Введение
Глава 1. Сущность и структура воспитательной системы в современной России
1.1. Актуальные проблемы воспитания в современных социокультурных условиях
1.2. Трудности организации воспитания в современной семье и школе как основных субъектах воспитания
1.3. Методы и приемы организации воспитания в современной педагогической практике
Выводы по I главе
Глава 2. Проблемы и перспективы развития образования в России
2.1. Проблемы развития образования в современной России
2.3. Перспективы развития общего образования в России
Выводы по II главе
Заключение
Список используемых источников
В современной России наблюдается процесс становления новой системы образования и воспитания, которая рассчитана на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменения касаются учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений. Стоит заметить, что происходит смена авторитарной парадигмы, что не может не оставить определенного отпечатка на содержании обучения и воспитания в современных образовательных учреждениях.
Вопросы обучения и воспитания не сходят со страниц газет и журналов. Совершенно очевидно, что веками сложившаяся система образования не в состоянии отвечать возрастающим день ото дня требованиям современного мира. Особого внимания заслуживают проблемы воспитания, поскольку в данном случае речь идет о будущем нашей страны.
Актуальность темы исследования определяется ее социальной значимостью и проблемностью. Человек – это продукт воспитания, а не результат прирождённых или наследственных условий. Если образование даёт нам человека с эрудицией, то воспитание создаёт интеллигентную и деятельную личность в лучшем смысле этого слова.
Объект исследования: процесс развития обучения и воспитания в современной России.
В качестве предмета исследования заявлена система обучения и воспитания молодежи в нашей стране.
Цель исследования – анализ актуальных проблем обучения и воспитания в современной России.
В соответствии с поставленной целью исследования следует определить следующие задачи:
- изучение соответствующей литературы по теме: «Проблемы обучения и воспитания в современной России»;
- исследование особенностей обучения и воспитания в современной системе образования России;
- рассмотрение основных подходов к обучению и воспитанию в образовательных учреждениях;
- выявление проблем и противоречий, связанных с деятельностью образовательных учреждений России;.
Глава 1. Сущность и структура воспитательной системы в современной России
1.1. Актуальные проблемы воспитания в современных социокультурных условиях
В концепции обновления современного российского образования воспитание детей и молодежи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений. Это обусловлено целым рядом проблем, с которыми сталкивается современное российское общество в целом и образовательные учреждения в частности. Современная социокультурная среда характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. К таким особенностям относятся:
- быстрый темп изменений, происходящих в жизни; довольно быстрое впитывание приходящим поколением нового социального опыта;
- стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира; резкое изменение ценностных ориентиров в индустриально развитых странах;
- углубление социальных и культурных противоречий, локальных конфликтов и других факторов, способных причинить вред человеку, а именно: его жизни и здоровью и т.д.;
Стоит особо обратить внимание на тот факт, что в нашем современном мире хорошее воспитание не воспринимается обществом как важное и необходимое условие достижения высокого качества жизни человека и общества. Тем не менее, хорошее образование (обучение и воспитание) – это ключевой параметр, который, как правило, определяет качество жизни, создавая условия и предпосылки для развития экономики «социальной сферы.
К сожалению, в повседневной жизни со стороны педагога не всегда уделяется должное внимание особенностям современных детей и молодых людей. А ведь к каждому ребенку нужен особенный подход, эффективный только для него. Педагог обязан воссоздать такие условия, при которых ребенку будет комфортно, при которых он сможет полностью проявить себя. Не эффективные методы и приемы в работе зачастую приводят к формальному подходу в воспитании. Т.е. у детей просто нет возможности показать все свои таланты, проявить все свои возможности, они так и останутся невостребованными, скрытыми. Обозначенные проблемы непосредственно связаны с необходимостью определения результата воспитания. Воспитательная деятельность призвана менять внутренний мир личности (ценности, отношения, ориентиры, идеалы и т.д.). По данной причине вовремя заметить и дать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям весьма сложно и под силу только настоящему педагогу, настоящему «мастеру своего дела» [12, с. 452-453].
Образовательная среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия. И между тем, обязательным условием правильно организованной среды является выявление склонностей и дарований личности, соответствующее ее развитие уже с учетом индивидуальных способностей, возможностей и склонностей. Творчески организованная образовательная среда способствует развитию свободной и активной личности. Необходимо подчеркнуть, что лишь творческая образовательная среда способна выявить одаренность личности на раннем этапе, открыть скрытые таланты личности. Саморазвитие свободной и активной личности практически невозможно без воссоздания подобной среды [2, с. 6-9].
При изучении эффективности воспитания в образовательных учреждениях необходимо учитывать следующие особенности:
- воспитание должно быть нацелено на изменения внутреннего мира личности, т.е. ее ценностей, отношений, идеалов и т.д. Изменения во внутреннем мире личности крайне сложно распознать и выявить, что может привести к их угасанию, либо они так и останутся незамеченными и неоценёнными. Зачастую изменения внутреннего мира ребенка не под силу разглядеть не только педагогу, но и родителям, и родственникам, друзьям.
- факторы, оказывающие особое влияние на развитие и становление личности, весьма разнообразны (это: семья, друзья, образовательные учреждения, различные организации, группы, средства массовой информации и т.д.). Исходя из этого, довольно сложно оценить воспитательную деятельность образовательного учреждения, выделить его роль и значение, разграничить второстепенные факторы от первостепенных, выявить условия, при которых те или иные факторы становятся доминирующими в процессе воспитания [2];
- для достижения большего эффекта в воспитательной работе необходимо учитывать возрастные особенности личности. Естественно, что внешние проявления ценностей, установок и качеств личности будут, естественно, различными. Очевидно, что необходимы и разные методы изучения эффективности воспитания, подходы к интерпретации полученных результатов;
- следует учитывать, что воспитательные эффекты могут иметь отсроченный по времени результат. Таким образом, для получения более точных данных, нужно работать также с выпускниками, выявить их оценку эффективности воспитательной деятельности через некоторое время после окончания образовательного учреждения;
- изучение эффективности воспитательной деятельности должно быть основано на системном подходе, означающем анализ всех ключевых компонентов педагогической системы в целостности ее структуры, процессов (явлений) и результатов;
1. Арсеньев, Н. Духовные традиции русской семьи [Текст] // Воспитание школьников. 1998. − № 4. − С. 17.
2. Бестужева, С. Семья в нашей стране: Историческая правда [Текст] // Воспитание школьников. 2008.− № 10. — С. 7.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000.
4. . Вигман, С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие [Текст] / С. Л. Вигман – М.; ТК Велби, 2004. – 208 с.
5. Государев, Н. А. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / Н. А. Государев – М.: «Ось89», 2006. – 144 с.
6. Гурко, Т. А. Трансформация института современной семьи [Текст] // Социологические исследования. 1995. − № 10.
7. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Интернет / Е.И.Дмитриева // Иностр. языки в школе. - 1998. - N 4. - С.10-16.
8. Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс //Социологические исследования. – 2007. - № 6. – С. 102-106.
9. Карпенко М.П. Дистанционное образование: опыт становления и развития//Социологические исследования. – 2007. - № 3. – С. 63.
10. Курганская Г.С. Модель представления знаний и система дифференцированного обучения через Интенет на его основе / Г.С.Курганская // Изв. Челяб. науч. центра. - 2000. - Вып.2. - С.84-88.
11. Мещерякова М.И. Дети - душа нации // Педагогика. - 1995. - № 5.
12. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / В. И. Максакова. — 3е изд., стер. — М.; Издательский центр «Академия», 2006. — 208 с.
13. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
14. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 432с
15. Тарасов СВ. Образовательная среда и развитие школьника - СПб.: ЛОИРО, 2003
16. Ушинский К. Д. Человек как предмет педагогической антропологии: Опыт педагогической антропологии [Текст] // Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – том 1, главы VI – VII, XIX, XLIII – XLV
17. Чепурных Е.Е. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 28 – 51 – 565/16 от 18.07.2003.
18. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования [Текст]: Учебное пособие. - М: Гардарики. - 2005. - 383с.
19. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях [Текст]// Социологические исследования. - 2002. - № 12. - С. 107-112.
20. Семейное воспитание: Краткий словарь [Текст] /Сост.: И.В. Гребенников Л.В. Новинников. – М.: Политиздат, 1990. – С. 38
21. Современное общество и проблемы образования http://jarki.ru/wpress/2009/06/09/741/
22. Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Сборник статей. - Саратов, 2005г. - С.47.
23. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». / Вестник образования № 4, 2010 г. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2010 г.
24. Воспитание в современном образовательном учреждении: теория и практика: Пособие дпя специалистов по воспитанию/ Под науч. рея С.А. Лисицына, СВ. Тарасова.- СПб.: ЛОИРО.2005.