ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Цели, задачи, принципы обучения в современном образовательном процессе
1.1 Изменение целей и задач обучения с средины ХХ века
1.2 Принципы обучения на современном этапе
1.3 Позиция личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе
Глава 2. Реализация принципов обучения в деятельности учителя
2.1. Содержание, методы и формы педагогической деятельности
2.2. Организация педагогической деятельности
2.3. Особенности педагогической деятельности в экспериментальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Начало третьего тысячелетия было ознаменовано глобальной трансформацией общества, преобразованием всего существующего миропорядка. Вектор первоочередной потребности развития цивилизации указал на человека, его личность. Для всех стал очевидным факт, что в основе как великих открытий, так и глобальных катастроф, всех социально-экономических преобразований, особенно значимых в эпоху техногенной цивилизации, лежит человеческий фактор. Поэтому стратегии жизненного и научного поиска с необходимостью должны включать гуманистические ориентиры, вопросы, связанные с личностью и ее жизнедеятельностью. Именно образование, принципиально работающее на будущее, закладывает основы грядущих изменений в обществе, предопределяя, в конечном счете, его развитие, в прогрессивном, или напротив, в регрессивном направлении. Даже более того, система образования способна обеспечить цивилизованное, достойное будущее, где бы господствовали нравственность и культура, в котором в процессе жизнедеятельности происходило бы формирование человека, его становление, «выделывание», по образному выражению Ф. М. Достоевского, в личность. Установленные современной наукой и уточненные гуманистической философией взаимосвязи между социальным влиянием и генетически заданной нравственностью человека дают методологически точные ориентиры для новой идеологии образования.
Цель данной работы – изучить принципы обучения и способы их реализации в деятельности учителя. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть позицию личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе;
- Изучить проблему соотношения обучения и развития в педагогике;
- Рассмотреть принципы обучения в современном образовательном процессе;
- Рассмотреть организацию учебного процесса с целью обучения и развития личности.
- Изучить содержание, методы и формы педагогической деятельности;
- Исследовать особенности организации педагогической деятельности;
- Рассмотреть особенности педагогической деятельности в экспериментальной школе.
Объект исследования – принципы обучения.
Предмет исследования – реализация принципов обучения в деятельности педагога.
В структуру работы входят введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Цели, задачи, принципы обучения в современном образовательном процессе
1.1 Изменение целей и задач обучения с средины ХХ века
В наши дни общество требует развития творческих способностей молодого поколения и умения систематически и постоянно учиться и совершенствоваться. Сегодня эта задача не только педагогическая, но и социально-политическая. Еще в 50-х годах ХХ века возникла необходимость поиска новых методов обучения и воспитания подрастающего поколения. В Отчетном докладе XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев сказал: «В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации». Современная парадигма образования очень схожа с данной позицией [15].
Общеобразовательная школа в 70-х годах ХХ века перешла на новое содержание образования. Новые учебники и программы важны не только потому, что они содержат обновленный материал, больше современных понятий. Они важны главным образом потому, что содержат научные знания более высокого уровня обобщения и ориентируют на развитие интеллекта школьника. Это требует от учащихся понимания общих принципов, лежащих в основе законов, правил, задач, более глубокого анализа фактов и явлений, осознания внутренних связей и отношений между ними. Ученик должен владеть такими универсальными знаниями, которые позволили бы ему постоянно приобретать Другие знания. Универсальными могут быть общие принципы и закономерности, обобщенные знания, а также методы нахождения и выбора способа решения проблем [10].
«Задача активизации мышления, - писал министр просвещения СССР М. А. Прокофьев, - является важнейшей в перестройке школы, овладение методикой, проблемный подход к обучению в старших классах, умение создать проблемную ситуацию — все это необходимо современному учителю» [12, c. 31].
В 1960-х – 1970-х годах лет возник опыт развития познавательной самостоятельности учащихся, появились новые направления в теории обучения, которые и составили содержание советской дидактики. Были разработаны: теория активизации процесса обучения (М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, И. Т. Огородников), теория обучения младших школьников на повышенном уровне трудности (Л. В. Занков), теория содержательного обобщения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин и другие), теория формирования духовных потребностей (Ю. В. Шаров) и познавательного интереса (Г. И. Щукина), теория программированного (В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина) и проблемного обучения (А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, М. И. Махмутов, И. Я.Лернер). Всего этого не было в 50-е годы. Поэтому есть основание говорить о традиционной дидактике в отличие от дидактики советского времени. Традиционная дидактика основную цель видела в накоплении учеником определенного объема знаний; она ориентировала учителя на объяснение сущности новых понятий, законов, принципов, правил изучаемой науки, показ приемов умственной деятельности, показ образца действия.
Объяснительно-иллюстративный тип обучения не обеспечивает решения всех задач советской школы. Традиционная схема организации учебного процесса недостаточно развивает мыслительные способности школьников, не формирует их познавательные потребности, интерес к науке, не обеспечивает активного мышления и превращения знаний в убеждения, а убеждений — в сознательную, общественно целесообразную деятельность [5].
Определение типа обучения связано не только с принципами организации учебного процесса, но и с пониманием характера умственной деятельности, которая в свою очередь определяется сочетанием репродуктивного и продуктивного типов мышления. В традиционном (объяснительно-иллюстративном) обучении почти все знания, умения и навыки приобретаются путем репродуктивного усвоения, т. е. осознанного заучивания школьником теории и воспроизведения образца умственного и практического действия. Учащиеся усваивают готовые выводы науки, готовые способы действия. Это развивает их память и навыки репродуктивного мышления. Навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения (поскольку знание — основа продуктивного мышления) и частично — в ходе решения задач. Они формируются и вне школы - в ходе решения проблем в жизненных ситуациях, в процессе игры и трудовой деятельности [13].
Советская педагогика, исходя из указаний В. И. Ленина о том, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», всегда подчеркивала важность усвоения школьниками системы знаний. Эту идею Ленина советская школа реализовала довольно успешно. Пути и способы репродуктивного усвоения основ наук и методы организации традиционного обучения достаточно изучены и хорошо описаны в теории обучения, частных методиках и учебниках педагогики.
Однако накопления определенного объема знаний и навыков репродуктивного мышления недостаточно для развития познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся. Здесь большое значение имеет не только результат, приобретенные знания, но и процесс их усвоения. В начале ХХ века, обращаясь к делегатам III Всероссийского съезда комсомола, В. И. Ленин сказал: «...мы должны поставить уменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения сов реме иного образования» [18, c. 55].
Поиск ответа на вопрос «Как обучать?» в последние годы дал заметные результаты. Успех определяется главным образом теоретическим осмыслением достижений передовой советской педагогической практики.
«Творчески работающий учитель, — пишет Л. В. Занков, — в значительной мере поступает согласно объективным законам обучения и воспитания, при этом он частично опирается на уже известные теоретические положения, частично интуитивным путем как бы нащупывает Законы, еще не открытые наукой» [14, c. 82]. Передовой педагогический опыт, его изучение и обобщение позволяют суммировать методические находки учителей и научно обосновывать систему их применения для совершенствования учебного процесса.