Курсовая работа|Педагогика

Системный подход при обучении истории

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 38

Введение

Глава 1. Деятельностный подход: его специфика использования на уроке истории

1.1. Сущность деятельностного подхода

1.2. Формы и методы организации системного подхода

Глава 2. Компетентностный подход на уроке истории

2.1. Новые учебные программы для 10-11 классов

2.2. Методы формирования компетентности на уроке истории

Заключение

Литература

 

 

Современное школьное историческое образование переживает сложные времена, что обусловлено, прежде всего, своеобразием нынешнего переломного момента развития самого российского общества. Речь идет о самоопределении страны в специфических исторических условиях.

Второй раз в российской исторической науке коренным образом меняется понимание смысла и назначения истории, а, следовательно, меняются и цели, содержание и методы обучения истории. Не осуществление предуготованного историей, не однолинейный процесс, а равнодействующая политической борьбы, столкновение интересов и воль не только внутри страны, но и на внешнеполитической арене, неизбежное изменение формы и порядка развития, различное соотношение прогресса и регресса, "западного" и "своего" - вот картина движения человечества, которая предстает перед историками, - как перед теоретиками-исследователями, так и перед педагогами-практиками.

В условиях идеологического плюрализма, отказа от материалистического понимания истории как единственно возможного и истинного метода познания, современный преподаватель истории нуждается в помощи в аспектах теоретического осмысления и, соответственно, в выработке адекватных целей, содержания и технологий обучения истории.

В силу исторических условий в советский период российской истории гуманистические традиции теории и методики обучения истории были утрачены, в гуманитарных науках утвердился технократический подход, для которого характерен монистический подход к предмету и методу обучения истории, результатом которого стал процесс идеологизации и дегуманизации школьной жизни.

Нам представляется необходимым подчеркнуть своеобразие истории как науки и школьного предмета гуманитарного цикла, уникальность и значимость ее в развитии ценностных смыслов личности. История как учебный предмет обладает огромным потенциалом развития разных сфер личности: потребностно-мотивационной, эмоциональной, когнитивно-познавательной, морально-нравственной, экзистенциально-бытийной, действенно-практической, межличностно-социальной.

Познание человека и истории как измерения человеческого бытия, составляющего универсальность исторического образования, обеспечивает его фундаментальность.

В этой связи анализ понимания различных подходов в обучении истории весьма актуально, что и обусловило выбор темы для исследования в рамках данной работы как «Системный подход при обучении истории».

Цель работы – изучить специфику применения системного подхода при обучении истории.

Объект исследования – системный подход.

Предмет исследования – процесс обучения истории в современной школе.

Задачи работы:

определить сущность деятельностного подхода,

рассмотреть формы и методы организации системного подхода,

проанализировать новые учебные программы для 10-11 классов,

изучить основные методы формирования компетентности на уроке истории.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Деятельностный подход: его специфика использования на уроке истории

1.1. Сущность деятельностного подхода

Проблема деятельностного подхода в образовании в нашей стране изучается уже несколько лет. Одним из ведущих специалистов в данной проблеме является доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО Л.Н. Алексашкина, которая определяет деятельностный подход в обучении как «планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат» [1].

В деятельностном подходе личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности.

Для понимания сущности деятельностного подхода к личности важно отметить, что:

- эта форма активности для отдельно взятого человека не является генетически наследуемой, а появляется у него в результате усвоения социального опыта, жизни среди людей;

- деятельность предметна, она воплощается в ее продуктах, в ней отражаются знания, умения, язык, ценности, накопленные человечеством;

- деятельность субъектна, так как подчинена потребностям, мотивам и целям индивида (субъекта);

- средством освоения деятельности является не бихевиористский рефлекс типа «стимул - реакция», а процессы интериоризации - экстериоризации, т.е. процессы взаимной замены внешних (практических) и внутренних (мыслительных) действий [10].

Основной акцент в деятельностном подходе уделяется социальной сущности личности. Другими словами, личность рассматривается как совокупность социальных характеристик (свойств, качеств), которые человек приобретает в предметной деятельности, выполняя полезную общественную роль с позиций своего положения в обществе. Социальная среда, в которой живет человек, занимаясь общественно полезной деятельностью, вступая в деловые и межличностные отношения с другими людьми через общение, есть источник становления его личности.

Единство взглядов на личность с позиций деятельностного подхода не исключает разнообразия точек зрения отечественных психологов на отдельные важные моменты этой проблемы. Основные разногласия касаются вопросов соотношения биологического и социального начал личности, самого понятия личности, его соотношения с понятиями «индивид» и «индивидуальность», психологической структуры личности, процессов ее формирования и развития.

Так, по вопросу соотношения психического, биологического и социального начал в личности существуют следующие точки зрения:

- эти начала совершенно независимы. Что же касается психического, то оно имеет неземное происхождение, и поэтому обсуждение процессов его формирования и развития лишено всякого смысла (психика в виде души вдыхается в биологическую оболочку человека во временное пользование на планете Земля);

- психическое следует за биологическим в рамках естественного эволюционного воспроизводства человека как вида (из семени банана вырастает банан, из семени человека - человек);

- психическое представляет собой надуманное и реально не существующее начало, ибо все психические процессы можно объяснить с позиций физиологии (личность человека, принявшего излишнюю дозу алкоголя, изменяется на глазах не из-за каких-то психических процессов, а из-за характерного взаимодействия химических, физических и электрических процессов, происшедших в организме человека);

- психическое есть прямое следствие исключительно социального в рамках процесса развития общества, воспроизводства социальных отношений между людьми (даже если человека не обучать грамоте, профессии, нравам и ценностям, он, находясь среди других людей, в необходимой мере решит сам эти задачи);

- биологическое начало есть предпосылка психического, но последнее реализуется лишь через социальное (в отличие от сказочных реальные «воспитанники джунглей Маугли» внешне ничем не отличались от человека, но не стали личностями) [30].

И хотя эти разногласия не носят антагонистического, взаимоисключающего характера, они должны быть известны каждому психологу в интересах формирования собственной научной позиции в данной проблеме.

Считается, что в отечественную психологию термин «деятельность» впервые ввел М. Я. Басов. По его убеждению, деятельность первична относительно важнейших психических процессов, в частности условных рефлексов. До этого проблема деятельности практически выпадала из поля научных интересов (и не только в психологии). Яркое подтверждение этому - отсутствие в Большой Советской Энциклопедии (1-е издание) статьи «Деятельность». Глубокую разработку деятельностный подход получил в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Исходным в их подходе была трактовка деятельности, данная К. Марксом, согласно которой, изменяя внешний мир, человек изменяет и свою собственную психическую природу. В этом проявляется принцип единства сознания (психики) и деятельности. Были, конечно, и различия во взглядах этих ученых. Так, С. Рубинштейн, отвергая саму деятельность как предмет изучения психологии, говорил, что предмет психологии - это психика в деятельности, а не психика и деятельность. Леонтьев же настаивал на том, Что сама деятельность прямым образом должна входить в предмет психологии своим особым содержанием [21].

Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучении есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой:

- взаимодействие;

- процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.

Взаимодействие при этом есть способ бытия. «Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, фокусирует внимание на проблеме, на решении задач. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально - познавательного плана, которые осознаются самими учащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении способов действий, как стремление к расширению кругозора.

 

  1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - № 9. - С. 10-20.
  2. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - N 4. - С. 18-22.
  3. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе. —1997.—№8.
  4. Боровских, А. В. Деятельностные принципы и педагогическая логика / А. В. Боровских, Н. Х. Розов // Педагогика. - 2010. - N 8. - С. 10-19. - Библиогр.: с. 19 (15 назв.).
  5. Владимирова О.В. История. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «История России с древности до начала XVII века». – М.: АСТ Астрель, 2008.
  6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  7. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. М., 1982.
  8. Ивонина, А. Главное - практикоориентированность обучения / А. Ивонина // Учитель. - 2009. - N 4. - С. 25-27.
  9. Клейносова, Н. П. Формирование информационной компетентности при обучении информатике и информационным технологиям на основе деятельностного подхода / Н. П. Клейносова // Информатика и образование. - 2009. - N 1. - С. 127-128.
  10. Корабельникова, Т. А. Деятельностный подход в обучении и его применение на уроках химии / Т. А. Корабельникова. – М. : Чистые пруды, 2009. – 31 с.
  11. Короткова М.В., Студенихин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999.
  12. Леонтьева, О. М. Деятельностный подход в образовании / О. М. Леонтьева // Школьные технологии. - 2007. - N 2. - С. 83-96. - Библиогр. в сносках.
  13. Логвинова, И. М. Акмеологический аспект апробации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (начальная школа) / И. М. Логвинова, Г. Л. Копотева // Педагогика. - 2009. - N 4. - С. 76-82.
  14. Лях, Ю. А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода / Ю. А. Лях // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - N 1. - С. 23-26. - Библиогр.: с. 26 (9 назв.).
  15. Материал к концепции школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. — 1989. — № 6.
  16. Надеева, Е. П. Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе исторического образования / Е. П. Надеева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - N 5. - С. 47-50.
  17. Новиков, А. Принцип деятельностной направленности образования : [формирование в общеобразоват. и проф. шк. способности к актив. деятельности] / А. Новиков // Специалист. - 2005. - N 6. - C. 2-6 ; N 7. - C. 2-5.
  18. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / А. Г. Асмолов [и др. ]. ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. - 2008. - N 10. - С. 9-28.
  19. Педагогика / под ред. Сластенина В.А. – М.: Академия, 2003.
  20. Перевозный, А. В. Дифференциация школьного образования: сущностные характеристики и структура / А. В. Перевозный // Школьные технологии. - 2007. - N 2. - С. 48-53. - Библиогр. в сносках.
  21. Петунин, О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся / О. В. Петунин // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2009. - N 2. - С. 36-39. - Библиогр.: с. 39 (6 назв.).
  22. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.,2000.
  23. Прямикова, Е. В. Компетентностный и деятельностный подходы к школьному образованию: проблемы и перспективы / Е. В. Прямикова // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - N 2. - С. 192-206. - Библиогр.: с. 205-206.
  24. Решетова З.А. Процесс усвоения как деятельность // Сборник избранных трудов Международной конференции «Современные проблемы дидактики высшей школы». – Донецк: Издательство Дон ГУ, 1997, С. 3-12.
  25. Рыжаков, М. В. Структура основной общеобразовательной программы как модель школьного образовательного пространства / М. В. Рыжаков // Педагогика. - 2009. - N 4. - С. 27-36.
  26. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - №3. - С. – 31.
  27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.standart.edu.ru
  28. Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. - 3-е изд., испр. – М. : Академия, 2008. - 239 с.
  29. Щуркова, Н. Е. Лекции о воспитании. Лекция N 3. Деятельность как субстанция воспитания / Н. Е. Щуркова // Классный руководитель. - 2010. - N 6. - С. 103-125. – Нач. : N 1, 2, 4, 2010.
  30. Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N 6. - С. 23-27 : табл. - Библиогр.: с. 27.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское