Курсовая работа|Логопедия

Роль семьи в коррекционно-развивающем воспитании детей с речевыми нарушениями

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 31

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

1.1 Воспитание детей с нарушением речи

1.2     Основные условия психического здоровья детей с речевыми нарушениями

Глава II. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

2.1.  Семья, имеющая ребенка с речевой патологией

2.2   Логопедическая помощь семье в воспитании детей с речевыми нарушениями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Коррекция личностных особенностей и отклонений у детей с нарушениями речи – разносторонний и многомерный процесс, который направлен на различные формы воспитания, обучения, коррекции, компенсации, адаптации, реабилитации. Он формируется на основе ряда общих и характерных взглядов с применением всевозможных методов: наглядных, практических, словесных.

Речь – это основа формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Вследствие этого при отставании в развитии речи у ребенка неизменно появляются излишние проблемы, связанные с общением. Такой ребенок нуждается в особом подходе.

Психолого-педагогические средства помогают в преодолении отрицательных личностных особенностей детей с нарушениями речи. Иногда на фоне специального лечения. При этом всегда учитывается возраст ребенка, предусматривается нормализация его общественных контактов с окружающими людьми.

Система коррекции личностных особенностей ребенка носит дифференцированный характер с учетом многообразных факторов биологического и социального порядка.

В современной коррекционной педагогике (и логопедии в ее составе) утвердился тезис о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии детей. Особенности моторики, познавательной деятельности, сенсорной сферы и эмоционально-волевых проявлений учитываются в процессе коррекции нарушений речи.

В психодиагностике и комплексной психолого-педагогической коррекции внимание полностью акцентируется на личность ребенка. Исключается подбор формальных методических рекомендаций для выявления нарушений развития речи и личности и их преодоление. Стратегия развития ребенка ориентируется преимущественно на учет происходящих в состоянии речи и личности ребенка изменений.

Ввиду этого, проблема нарушений речи у детей приобретает глобальный характер. Главной задачей в этой ситуации является преодоление речевых нарушений и их коррекции. Это говорит об актуальности данной проблемы, что формирует основу курсовой работы на тему: «Роль семьи в коррекционно-развивающем воспитании детей с речевыми нарушениями».

Цель курсовой работы – определить принципы работы родителей с ребенком, который имеет нарушения речи.

Объект исследования – речевые нарушения у детей.

Предметом исследования является коррекционная работа родителей с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

Для достижения данной цели, предусмотрены следующие задачи:

1) рассмотреть вопросы теории, которые раскрывают типы речевых нарушений у детей;

2) определить правильные принципы взаимодействия родителей с ребенком, страдающим расстройством речи;

3) рассмотреть формы и принципы работы логопеда с семьей ребенка с нарушениями речи.

Степень изученности подлежащих анализу в курсовой работе вопросов различна.

Теоретической основой для решения выдвинутых задач явились труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, дефектологии, логопедии (Н.В.Макарова, Н.М.Трофимова, И.Ю.Абелева, М.Е.Хватцев и другие).

Необходимость решения поставленных задач определила структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Первая глава посвящена понятию «речевые нарушения», также их современной классификации. Цель второй главы – охарактеризовать взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в коррекции нарушений речи ребенка, рассмотрению особенностей воспитания ребенка с нарушением речи в семье. Особый интерес уделен взаимодействию логопеда с родителями.

 

Глава 1. Особенности семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи

1.1 Воспитание детей с нарушением речи

  Серьезной проблемой нашего времени являются  нарушения речи у детей. При этом отклонения могут быть как незначительными, которым родители  не придают особого значения, так и серьезными (общее недоразвитие речи). В воспитании детей с нарушением речи необходимо учитывать рекомендации специалистов. Рекомендации помогут в простых ситуациях всецело возобновить нарушенные функции и адаптировать ребенка непосредственно к дальнейшей жизни.

Встречается ситуация, довольно часто, когда родители перед поступлением в школу с удивлением узнают, что их ребенок  не выговаривает одну или несколько букв.  Во избежание этого, необходимо обучить детей правильному произношению. Это происходит потому, что даже незначительные нарушения самостоятельно не проходят и требуют  вмешательства педагога-логопеда[15, с. 19].

В зависимости от того, чем вызвано нарушение речи, обучение с логопедом требует различной продолжительности. Это зависит во многом от сложности анатомо-физиологических механизмов и  социальной среды.

Как правило, воспитанием правильного произношения у детей занимаются в большинстве дошкольных образовательных учреждениях. Впрочем, чтобы аналогичная ситуация  не возникла перед школой, родители должны проконсультироваться с логопедом заранее и при необходимости проводить занятия на дому.

Основные причины, развития речевых нарушений у детей. Традиционно,  общее недоразвитие речи – это  форма речевого расстройства детей с нормальным слухом  и первично сохранным интеллектом, при котором  наблюдается нарушение формирования не только звуковой стороны речи (фонетики), но и смысловой (грамматики и лексики).

Всевозможные основания  выделяют врачи, которые вызывают аналогичные отклонения. Нередко это случается из-за токсикоза матери во время беременности, травм при родах, несовместимости резус-фактора крови матери и ребенка, разнообразных болезней центральной нервной системы, наследственной предрасположенности.

Каково же воспитание детей с онр (общим недоразвитием речи)?

Рассмотрим функции семьи, в которых есть ребенок с нарушением речи.

Выделяют следующие функции семьи с детьми с нарушениями речи:

1) Основная функция – реабилитационно - восстановительная. В данном случае воспитание детей с онр направлено на реабилитацию ребенка. Рекомендациям специалистов должны следовать родители и, в зависимости от нарушений, оптимизировать физическое и психическое состояние ребенка. Самое основное, не упускать ни малейшей вероятности для восстановления его соматического состояния;

2)  Функция эмоционального принятия.  Суть заключается в принятии ребенка таким, какой он есть. Нужно, чтобы ребенок ощущал себя частью семьи. Воспитание детей с нарушением речи заключается в проявлении любви и уважения к каждому члену семьи. Благодаря этому у ребенка развивается личностная зрелость, эмоциональная стабильность и настойчивость в решении любых жизненных проблем;

3) Коррекционно-образовательная функция. Мотивацией к учебе является любовь родителей  к ребенку с речевыми нарушениями . Для этого необходимо сформировать, непосредственно, нужные условия – так называемую коррекционно-образовательную среду, которая способствовала бы развитию интереса у ребенка, к познанию окружающего мира[18, с. 46].

Следует понимать, что нельзя ограничивать образовательными учреждениями воспитание детей на фоне отклонений в речевом развитии, даже специализированными. Проблемы ребенка, разрешение душевных психологических трудностей, разрешает активное участие родителей в воспитании;

4) Приспособительно - адаптирующая функция. Главная роль родителей в воспитании детей с нарушением речи заключается в участии адаптации как ребенка к окружающей среде, так и окружающей среды к потребностям ребенка. Если жизнь в семье наполнена любовью и уважением, это позволит ребенку научиться проявлять самостоятельность в решении многих жизненных проблем;

5) Социализирующая функция. Процесс психологического взросления протекает медленно и с трудностями, из-за существующих отклонений в развитии. Вследствие этого воспитание детей с онр должно быть устремлено на социализацию ребенка. Успех этого во многом зависит от того, насколько родители смогут привить ребенку интерес к окружающим взрослым людям и сверстникам и стремление к познанию окружающего мира;

6) Профессионально - трудовая функция. С раннего детства необходимо формировать любовь к труду. Начинать необходимо с элементарных требований – уборка игрушек, вещей и санитарно-гигиеническому уходу за собой. Непосредственно эти навыки постепенно прививают у ребенка любовь к труду и потребность участвовать в общественно-полезной деятельности. Конечно, овладение той или иной профессией в дальнейшем будет зависеть от степени выраженности болезни. Однако в задачу родителей должно входить не ограничение, а максимальная поддержка и одобрение всей семьи.

  1. Абелева, И.Ю. Если ребенок заикается / И.Ю.Абелева. – М.: Просвещение, 1999. – 143 с.
  2. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание / Л.И.Белякова. – М.: Педагогика, 2008. – 254 с.
  3. Богомолов, А.И. Устранение заикания у детей / А.И.Богомолов. – М.: Просвещение, 1997. – 93 с.
  4. Бэндлер, Р. Семейная терапия / Р.Бэндлер. – Воронеж: Психология, 2003. – 128 с.
  5. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон. – М.: Наука, 2007. – 521 с.
  6. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А.Крылов. – СПб.: Питер, 2006. – 559 с.
  7. Львов, М.Р.Тенденция развития речи учащихся / М.Р.Львов. – М.: Наука, 2007. – 127 с.
  8. Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики / Н.Н.Малофеев // Дефектология/ – 1996. – №1. – C. 7-12.
  9. Макарова, Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет / Н.В.Макарова. – СПб.: Каро, 2004. – 46 с.
  10. Михина, И.В. О культуре взаимоотношений педагога-психолога с семьей, находящейся в стрессогенной ситуации // Логопед в детском саду. – 2007. – №8 (23). – С. 32-34.
  11. Михнева, Е.Б. Рол семьи в коммуникативном развитии ребенка // Логопед в детском саду. – 2007. – №2 (17). – С. 57–61
  12. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М.Назарова. – М.: Академия, 2000. – 451с.
  13. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В.Новотворцева. – Ярославль: Гринго, 2005. – 412 с.
  14. Осипова, И.И., Домнинская К.В. О системе социально-психологического сопровождения семьи // Логопед в детском саду. – 2007. – №10 (25). – С. 26-32.
  15. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.В. Кутепова и др.; Под. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
  16. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика / Б.П.Пузанов. – М. Академия, 2009. – 728 с.
  17. Рыскина, В.Л. Особенности диалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и некоторые методы работы с семьей // Логопед в детском саду. – 2008. – №2 (26). – С. 24–30.
  18. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова. – СПб,: Питер, 2005. – 304 с.
  19. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Книга для родителей. Серия: Как воспитать гения / М.Е.Хватцев. – М.: Учпедгиз,2007. – 84 с.
  20. Шашкина, Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия.2010. – С.105-113.
  21. Щедрова, Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи // Логопедия. – 2004. – № 4. – С.13-24.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское