Большая ответственность за культурное развитие подрастающее поколение ложиться на учителей общеобразовательных школ, поскольку они ведут повседневную учебно-воспитательную работу с многомиллионной массой детей. Учитель является центральной фигурой в школе, от его профессиональной квалификации зависят содержание и качество учебного процесса, объем и уровень знаний получаемых школьниками. Правильно поставленные, хорошо организованные, систематически и интересно проводимые занятия по изобразительному искусству, играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения, в проявлении и совершенствовании их творческих способностей.
Как известно, одним из главных средств наглядного обучения изобразительному искусству являются рисунки, выполняемые учителем с целью иллюстрирования и дополнения устного объяснения учебного материала. Это обстоятельство обуславливает необходимость уверенного владения свободным беглым рисунком.
Таким образом, актуальность данного исследования определена востребованностью изучения традиций отечественной педагогической культуры, выявлению современных методических возможностей педагогического рисунка, определению его места в качестве личностно-ориентированного средства обучения в педагогической практике учителя изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - педагогический рисунок как средство обучения изобразительному искусству учащихся основной школы.
Цель исследования - раскрыть образовательные возможности применения педагогического рисунка как эффективного средства обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
Цель исследования – выяснить роль педагогического рисунка, и его влияние на выполнение творческих работ учеников.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- определить является ли педагогический рисунок видом наглядного обучения;
- определить назначение изобразительных средств для педагогического рисования;
- рассмотреть особенности рисования мелом на классной доске;
- провести тестирование, которое поможет сделать выводы для моей работы;
- разработать урок с использованием личного показа учителем хода рисования.
Таким образом, задачи исследования определяют структуру и содержание работы: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены психолого-педагогические условия обучения ИЗО в школе; во второй главе определен педагогический рисунок как один из видов наглядности на уроках ИЗО; в третей главе определено влияние педагогического рисунка на качество изображения и творческую активность учащихся на уроке. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания послужили методологической основой исследования в работе.
1. Психолого-педагогические условия обучения ИЗО в школе
1.1 Цели и задачи преподавания ИЗО в школе
Эстетические чувства, возникшие в процессе трудовой деятельности людей и общения их с природой, разбудили дремавшие в человеке творческие способности, научили его творить по «законам красоты» и вызвали к жизни особую форму общественного сознания - искусство.
Изобразительное искусство возникло на заре человеческой истории. Оно было необходимо людям как средство познания предметного мира, сущности и места человека в этом мире, его чувств и идеалов.
Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании и образовании учащихся. В соответствии с учебной программой, изобразительное искусство ставит следующие конкретные задачи:
- дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка;
- сформировать навыки рисования с натуры, по представлению, по памяти;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус;
- развивать творческое воображение учащихся;
- развивать эстетические чувства и понимание прекрасного;
- воспитывать интерес и любовь к искусству.
Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствуют о том, что занятия изобразительным искусством - важное средство развития личности школьника. [14]
1.2 Педагогические условия обучения
Решение задач преподавания изобразительного искусства в школе основано на определенных методических позициях:
1. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности школьника, является эффективным средством умственного и общего развития личности ребенка, средством формирования его духовного мира.
2. Обучение и воспитание основаны на познании и усвоении школьниками эстетической сущности изобразительного искусства, направлены на сближение художественных занятий в школе с изобразительным искусством, с жизнью.
3. Методика преподавания изобразительного искусства в школе опирается на философию и эстетику, педагогику и психологию, теорию и практику художественного творчества. Осуществление учебно-воспитательных задач предмета должно быть основано на возрастных, физиолого-психологических особенностях развития школьников, на данных современной общей, возрастной и педагогической психологии, на принципах дидактики.
4. Обучение учащихся изобразительному искусству представляет собой органическое единство образования и воспитания; овладения знаниями, умениями, навыками и художественно-творческого, эмоционально-чувствительного развития; единство активных методов обучения и творческой самостоятельности детей. [19]
Необходимо также знакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства. Усвоение основ языка изобразительного искусства дает учащимся возможность полнее оценить художественное произведение, его содержание, форму, образное богатство, своеобразие; причем аналитический разбор не должен мешать и эмоциональному восприятию.
Для успешного проведения бесед об изобразительном искусстве учителю следует наряду с демонстрацией репродукций как можно шире использовать технические средства обучения (диа- и видеофильмы), наборы открыток.
При этом педагогу необходимо помнить, что воспитывающий и развивающий эффект уроков изобразительного искусства зависит от тесной взаимосвязи различных разделов учебной работы, например, от того, насколько содержание уроков рисования с натуры увязано с содержанием уроков по другим видам рисования.
Наибольший эффект достигается тогда, когда связь бесед по произведениям изобразительного искусства с рисованием с натуры, на темы осуществляется по конкретным, четко определенным направлениям.
Такими направлениями являются:
1. Изучение особенностей строения, характерной формы, объема окружающих объектов действительности: растительных форм, предметов быта, животных, птиц, фигуры человека.
2. Изучение пространственных свойств объектов и связанных с ними законов линейной и воздушной перспективы.
3. Изучение простейших законов цветоведения и их использование как выразительных художественно-эстетических средств в изобразительном искусстве.
4. Изучение элементарных закономерностей светотени, теории теней и выражение их в произведениях графики и живописи.
5. Изучение законов композиции в творчестве мастеров изобразительного искусства.
6. Очень важна демонстрация произведений художников на уроках рисования с натуры для показа, раскрытия правил рисования, техники выполнения рисунка простым карандашом и акварельными красками. [10]
Таким образом, нужно постоянно помнить, что успешное решение задач воспитания школьников средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и воспитания, от систематического обогащения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками, доступными конкретному возрасту. И на этой основе - раскрытие богатства, разнообразия окружающего мира, воспитание в детях душевной красоты, развитие нравственно - эстетических, гражданских качеств и свойств личности.