Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает взаимодействие, основанное, прежде всего, на взаимопонимании, взаимодополнении, сотворчестве школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Физическое воспитание в системе семья-школа представляет собой целенаправленный педагогический упорядоченный процесс активного использования факторов физической культуры в совместной деятельности всех субъектов образовательно-воспитательного процесса детей, педагогов, родителей в направлении их гармоничного физического развития.
Именно в семье и в школе должны вырабатываться привычки к регулярным, обязательным занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Поэтому одним из действенных средств укрепления взаимоотношений семьи и школы следует рассматривать совместную физкультурную деятельность в условиях семьи и школы.
Родители — первые воспитатели, время возвратить детей семьям и семьи детям, время прекратить конфронтации между школой и семьей Родители, прежде всего должны отвечать перед собственной совестью, народом, государством за воспитание собственных детей.
К сожалению, по данным научных исследований, сегодня физическим воспитанием детей интересуется не большее 20 % родителей. [3] Поэтому учителя должны стремиться сделать родителей каждого школьника приверженцами физической культуры, а итак, своими соучастниками.
Для успешного привлечения всех учеников к занятиям физическими упражнениями необходимо прежде всего убедить родителей в оздоровительной роли физической культуры, показать им, что в круг задач физического воспитания входит и формирование привычки к работе, в частности учебной.
Помимо этого, физкультурные занятия - это один из видов совместной деятельности, основным элементом которой является взаимное познание и влияние друг на друга.
Связь между школой и семьей очень важна при воспитании ребенка. Ему становится намного интереснее учиться и спортивно развиваться, когда родители участвуют в его спортивном воспитании (в качестве жюри, судей, участников соревнований, эстафет). [23] Если родители не будут участвовать в школьной жизни ребенка, то он начнет хуже учиться, пропускать занятия, перестанет выполнять домашние задания и т.д. А задача педагога помешать этому.
Из-за создавшейся ситуации может назреть конфликт между педагогами и родителями. Чтобы этого не произошло родителям необходимо постоянно контролировать и интересоваться школьной жизнью ребенка, общаться с учителями, ходить на родительские собрания, участвовать в постановках пьес в школьных театрах, семейных спортивных конкурсах.
В научно-педагогической литературе представлено рассмотрение вопросов по взаимодействию семьи и школы в образовательном процессе, однако решение данной проблемы в процессе физического воспитания практически не рассматривались.
Таким образом, рассмотренная проблема взаимодействия семьи и школы в процессе физического воспитания школьников является актуальной.
1.Особенности физического воспитания на современном этапе
1.1. Цели и задачи физического воспитания на современном этапе
Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины.
Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. [1] Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Цель физического воспитания школьников - способствовать всестороннему гармоническому развитию детей, развивать разнообразные двигательные умения и навыки, формировать физически культурную личность.
Школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам. Основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в этом возрасте. [22]
Направленное использование средств физической культуры в воспитании детей школьного возраста предусматривает решение следующих задач.