В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и саморазвития. Лагерь призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества, повышения уровня знаний, эрудиции.
Дети порой соревнуются между собой в эрудиции. «Соревнуются» - это от природы, «в эрудиции» - это от человеческого общества: от культа знаний, от авторитета образования, от престижа кругозора.
Дети соревнуются в эрудиции спонтанно. Они просто хвастают друг перед другом. Взрослые тоже соревнуются в эрудиции и тоже хвастаются. Только делают это сознательно. Для них намного важнее результат, а не процесс. Наверное, поэтому они выступили с инициативой: соревноваться по правилам и определять победителя. Так возникли «викторины», «интеллектуальные игры», «эрудиционы», «турниры знатоков» и еще много чего другого с разными названиями, но единой сущностью: все это - специально организованные соревнования в эрудиции.
Взрослые участвуют в них сами и активно вовлекают детей. Дети, поскольку они любят соревноваться, охотно принимают предложение соревноваться по правилам. В этой связи викторина, как форма детского досуга и продолжения образовательного процесса во внеурочное время, является достаточно актуальной темой.
Объектом данного исследования является процесс проведения викторины.
Предметом настоящей работы является методика проведения познавательной викторины.
Цель работы – изучение методики проведения познавательной викторины в летнем оздоровительном лагере.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение работы в летнем оздоровительном лагере в плане продолжения образовательного процесса и воспитательной работы во внешкольное время,
- изучение форм игры в образовательном процессе,
- изучение методов и форм викторины, раскрытие основных правил создания и методик проведения викторины в летнем оздоровительном лагере.
Структура работы представлена введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком использованной литературы.
В первой главе содержится теоретическая информация о проведении образовательной и воспитательной работы в рамках летнего оздоровительного лагеря. Во второй главе содержится описание процесса создания и методик проведения викторины в летнем оздоровительном лагере.
Заключение содержит выводы по исследуемой теме.
1.Летние оздоровительные лагеря как продолжение образовательного процесса
1.1.Образовательная и воспитательная работа в рамках летнего оздоровительного лагеря
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, новая природосообразная деятельность. [8, 304] Лето – маленькая жизнь, а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово.
Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Оздоровительный летний лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Стремительное появление новых информационных технологий, быстро меняющаяся в связи с этим система современного образования требуют пересмотра традиционных представлений об учебно-воспитательной работе в школе, первоочередной задачей которой является формирование ребенка как личности, умеющей вырабатывать собственную позицию и готовой принимать на себя ответственность. [8, 304]
Образовательный процесс стал чётко личностно-ориентированным, потому что в обществе появились новые ценности – саморазвитие, самообразование, самопроектирование личности.
В связи с этим возникла необходимость в поиске новых, активных форм, методов, средств обучения, обновления содержания образовательной деятельности детей.
Учитывая реалии сегодняшнего времени (ускорение темпа жизни, отсутствие свободного времени у родителей), но вместе с тем – желание вовлечь ребёнка в разностороннюю развивающую и образовательную среду, в том числе в каникулярный период, можно утверждать, что летний лагерь является одной из перспективных форм удачного сочетания дополнительного образования и отдыха, в которой обеспечивается содержательное единство в решении этой задачи. [19, 20]
Важно отметить тот факт, что интерес к такому виду детского отдыха в последнее время вырос у родителей многократно в силу совершенно объективных причин:
- большая занятость родителей;
- слабая материальная база многих семей;
- расширившиеся возможности школьного досуга;
- доверительное отношение родителей к педагогическому коллективу;
- возможность общения детей со своими друзьями, одноклассниками, сверстниками в неформальной дружественной обстановке. [19, 20]
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.
Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством. [19, 20]
Содержание деятельности лагеря направлено на разрешение этих противоречий.
Детские оздоровительные лагеря, независимо от специализации и ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный и содержательный отдых и оздоровление детей, а также решать проблемы их развития и воспитания.
Цель создания лагеря – укрепление здоровья детей, развитие их интеллектуальных способностей, гигиенической и физической культуры; реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей и подростково. [22, 384]
Реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса психолого-педагогических, методических и управленческих задач:
- создание в детском оздоровительном лагере воспитательной среды, благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития;
- использование природных условий для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;
- создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении;