Курсовая работа|Управление проектами

Совершенствование деятельности по управлению развитием сферы культуры муниципального образования города Набережные Челны

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 43

Введение

1. Теоретические основы муниципального управления в сфере культуры

1.1 Культура как объект управления

1.2 Этапы развития в сфере культуры в РФ

1.3 Государственная, региональная и муниципальная политика в сфере культуры

2. Совершенствование деятельности по управлению развитием сферы культуры муниципального образования города Набережные Челны

2.1 Общая характеристика Управления культуры города Набережные Челны

2.2 Анализ деятельности Управдения культуры города Набережные Челны

2.3 Проблемы управления в Управлении культуры

2.4 Рекомендации по совершенствованию развития сферы культуры в городе Набережные Челны

Заключение

Список литературы

 

Актуальность выбранной темы. В начале третьего тысячелетия процессы стремительных изменений, происходящие в жизни российского общества, не смогли не повлиять и на такую область жизни, как культура. Новые вызовы времени выдвинули в качестве абсолютного национального приоритета развитие человека и привели к необходимости провести анализ достигнутого, чтобы определить перспективные направления развития культуры.

Возрастающая роль сферы культуры и искусства для развития современного общества связана с быстро растущими духовными и эстетическими потребностями человека, ее усиливающимся воздействием на качество человеческого капитала и экономический рост. В реальной действительности в качестве глубинного основания общественного устройства и всего социально-экономического развития выступает культура, понимаемая как носительница фундаментальных ценностей.

Цель государственной политики в сфере культуры – развитие и реализация культурного и духовного потенциала нации как основы целостности и устойчивого, динамичного развития России.

В числе приоритетных направлений государственной культурной политики – сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, стимулирование и поддержка профессионального искусства, развитие художественного образования, обеспечение единства культурного пространства и равных возможностей доступа населения к ценностям культуры и культурной деятельности.

Культура является существенной характеристикой жизни общества, отмечающий его духовное и творческое развитие на каждом этапе, и выполняя в обществе множество социально значимых функций. Обеспечение доступа к культурным ценностям, создание экономических условий для их сохранения и умножения, отмеченные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, рассматриваются как необходимые условия формирования человеческого капитала, способствующие переходу к инновационному типу экономического развития. При этом, в Концепции Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» подчеркивается, что в ходе реализации предыдущей Федеральной целевой программы не удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.

Краткий обзор литературы. Проблемы повышения эффективности управления сферой культуры в трудах российских ученых занимает достаточное место. Различным теоретическим аспектам культурной политики посвящены труды таких авторов как Бабатов З.Б, Болотникова И.М., Борев В.Ю., Ваганова Н.К., Виноградов Д.В., Воронова Е.Н., Шустров М.А., Якобсон Л.И. и другие.

Важными для современной России являются исследования региональных аспектов государственного регулирования в сфере культуры. Анализ тенденций культурной политики в разных регионах страны представлен в работах Аванесовой Г.А., Адасинского С.С., Астафьевой О.И., и др.

Объектом исследования выступает управление учреждениями культуры.

Предметом являются особенности управления учреждениями культуры.

Целью работы является изучение особенностей управления учреждениями культуры.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить культуру как объект управления;

-представить этапы развития в сфере культуры в РФ;

-выявить особенности государственной , региональной и муниципальной политики в сфере культуры;

-представить характеристику Управления культуры города Набережные Челны;

-проанализировать деятельность Управдения культуры города Набережные Челны;

-разработать рекомендации по совершенствованию развития сферы культуры в городе Набережные Челны.

Теоретическую базу исследования составляют законодательство Российской Федерации о культуре; официальные документы федеральных, региональных и местных органов власти, касающиеся сферы культуры; данные государственной статистики; результаты социологических исследований, информационно-аналитические материалы, содержащиеся в монографиях, научных публикациях вышеназванных и других авторов, учебно-методические пособия, а также ресурсы Интернет.

Методическая база исследования. Методами исследования являются: системный, абстрактно-логический, сравнительный, экономический анализ и т.п.) и инструменты (метод экспертных оценок, математического моделирования, выбора приоритетов, «дерево целей» и т.п.).

Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы.

 

1. Теоретические основы муниципального управления в сфере культуры

1.1 Культура как объект управления

Культура всегда была специфической областью, в ней всегда очень активно действовали механизмы саморазвития, а устанавливаемые государством ограничения преодолевались в особых формах.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически сложившийся определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми материальных и культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры[1].

Культура – это феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.

В своем этимологическом значении понятие «культура» восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. В античном сознании культура отождествлялась с образованностью, в эпоху средневековья – способность человека раскрыть собственный творческий потенциал любви к Богу, в эпоху Возрождения – культура выступает как активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию.

В современном значении слово культура стало употребляться в 17 веке. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа (1623 – 1694).

Многообразие трактовок понятия «культура» отражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.

Культура - это идеалообразующая сторона жизнедеятельности людей. Именно в сфере культуры создаются идеалы отношения человека к человеку, идеалы хозяйственно-экономических отношений, идеалы социального поведения: семейной жизни, этических отношений.

Культура как целостная и сверхсложная система обладает высокой способностью самоорганизации. Поэтому с давних времен и по сей день ведутся споры, можно ли управлять культурой.

Тем не менее издавна существовали институты, регулирующие культурную жизнь, главными среди которых сначала стали государство и церковь – основные заказчики произведений искусства, покровители художников, мыслителей и одновременно цензоры определенных форм и направлений. С возникновением рыночных отношений значительную роль в регуляции культурных процессов начал играть рынок[2].

Управление культурой подразумевает определенное интегрирование регуляции и саморегуляции в культуре, использование стимулирующих или ограничительных мер для достижения планируемого состояния и параметров отношений и процессов в области культуры.

Выбрать раз и навсегда определенную модель регуляции культурных процессов невозможно. Выбор модели регулирования культуры во многом обусловлен пониманием сущности культуры и ее роли в обществе.

«Продвинутые» трактовки культурной политики связаны с пониманием ключевой роли культуры в общественном развитии. В последнее время укрепляется понимание того, что развитие общества начинается в культуре, которая определяет пути развития и образ будущего, воздействует на мысли, представления, поведение людей, являясь источником изменений и новых путей организации общественной жизни.

«Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» (А. Швейцер)

В условиях общественной трансформации методы, средства и формы управления культурой требуют значительной корректировки. Происходит смещение акцентов с директивного управления на создание условий для саморазвития культуры и культурных потребностей, распределение ресурсов, партнерство с различными субъектами культурной деятельности.

Важнейшее значение приобретает обеспечение устойчивости национальной культуры под влиянием глобализационных процессов. В современной модели регуляции социокултурных процессов учитывается стремление к культурной самобытности, интерес к местной специфике.

Символы, идеи, товары и люди вовлечены сегодня в глобальный круговорот. Наблюдается ускорение потоков информации, повышение интенсивности, объема и скорости культурного взаимодействия, усиление плотности символической среды, окружающей человека[3].

Город представляет собой социально – пространственную форму существования общества, вещественно и социально организованную среду жизни, определенную социальную общность. Город относится к социально – территориальной общности, которая характеризуется множеством особенностей, влияющих на социокультурную ситуацию. Динамика производственных процессов, окружающий человека предметный мир, экологическая среда, информационное воздействие, особенности социальной структуры – все это неоднозначно воздействует на культуру и человека. Одни факторы стимулируют повышение образования и культуры личности, другие ставят перед ней неразрешимые проблемы самоопределения, третьи вызывают психические напряжения и дискомфорт, стрессы и нервные срывы.

Городская среда влияет на социокультурную ситуацию, которая характеризуется усложнением, проявляющимся в интенсивности, многообразии и динамизме происходящих изменений в культуре. Положительное значение этих процессов связано с возможностью самореализации личности. Однако у человека ограничены способности

восприятия, осмысления и систематизации информации. Люди по – разному относятся к сложным процессам в городской культуре и опираются в своей жизнедеятельности на разные социокультурные образцы.

Для личности актуальной становится возможность самоопределения. При этом одни ориентируются на привычные культурные ценности и нормы, другие опираются на новизну. В ответ на возникшую ситуацию они выстраивают актуальные ценности и нормы, освобождаются от устаревших. Но не всякое новое в практике оказывается положительным. Наиболее целесообразна ориентация на сохранение традиций и реорганизацию своей жизнедеятельности с учетом данной социокультурной ситуации.

Существенную роль в развитии города играет микросреда местного сообщества – та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности.

Микросреда – это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Сегодня все более острой становится проблема

выживания и воспроизводства в городской среде человека здорового физически, психически и нравственно. Местное сообщество должно делать всё для обеспечения комфорта и гармонии каждого человека, формировать благоприятную духовно-культурную микросреду.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.
  3. О Социальных нормативах и нормах: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р (ред. от 13.07.2007) // Собрание законодательства РФ от 15.07.1996. - № 29. - Ст. 3504.
  4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ от 24.11.2008. - № 47. - Ст. 5489.
  5. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р // Собрание законодательства РФ от 16.08.2010. - № 33. - Ст. 4444.
  6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 21.07.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ от 19.11.1992. - № 46. - Ст. 2615.
  7. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции / О.Н. Астафьева. - М.: Российская академия государственной службы, 2010. - 69 с.
  8. Бабякина Е.П. Теоретические аспекты государственной культурной политики / Е.П. Бабякина // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - № 5 (30). – С. 393-396.
  9. Базарова А.С. Бюджетное финансирование бюджетных учреждений / А.С. Базарова // Учет и отчетность бюджетных учреждений. - 2013. - № 3. - С.4-7.
  10. Вавилина Н. Вопросы формирования кадрового потенциала в отрасли культуры // Дом культуры. – 2014. – № 5. – С. 28-32.
  11. Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: понятия и модели: монография / Л.Е. Востряков. – С.-Пб.: СЗИ РАНХиГС, 2011. - 167.
  12. Гавров С.Н. Культурная политика: общественно-государственное взаимодействие, технологичность, многообразие / С.Н. Гавров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2013. - № 1-2. – С. 140-155.
  13. Генова Н.М. Культурная политика в системе инфраструктуры культуры региона: монография / Н. М. Генова. - Омск: ОмГУ, 2011. - 287 с.
  14. Глущенко Р.В. Особенности публичного управления в сфере культуры / Р.В. Глущенко // Вестник ТГУ. - 2014. - № 380. - С. 150-153.
  15. Год культуры: ожидания отрасли // Университетская книга. – 2014. – № 1. – С. 19-21.
  16. Горшенева-Долунц И.К. О предпосылках и основаниях стратегии современной культурной политики / И.К. Горшенева-Долунц // Теория и практика общественного развития. – 2013. - № 4. – С. 17-22.
  17. Горшенева-Долунц И.К. О проблеме основного приоритета и моделях современной культурной политики в России / И.К. Горшенева-Долунц // Общество: философия, история, культура. – 2012. - № 3. - С. 19-26.
  18. Евсеева О.А. Совершенствование государственного регулирования развития системы культуры в регионе / О.А. Евсеева // Бизнес Информ – 2013. - № 4. – С. 17- 22.
  19. Захарова Ю.В. Финансирование учреждений культуры в России: поиск эффективной модели / Ю.В. Захарова, О.В. Котова // Креативная экономика. - 2011. - № 3 (51). - С. 146-152.
  20. Захарян Р.С. Приоритеты развития услуг культуры в регионе / Р.С. Захарян // Бизнес в законе. - № 5. – 2011. – С. 291-293.
  21. Зяблицева С.В. Становление и эволюция социокультурного потенциала западной Сибири в контексте государственной культурной политики / С.В. Зяблицева // Вестник ТГУ. – 2013. - № 4 (8). – С. 72-79.
  22. Калуцкая Н.А. Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры / Н.А. Калуцкая // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 344-348.
  23. Камирова А. Н. Формирование региональной модели управления сферой культуры как основы перспективного развития отрасли // УЭС: электронный научный журнал. – 2014. – № 5 (65). – С. 13-24.
  24. Карась Д.Е. Формирование механизма обеспечения инновационного развития сферы культуры: автореф. дисс… на соиск. уч. ст. кэн / Д.Е. Карась. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2012. – 24 с.
  25. Карякин В.Ф. Направления и методы управления в сфере культуры / В.Ф. Карякин // Аналитика культурологии. – 2010. - № 2. – С. 17.
  26. Киселева Т.М. Перспективы развития аналитических служб в сфере культуры / Т.М. Киселева // СПбГУКИ. – 2013. - №19. – С. 78-88.
  27. Ковалева Л.Е. Культурная политика развивающегося региона конца ХХ – начала XXI века: автореф. дисс… на соиск. уч. ст канд. культурологии / Л.Е. Ковалева. – Нижневартовск: ТюмГУ, 2012. – 24 с.
  28. Козлова Т.В. Ключевые точки повышения эффективности деятельности государственных учреждений культуры / Козлова Т.В., Новикова Г.Н. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2014. – № 4. – С. 5-23.
  29. Колодина Е.А. Проблемы и перспективы развития публично-частного партнерства в сфере культуры / Е.А. Колодина, О.В. Радионова // Известия ИГЭА. - 2013. - № 4 (90). – С. 114-119.
  30. Котова О.В. Система оплаты труда работников учреждений культуры: проблемы и пути совершенствования / О.В. Котова // Российское предпринимательство. - 2011. - № 12 (197). - С. 72-76.
  31. Саракун Л.П. Взаимодействие государства и культуры в условиях трансформации социума / Л.П. Саракун // Вестник Воронежского государственного университета. – 2014. – № 1 (11). – С. 94-100.
  32. Смирнов А.Ю. Государственная поддержка сферы культуры в условиях кризиса / А.Ю. Смирнов // Российское предпринимательство. - 2012. - № 4 (202). - С. 10-15.
  33. Смирнов А.Ю. Совершенствование системы управления сферой культуры: теоретический и методологический подходы: автореф. дисс…на соиск. ст. к.э.н. / А.Ю. Смирнов. – СПб.: СПбГУКиТ, 2013. – 24 с.
  34. Солдатов В.М. Культура и культурная политика современной России в понятийном и нормативно-правовом измерениях / В.М. Солдатов // Вестник МосГУКИ. – 2014. – № 1 (57). – С. 34-41.
  35. Сотникова А.С. Особенности и приоритеты стратегического управления предприятиями сферы культуры/ А.С. Сотникова // Петербургский экономический журнал. – 2014. – № 1. – С. 54-58.
  36. Тихонова В.А. Основные проблемы и задачи региональной политики в проектировании культурной среды / В.А. Тихонова, Д.А. Сторублевцева // МосГУКИ. – 2014. – № 1 (57). – С. 41-46.
  37. Харченко К.В. Управление проектами в сфере культуры / К.В. Харченко // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2014. – № 6. – С. 18-27.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Управление проектами
2018 год 31 стр.
Разработка и продвижение онлайн курса по кондитерскому искусству
antiplagiatpro
Курсовая работа Управление проектами
2020 год 34 стр.
Проектное инвестирование в транспортной компании на примере ГУП «Мосгортранс»
antiplagiatpro
Курсовая работа Управление проектами
2020 год 28 стр.
Практика управления проектом реструктуризации деятельности АО «Конти-Рус»
Studentka

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское