Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения детского лагеря
1.1. Летний детский лагерь - уникальное пространство оздоровления и воспитания ребенка
Глава II. Совершенствование воспитательной и оздоровительной работы в детских оздоровительных лагерях
2.1. Социально-педагогические и психологические аспекты воспитательной и оздоровительной работы
2.2. Управленческие аспекты организации воспитательной и оздоровительной работы в детских лагерях
Заключение
Список литературы
«Форма и структура деятельности детского оздоровительного лагеря» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Данная тема актуальна потому, что рост негативных проявлений в детской подростковой среде достиг таких размеров, что социально - педагогической деятельностью сегодня обязаны и вынуждены заниматься все общественные силы и представляющие их структуры. Летний лагерь, в силу своей социально - педагогической первичности и других специфических особенностей, должен играть в решении этих проблем одну из ведущих ролей.
Актуальность данного исследования обусловлена еще и тем, что только в деятельности человек достигает поставленных перед собой целей, познает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности, развивает свои творческие способности.
Лагерь - суверенная территория личности ребёнка, и он это осознаёт, но это среда повышенного риска, ибо дети обожают чрезвычайные приключения, значит, необходимо обогащение их жизни в лагере действенным гуманизмом общения, разумными запретами, самоконтролем. Лагерь - это очень открытая система «желанности души» (человеческое в человеке), которая удовлетворяет разной творческой деятельностью, разными ролями и положениями, новыми впечатлениями, новыми общностями (отряд, команда, творческая группа, компания приятелей), новыми друзьями.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Тарана Ю. В. («Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря»), Алиевой Л. В. («Творческое лето»), Корыпалов Д. В. («Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей») и других.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Объект исследования - детские оздоровительные лагеря.
Предмет исследования - форма и структура деятельности детского оздоровительного лагеря.
Цель работы – проанализировать форму и структуру деятельности детского оздоровительного лагеря.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты изучения детского лагеря.
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о совершенствовании воспитательной и оздоровительной работы в детских оздоровительных лагерях.
Рассмотреть сущность и специфику социально-педагогических и психологических, управленческих аспектов воспитательной и оздоровительной работы.
Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Предложить собственное видение на данную проблему и найти пути ее разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: юридический, сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирования, анализ и синтез.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава I. Теоретические аспекты изучения детского лагеря
1.1. Летний детский лагерь - уникальное пространство оздоровления и воспитания ребенка
Система детских оздоровительно-образовательных лагерей - отечественная традиция внешкольного воспитания; социально востребованная с новой силой в современных исторических условиях развития нашего общества и государства. Разветвлённая сеть детских лагерей стала уникальной социально-педагогической реальностью, в основе которой Природа - главный фактор воспитания. Это ближайшая социально-природная зона развития и саморазвития подростка, воспитывающая ребёнка естественно, при его добровольном участии в этом процессе.
В числе особых воспитательных факторов - лето, как самое благоприятное для детей время радостных ожиданий, перспектив; возможностей обретения новых друзей, совершения «открытий своего мира». Лагерное лето - это особая организация отношений детей и взрослых, детей разного возраста, опыта совместных коллективных дел и общих переживаний, школа взросления, самостоятельности, самоуправления и самореализации подростков.
Специфическая характеристика лагеря - его уникальные возможности физического развития, воспитания, оздоровления детей (особенно городских), страдающих от малоподвижного образа жизни, дефицита пребывания на свежем воздухе [18, с. 7].
Специфическим воспитательным фактором выступает временное детское объединение (как правило, самодеятельное, самоуправляемое в сочетании с руководством профессионала-взрослого) - подлинная среда жизнедеятельности ребёнка, «временный дом», в котором всё его содержимое влияет определённым образом на ребёнка в течение полного дня.
В лагере все взрослые - педагоги-воспитатели, но позиция их особая. Педагог лагеря, прежде всего, - член временного детско-взрослого сообщества. Его отличают не столько знания, умения, сколько отношение к детям, искренняя забота об их благополучии, готовность поддержать ребёнка в его позитивных проявлениях, проявить выдержку, мудрость, разумность и понимание в случаях «срывов», негативных проступков. Он - не руководит, а организует полнокровную, мажорную, самодеятельную жизнь детей в сочетании повседневности и событийности, «потехи» и разумного полезного дела.
Летний детский лагерь - это демократичная, добровольная форма открытого непрерывного образования (социализирующего и воспитывающего обучения). Ребёнок в этом образовательном пространстве преимущественно - субъект деятельности, её творец, а не добросовестный исполнитель воли педагога (объект); предлагаемые формы образования отвечают его потребностям, интересам, желанию и возможностям, формируют позитивное отношение к ценности знания, умений, стимулируют потребность открыть, узнать новое в окружающем мире и в себе самом.
Инновационность образовательно-оздоровительной деятельности лагеря просматривается в проявившихся положительных тенденциях [2, с. 13]:
- отход от жёстко заданных «единых» стандартов (по целям, задачам, содержанию) в деятельности лагерей к демократическим, гуманистическим основам, принципам организации их деятельности;
- постепенное оформление системы разнотипных оздоровительно-образовательных лагерей на базе государственных структур (производственных, научных, образовательных учреждений), общественных объединений, движений, организаций (скаутской, пионерской организаций, юнармейского, поискового, геологического, туристско-краеведческого, экологического движений);
- создаются и действуют «частные» детские лагеря (именуемые «детскими домами отдыха»);
- распространение получили городские детские лагеря (на базе школ, учреждений дополнительного образования);
- положительным надо считать функционирование лагерей ранней профессиональной ориентации и подготовки; лагерей «реабилитации» детей определённых групп; детей-инвалидов.