Введение
Глава 1. Принцип доступности в процессе обучения математике в начальных классах
1.1.Содержание начального курса математики
1.2. Подготовка детей к обучению математики в начальных классах
1.3.Принцип доступности в обучении математике
Глава 2. Реализация принципа доступности в процессе обучения математике в начальных классах
2.1. Сущность и особенности реализации принципа доступности обучения школьников
2.2. Конспект урока по математике в 5-м классе по теме "Обыкновенные дроби" с применением принципа доступности
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время не вызывает сомнения то, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Школа обязана научить всех своих выпускников мыслить нестандартно. Особое место в решении этой задачи отводится начальным классам. Задачи и содержание обучения задаются объективно, исходя из требований общества. Но в то же время многолетняя практика и специальные психолого-педагогические и физиологические исследования показывают, что выдвигаемые задачи и содержание одновременно должны учитывать реальные возможности школьников данного возраста, а также конкретного учебного класса. Лишь при этом условии создаются предпосылки для успешного обучения.
В связи с этим встает вопрос о перегрузке учащихся. Как отобрать в учебные программы и учебники знания, самые необходимые для целей общего образования, чтобы устранить ее?
Перегрузка приводит к тому, что у учеников не хватает времени для основательного усвоения учебного материала, для внеклассного чтения. Часть школьников перестает регулярно выполнять домашние задания, вследствие чего у них образуются большие пробелы в знаниях, мешающие успешному продвижению вперед, усвоению нового материала. Перегрузка не оставляет времени для расширения кругозора, для любимых занятий наукой, техникой, искусством, спортом, для домашнего и общественно полезного труда.
Перегрузки можно устранить, если сделать обучение посильным данному классу, возрасту, уровню развития. Это положение является исходным и принципиальным. Действительно, обучение теряет смысл, если содержание или методы обучения недоступны для учащихся.
Усиленное внимание к принципу доступности связано, прежде всего, с особенностями нового этапа общественного развития, в частности с требованиями научно-технического прогресса, большим потоком информации.
Накоплен значительный опыт реализации на практике принципа доступности обучения, однако, данная проблема требует дальнейших исследований по следующим причинам:
В последние годы вышел в свет целый ряд учебников и учебных пособий по различным системам обучения, поэтому есть необходимость научиться их сопоставлять и выбирать из них наиболее оптимальные.
Не хватает методической литературы, где давались бы четкие, научно обоснованные рекомендации по методике изучения конкретных тем.
Накопленный опыт по применению принципа доступности еще недостаточно широко освещается в современной литературе.
В связи с общим культурным ростом, прогрессом общественной среды, в которой протекает жизнь и деятельность современных детей, границы доступности обучения существенно расширились.
Основная цель моей работы - изучить проблему реализации принципа доступности в современном образовательном процессе.
В своей работе я попыталась найти подтверждение главной гипотезе: "Если правильно применять и использовать принцип доступности в обучении, то усвоение знаний, умений и навыков будет проходить быстрее и эффективнее".
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда частных задач:
Углубить представление о принципах обучения как категории дидактики.
Изучить соответствие дидактических принципов и целей обучения.
Установить диалектическую взаимосвязь дидактических принципов.
Рассмотреть историю принципа доступности.
Изучить сущность принципа доступности.
Выделить условия реализации принципа доступности.
Научиться реализовывать принцип доступности на практике.
Объект изучения - процесс обучения.
Предмет - реализация принципа доступности.
Глава 1. Принцип доступности в процессе обучения математике в начальных классах
1.1.Содержание начального курса математики
Основные идеи формирования содержания образования были сформулированы в работах французского социолога Эмиля Дюргейма еще в начале XX века. По его мнению человек, которого должно сформировать в нас воспитание, - это не тот человек, которого создала природа, а тот, каким его хочет видеть общество, а оно его хочет видеть таким, каким требует экономика этого общества.
Начальный курс математики - это учебный предмет - математика в начальных классах. Его содержание, определяемое Государственным образовательным стандартом, представляет также совокупность пяти элементов:
- систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащегося научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
- систему общих и частных, интеллектуальных и практических умений и навыков;
- опыт творческой деятельности;
- нормы эмоционально-ценностного отношения школьника к действительности, к окружающим, являющиеся вместе со знаниями и умениями условием убеждений и идеалов, т.е. систему волевой, моральной, эмоциональной воспитанности;
- технология учения школьника.
Рассмотрим более подробно каждый выделенный элемент содержания образования.
- Система основ математических знаний и некоторых других наук. Эта система включает прежде всего ряд основных математических понятий. К числу таких понятий относятся:
- понятие числа,
- понятие арифметического действия,
- понятие величины,
- понятие уравнения,
- понятие геометрической фигуры и др.
Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течении всех лет обучения в начальных классах. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами. Это происходит и в процессе счета предметов, и в процессе измерения величин и при изучении других вопросов. В тесной связи с понятием числа формируется понятие о системе счисления. Раскрывается оно постепенно в ходе изучения нумерации натуральных чисел и арифметических действий над ними.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметического действия. Всего изучается четыре арифметических действия. Прежде всего раскрывается конкретный смысл каждого арифметического действия на конкретной основе в процессе выполнения операций над множествами, вводится соответствующая символика и терминология. В курсе математики начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятие равенства понятие неравенства, понятие уравнения. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала.
Понятие геометрической фигуры - это одно из основных понятий геометрии. Формирование представлений о геометрической фигуре происходит на наглядной основе постепенно, начиная с первого класса.
Сюда же входят некоторые основные законы математики и их практические изложения. В начальных классах рассматриваются такие законы:
- коммутативный закон сложения и умножения,
- ассоциативный закон сложения и умножения,
- дистрибутивный закон умножения относительно сложения.
Все эти законы изучаются в связи с арифметическими действиями, рассматриваются они на конкретном материале при изучении соответствующих вычислительных приемов и направлена главным образом на формирование вычислительных навыков учащихся.
Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе математики начальных классов имеют не сами законы, а их практические приложения. Все перечисленные математические законы рассматриваются в качестве теоретической основы для изучения соответствующих вычислительных приемов. Они рассматриваются в плане ознакомления. Главное - научить детей применять эти законы для вычислений.