Введение
- Роль и задачи розничной торговой сети в обслуживании населения
- Управление спросом в очередях
- Организационно – экономическая характеристика предприятия
- Организация торгового обслуживания в розничной торговой сети
- Совершенствование торгового обслуживания населения
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Выявление резервов повышения эффективности развития предприятий розничной торговли возможно с помощью внимательного изучения потребительских предпочтений в области торгового обслуживания покупателей. Управление данным процессом способствует стабильному формированию конкурентного преимущества торгового предприятия на потребительском рынке и высокой лояльности покупателей.
Система отношений между покупателями и продавцами (торговыми предприятиями) в процессе оказания последними торговых услуг позволяет брать во внимание субъективное восприятие покупателем качества обслуживания, ценности блага, что соответствует концепции «восприятие-ожидание». Чтобы разобраться в существующих в настоящее время подходах к потребительской оценке качества торгового обслуживания поставим цель исследования, которая заключается в анализе разнообразных подходов специалистов к потребительской оценке уровня качества торгового обслуживания и разработке авторской методики.
Объектом исследования выступает торговое обслуживание покупателей розничных торговых предприятий в системе оказания услуг розничной торговли. Предметом исследования – качество обслуживания.
Цель работы - направления совершенствования торгового обслуживания населения.
Задачи работы:
- Изучить роль и задачи розничной торговой сети в обслуживании населения
- Охарактеризовать управление спросом в очередях
- Дать организационно – экономическую характеристику предприятию
- Оценить организацию торгового обслуживания в розничной торговой сети
- Разработать пути совершенствования торгового обслуживания населения
1. Роль и задачи розничной торговой сети в обслуживании населения
Торговое обслуживание в первую очередь является частью национального хозяйства. В странах с высокими темпами развития технологий, производство услуг обеспечивает до 70 % ВВП при уровне занятости работающего населения 50 %. В странах развивающихся сфера услуг отстает по этим показателям от материального производства.
Сфера обслуживания имеет свои особенности: объединение в одном продукте производства и продаж; абсолютная зависимость от спроса на конкретную услугу и ее специфики, в том числе сезонности; присутствие крупных и мелких организаций на рынке; приоритет психологической, профессиональной, социальной подготовки работников; возможность серьезного территориального разобщения разных подразделений организаций.
Чаще всего предприятия сферы услуг относятся к малому и среднему бизнесу. Это связано с необходимостью сохранять быструю адаптивность к меняющимся условиям и способность к ускоренному принятию решений на любом уровне.
Рынок услуг очень динамично развивается, и организации, которые не успевают отреагировать на растущие потребности и запросы клиентов, не могут конкурировать в такой среде.
Трудно понять, что такое сфера обслуживания, не определив конкретных направлений деятельности (отраслей), которые к ней относятся: социальное обеспечение населения; бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ); розничная торговля; кредитно-финансовые услуги; рекреационное хозяйство; медицинское обслуживание; общественное питание; связь и др.
Вместе отрасли сферы обслуживания представляют собой социальную инфраструктуру общества.
Сфера услуг выходит на лидирующие позиции по отношению к товарному производству. Она развивается большими темпами, постоянно изменяется, подстраивается под требования конкретного клиента. Услуги не продаются оптом, они доставляются каждому потребителю индивидуально. Произведенные на фабриках товары и их характеристики отходят на второй план в конкурентной борьбе.
Сейчас на рынке выигрывает та организация, которая предоставляет лучший сервис, сопутствующие услуги, быстрее и качественнее доносит информацию до целевой аудитории через рекламу и сбытовую политику. Сфера обслуживания нужна для того, чтобы сделать жизнь людей проще, комфортнее, приятнее. Поэтому она так важна в развитых странах. Когда человек поднимается над проблемами, связанными с безопасностью и стабильностью, у него появляется возможность делать свою жизнь приятнее.
Еще одной тенденцией в развитии услуг является выход на мировой уровень. Сфера обслуживания - что это такое в масштабах международных связей? Это экспорт и импорт услуг, торговля на мировом рынке. Среди популярных продуктов - туристические услуги, страхование, транспортные перевозки, информационные и банковские продукты, образование, медицина и многое другое.
Тенденции мировой экономики не могли не отразиться на Российском рынке. Рост доли услуг в ВВП за последние 7 лет составил 17 %. На 2014 год они составляли 30 % общего объема валового продукта страны.
Крупнейшими отраслями услуг в России являются: общественное питание; бытовые услуги; связь; банковские, финансовые, кредитные и страховые услуги; торговля; туризм и гостиничное хозяйство; культурно-развлекательная отрасль; рекреационное хозяйство.
Положительные условия для развития сферы обслуживания в России связаны с реформами в экономике, развитием малого бизнеса и приходом на отечественный рынок зарубежных компаний с большим опытом работы. Однако сфера обслуживания сталкивается и с определенными негативными явлениями:
- Невысокая конкуренция, что снижает уровень обслуживания.
- Большая доля государственных предприятий, которые слабо реагируют на реальные потребности общества и выделяются слабой динамикой развития.
Недостатки законодательной базы, регламентирующей работу сферы услуг, что затрудняет деятельность предприятий этого сектора экономики.
Очень важно, чтобы персонал был не только хорошо обученным и честным, но еще и приятным в общении.
Розничная торговля подразумевает передачу товара от продавца покупателю для личного или иного вида пользования, но не для дальнейшей продажи. То есть речь идет о доставке продукта конечному потребителю. Функции такого вида услуг очень разнообразны: изучение особенностей спроса на определенные товарные группы;
- покупка товаров у оптовых продавцов и производителей;
- обратная связь с производителями (какой товар пользуется большим спросом, есть ли необходимость в увеличении или уменьшении объемов выпуска и расширении ассортимента);
- формирование ассортимента продуктов для удовлетворения потребностей людей; демонстрация товара в точках продаж;
- формирование запасов товаров; удовлетворение потребностей людей в товарах;
- формирование и стимулирование спроса и др.
Сфера обслуживания – это особый сектор экономики, и требования к работникам здесь тоже отличаются некоторыми нюансами. Стюардессы и медсестры, страховые агенты и продавцы обуви, менеджеры в банке и работники фотоателье – все они должны обладать такими чертами характера, как: тактичность; скромность; внимательность; вежливость; устойчивость к психологическому давлению; пунктуальность; естественность; ответственность. Все эти качества необходимы для работы с людьми. Сотрудник сферы обслуживания должен уметь слушать, быть внимательным к потребностям клиента, иметь выдержку, спокойно воспринимать критику.