ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1 Воспитание детей с нарушением речи
1.2 Основные условия психического здоровья детей с речевыми нарушениями
Глава II. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
2.1. Семья, имеющая ребенка с речевой патологией
2.2 Логопедическая помощь семье в воспитании детей с речевыми нарушениями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Коррекция личностных особенностей и отклонений у детей с нарушениями речи – разносторонний и многомерный процесс, который направлен на различные формы воспитания, обучения, коррекции, компенсации, адаптации, реабилитации. Он формируется на основе ряда общих и характерных взглядов с применением всевозможных методов: наглядных, практических, словесных.
Речь – это основа формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Вследствие этого при отставании в развитии речи у ребенка неизменно появляются излишние проблемы, связанные с общением. Такой ребенок нуждается в особом подходе.
Психолого-педагогические средства помогают в преодолении отрицательных личностных особенностей детей с нарушениями речи. Иногда на фоне специального лечения. При этом всегда учитывается возраст ребенка, предусматривается нормализация его общественных контактов с окружающими людьми.
Система коррекции личностных особенностей ребенка носит дифференцированный характер с учетом многообразных факторов биологического и социального порядка.
В современной коррекционной педагогике (и логопедии в ее составе) утвердился тезис о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии детей. Особенности моторики, познавательной деятельности, сенсорной сферы и эмоционально-волевых проявлений учитываются в процессе коррекции нарушений речи.
В психодиагностике и комплексной психолого-педагогической коррекции внимание полностью акцентируется на личность ребенка. Исключается подбор формальных методических рекомендаций для выявления нарушений развития речи и личности и их преодоление. Стратегия развития ребенка ориентируется преимущественно на учет происходящих в состоянии речи и личности ребенка изменений.
Ввиду этого, проблема нарушений речи у детей приобретает глобальный характер. Главной задачей в этой ситуации является преодоление речевых нарушений и их коррекции. Это говорит об актуальности данной проблемы, что формирует основу курсовой работы на тему: «Роль семьи в коррекционно-развивающем воспитании детей с речевыми нарушениями».
Цель курсовой работы – определить принципы работы родителей с ребенком, который имеет нарушения речи.
Объект исследования – речевые нарушения у детей.
Предметом исследования является коррекционная работа родителей с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
Для достижения данной цели, предусмотрены следующие задачи:
1) рассмотреть вопросы теории, которые раскрывают типы речевых нарушений у детей;
2) определить правильные принципы взаимодействия родителей с ребенком, страдающим расстройством речи;
3) рассмотреть формы и принципы работы логопеда с семьей ребенка с нарушениями речи.
Степень изученности подлежащих анализу в курсовой работе вопросов различна.
Теоретической основой для решения выдвинутых задач явились труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, дефектологии, логопедии (Н.В.Макарова, Н.М.Трофимова, И.Ю.Абелева, М.Е.Хватцев и другие).
Необходимость решения поставленных задач определила структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена понятию «речевые нарушения», также их современной классификации. Цель второй главы – охарактеризовать взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в коррекции нарушений речи ребенка, рассмотрению особенностей воспитания ребенка с нарушением речи в семье. Особый интерес уделен взаимодействию логопеда с родителями.
Глава 1. Особенности семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи
1.1 Воспитание детей с нарушением речи
Серьезной проблемой нашего времени являются нарушения речи у детей. При этом отклонения могут быть как незначительными, которым родители не придают особого значения, так и серьезными (общее недоразвитие речи). В воспитании детей с нарушением речи необходимо учитывать рекомендации специалистов. Рекомендации помогут в простых ситуациях всецело возобновить нарушенные функции и адаптировать ребенка непосредственно к дальнейшей жизни.
Встречается ситуация, довольно часто, когда родители перед поступлением в школу с удивлением узнают, что их ребенок не выговаривает одну или несколько букв. Во избежание этого, необходимо обучить детей правильному произношению. Это происходит потому, что даже незначительные нарушения самостоятельно не проходят и требуют вмешательства педагога-логопеда[15, с. 19].
В зависимости от того, чем вызвано нарушение речи, обучение с логопедом требует различной продолжительности. Это зависит во многом от сложности анатомо-физиологических механизмов и социальной среды.
Как правило, воспитанием правильного произношения у детей занимаются в большинстве дошкольных образовательных учреждениях. Впрочем, чтобы аналогичная ситуация не возникла перед школой, родители должны проконсультироваться с логопедом заранее и при необходимости проводить занятия на дому.
Основные причины, развития речевых нарушений у детей. Традиционно, общее недоразвитие речи – это форма речевого расстройства детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором наблюдается нарушение формирования не только звуковой стороны речи (фонетики), но и смысловой (грамматики и лексики).
Всевозможные основания выделяют врачи, которые вызывают аналогичные отклонения. Нередко это случается из-за токсикоза матери во время беременности, травм при родах, несовместимости резус-фактора крови матери и ребенка, разнообразных болезней центральной нервной системы, наследственной предрасположенности.
Каково же воспитание детей с онр (общим недоразвитием речи)?
Рассмотрим функции семьи, в которых есть ребенок с нарушением речи.
Выделяют следующие функции семьи с детьми с нарушениями речи:
1) Основная функция – реабилитационно - восстановительная. В данном случае воспитание детей с онр направлено на реабилитацию ребенка. Рекомендациям специалистов должны следовать родители и, в зависимости от нарушений, оптимизировать физическое и психическое состояние ребенка. Самое основное, не упускать ни малейшей вероятности для восстановления его соматического состояния;
2) Функция эмоционального принятия. Суть заключается в принятии ребенка таким, какой он есть. Нужно, чтобы ребенок ощущал себя частью семьи. Воспитание детей с нарушением речи заключается в проявлении любви и уважения к каждому члену семьи. Благодаря этому у ребенка развивается личностная зрелость, эмоциональная стабильность и настойчивость в решении любых жизненных проблем;
3) Коррекционно-образовательная функция. Мотивацией к учебе является любовь родителей к ребенку с речевыми нарушениями . Для этого необходимо сформировать, непосредственно, нужные условия – так называемую коррекционно-образовательную среду, которая способствовала бы развитию интереса у ребенка, к познанию окружающего мира[18, с. 46].
Следует понимать, что нельзя ограничивать образовательными учреждениями воспитание детей на фоне отклонений в речевом развитии, даже специализированными. Проблемы ребенка, разрешение душевных психологических трудностей, разрешает активное участие родителей в воспитании;
4) Приспособительно - адаптирующая функция. Главная роль родителей в воспитании детей с нарушением речи заключается в участии адаптации как ребенка к окружающей среде, так и окружающей среды к потребностям ребенка. Если жизнь в семье наполнена любовью и уважением, это позволит ребенку научиться проявлять самостоятельность в решении многих жизненных проблем;
5) Социализирующая функция. Процесс психологического взросления протекает медленно и с трудностями, из-за существующих отклонений в развитии. Вследствие этого воспитание детей с онр должно быть устремлено на социализацию ребенка. Успех этого во многом зависит от того, насколько родители смогут привить ребенку интерес к окружающим взрослым людям и сверстникам и стремление к познанию окружающего мира;
6) Профессионально - трудовая функция. С раннего детства необходимо формировать любовь к труду. Начинать необходимо с элементарных требований – уборка игрушек, вещей и санитарно-гигиеническому уходу за собой. Непосредственно эти навыки постепенно прививают у ребенка любовь к труду и потребность участвовать в общественно-полезной деятельности. Конечно, овладение той или иной профессией в дальнейшем будет зависеть от степени выраженности болезни. Однако в задачу родителей должно входить не ограничение, а максимальная поддержка и одобрение всей семьи.