЛЯ
1.1. Понятие и суть нравственного воспитания
II. ВОСПИТАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1. Чтение — как способ духовного развития и нравственного воспитания
2.2. Реализация нравственного воспитания при обучению чтению по УМК Нappy English
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Знание иностранного языка – это возможность заглянуть в другой мир.
Силован Рамишвили
Данная работа посвящена нравственному воспитанию школьников в ходе обучения чтению на уроках иностранного языка. Иностранный язык сегодня с расширением международных связей становится необходимостью, общество все чаще требует специалистов, владеющих иностранными языками на профессиональном уровне. Знать иностранный язык в той или иной мере должен любой интеллектуально развитый человек. В связи с этим встает вопрос о реформе преподавания его в школе. Все чаще изучение первого иностранного языка начинается еще в детском саду, когда ребенок наиболее активно впитывает новую информацию. Уроки иностранного языка занимают все больше места в школьном расписании и становятся не просто второстепенным предметом, а выходят на полноценно первый уровень. В связи с этим речь заходит о воспитательном моменте на уроке иностранного языка, как основной дисциплине. Именно этим обусловлена актуальность и значимость данной работы.
Нравственное воспитание детей должно начинаться ещё в семье. К школе ребёнок уже должен научиться различать добро и зло, хорошее и плохое, «можно» и «нельзя». Ведь именно эти простые, на первый взгляд, понятия являются фундаментом того, что мы называем «нравственное воспитание школьников». При этом следует учитывать тот факт, что воспитание личности – это непрерывный процесс, в котором формируется правильное ее отношение к себе и окружающему миру. Нравственное воспитание школьников должно, в первую очередь, сформировать такие нравственные категории, как патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, а также стремление к труду и творчеству, развитию науки, культуры, искусства. То есть, все те категории, наличие которых у граждан позволяет стране развиваться и сохранять свою самобытность. В годы учёбы нравственное воспитание младших школьников – это едва ли не основополагающий шаг в развитии личности. Поэтому воспитание здоровой в духовном плане личности должно вестись уже в начальных классах общими усилиями родителей и учителей, причём не спонтанно, а регулярно и систематически. Для этого создаются и разрабатываются специальные программы урочной и внеурочной деятельности школьников. В рамках урочной деятельности речь идет о правильном подборе изучаемого материала, преподнесение верной информации, формирующей положительные мотивации и моральные ценности.
В данной работе мы выдвигаем следующую гипотезу: нравственное обучение в школе на уроках иностранного языка имеет значимое место, а через обучение чтению возможность преподнесения нравственных и моральных норм наиболее продуктивна.
Цель данной работы – изучить и проанализировать то, как возможно осуществить нравственное воспитание на уроках иностранного языка, а в частности при обучении чтению.
Для доказательства гипотезы и достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть нравственное воспитание как предмет,
- изучить возможность нравственного воспитания на уроках иностранного языка,
- изучить процесс воспитания при обучении чтению,
- изучить реализацию нравственных идей в УМК Happy English,
- сделать выводы по изученному материалу.
Работа состоит из введения, двух разделов основной части. Заключения и библиографического списка.
I. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ УЧИТЕЛЯ
1.1. Понятие и суть нравственного воспитания
Чтобы дать полную характеристику термину «нравственное воспитание» разберемся для начала, что такое «нравственность» в принципе. В корне слова мы видим «нрав», то есть эталон или норма, которыми мы руководствуемся в своей жизни каждый день при принятии тех или иных решений. Нравы меняются с течением времени под воздействием эпохи с развитием общества. Очень часто нравственность отождествляют с моралью и этикой. Однако эти понятия не совсем схожи. Нравственность – это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях. У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо.[1] Несмотря на то что нравственность – это сугубо индивидуальное понятие, в современном обществе все же существуют единые принципы. В первую очередь к таковым относится равенство прав всех людей. Второй принцип нравственности основывается на том, что человеку позволено делать все, что не идет вразрез с правами других людей и не ущемляет их интересов. Сюда можно отнести не только вопросы, регулируемые законом, но и морально-этические нормы.[2]
Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».[3]
И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[4]
Понятие нравственное воспитание очень широко и многогранно. Воспитание в целом – это процесс целенаправленного формирования полноценной личности, которое осуществляется при взаимодействии педагогов, родителей и учеников. Конечная цель школы – формирование образованной, полноценной личности, обладающей твердыми моральными принципами. Именно поэтому нравственное воспитание стоит в центре всего обучения в школе.