Введение
- Предмет и научные основы методики преподавания экономических дисциплин
1.1. Предмет и методика преподавания экономических дисциплин
1.2. Методические проблемы обеспечения научного уровня преподавания экономических дисциплин
1.3. Личность преподавателя как субъективный фактор методики
- Современные методы обучения
2.1. Методы обучения: сущность, классификация
2.2. Основы применения активных методов обучения
Заключение
Список использованной литературы
Проблема высшего образования вообще и экономического в частности многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагирует на вызовы общественного развития. В значительной мере это относится и к экономическому образованию. Однако традиционность высшее образование при любых условиях отличается своей основательностью, фундаментальностью. И эту особенность университетского образования не может смести никакой ветер перемен ни в самой системе образования, ни в украинском обществе в целом.
Метод – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Они являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения предопределяет получение студентами определенного объема знаний по циклу экономических дисциплин. Экономика должна обеспечить более полное удовлетворение духовных интересов студентов и повысить уровень их образованности. Полноценное освоение предлагаемого студентам учебного материала возможно лишь при формировании у них познавательного интереса к экономическим наукам. Процесс совершенствования образования может успешно реализовываться лишь в том случае, если он будет основываться на мотивационно-потребностном подходе и необходимых для этого психолого-педагогических условиях. И хотя существует большое разнообразие различного рода экспериментальных способов изучения мотивации, основными в рассматриваемой проблеме являются вопросы целенаправленного формирования познавательного интереса к теоретическим занятиям. В этой связи стоит актуальная задача развития познавательных интересов у студентов на основе использования активных методов обучения.
Цель образования в наше время заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у студентов надобность в саморазвитии, самосовершенствовании. Следует отметить, что и сами студенты выражают интерес в овладении знаниями, умениями и навыками, которые бы повысили их конкурентоспособность на рынке труда.
Одним из наиболее важных критериев отбора, который предъявляется компаниями к претендентам на вакантную должность (наряду с компьютерной грамотностью, владением несколькими иностранными языками), является знание основ психологии, умение общаться, быть экономически знающим. Все это во многом определяет основные контуры педагогики высшей школы в настоящее время. Для нее характерно формирование новой шкалы ценностей, среди которых: индивидуализация образования, гуманитаризация и формирование технологий, рассчитанных на активизацию познавательной деятельности.
Целью данной курсовой работы является изучение основ методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности.
Научиться мыслить и усваивать знания - важнейшая задача вузовского учебного процесса. Сейчас все формы учебного процесса, все методики обучения совершенствуются с целью активизации самостоятельной работы студентов, ставят задачи научить их самостоятельности мышления. Экономическая реальность сложна и многообразна, в ней логические модели экономической теории не проявляются прямолинейно. От педагогов-преподавателей экономических дисциплин требуется целенаправленное использование интерактивных методик обучения, тестовых заданий, конкретных ситуаций, чтобы на основе теоретических положений анализировать противоречивые процессы рыночных преобразований.
В курсовой работе отражены аспекты педагогического процесса, дан анализ конкретных форм учебного процесса. Новые методики в преподавании экономических дисциплин, даны ориентиры к творческому поиску в педагогической деятельности специалистам, избравшим профессию педагога-экономиста.
1. ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
1.1 Предмет методика преподавания экономических дисциплин.
В настоящее время в вузах накоплен огромный опыт преподавания экономических дисциплин. Однако этот опыт далеко не всегда выходит за рамки отдельных учебных заведений и кафедр. Это, тем боле важно, поскольку значительная часть преподавателей экономических дисциплин не имеет соответствующего педагогического образования и многие молодые преподаватели остро испытывают недостаток в научно-методических занятиях, потребность в накоплении методического опыта.
Преподавание экономических дисциплин в России, по сути, не является достаточно долгой традицией. Интерес к экономическому образованию появился только в 1990-х годах, что повлекло за собой появление многочисленных программ обучения в университетах. Особый акцент в экономической подготовке будущих специалистов должен делаться на формировании навыков решения экономических задач в практике повседневной жизни, когда необходимо осуществлять самостоятельный поиск, анализ социальной информации. В этом аспекте деятельность специалиста состоит из комплекса функций и задач, требующих определенного набора экономических компетенций, позволяющих находить эффективные решения.
В современных жестких конкурентных условиях профессиональная подготовка должна осуществляться на эффективной технологической основе и в максимальной степени использовать те научные достижения, которые апробированы на практике и состоятельность которых доказана в ходе проведения прикладных научных исследований [2].
Часто студенты не удовлетворены уровнем преподавания, объясняя это чрезмерным увлечением преподавателей дисциплин книжными примерами и искусственными моделями. По мнению студентов, примеры приводимых моделей являются гипотетическими и не имеют отношения к реальным управленческим событиям и повседневным обстоятельствам. Даже если студенты и заучивают подобные теоретические модели, в дальнейшем они сталкиваются с трудностями или невозможностью их применения в своей конкретной деятельности. Сами преподаватели также признают бесполезность использования многих теоретических моделей в процессе принятия управленческих решений. Зачастую это связано с тем, что многие преподаватели не знакомы с успешными и эффективными методами преподавания экономики, которые реализуются в западных вузах. Основная задача преподавания и изучения экономики в высших учебных заведениях состоит в том, чтобы помочь студентам выработать экономический образ мышления, базирующегося на использовании достижений экономической науки [3].
Занятия, на которых сначала разбирались бы теоретические модели, а затем их выводы подкреплялись конкретными экономическими примерами, найденными в периодических изданиях, могли бы стать более интересными и дали бы студентам возможность самостоятельно анализировать процессы, происходящие в экономике. По сути студентам может быть предложена гипотетическая ситуация с исходными данными и вопросами для рассмотрения, представленный для анализа случай должен отражать реальную экономическую ситуацию. Данная технология называется – кейсовый (от английского «case» – случай) метод.
Технология case-study в образовании был разработан в 1920-х годах в обучении менеджменту в Гарвардской бизнес-школе. В мировой образовательной практике case-study широко распространился в 1970-1980-х годах. О степени значимости его в современном образовании говорят следующие данные: в среднем, разбору типовых ситуаций в западных вузах посвящается 35-40% учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов приходится 25% времени, в бизнес-школе Колумбийского университета — 30%, а в Уортонской школе бизнеса – 40%. Лидирует же по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, «первооткрыватель» ее – Гарвард. Рядовой студент за время учебы разбирает до 700 кейсов [1, с. 62].
Таким образом, кейс-технологии развивают умение:
- анализировать и устанавливать проблему,
- четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,
- общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,
- принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
Кейс-технологии помогают:
- понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,
- выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,
- сформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях [1, с. 69].
Работа группы с кейсом делится на несколько этапов:
- представление кейса преподавателем;
- индивидуальное изучение кейса каждым членом группы;
- разработка вариантов индивидуальных решений;
- обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе;
- подготовка к обсуждению и дискуссия.
- Андреева М. А. Личность преподавателя Вуза как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенцией будущих специалистов [Текст] / М. А. Андреева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 304-306.
2.Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии/Высшее образование в России. №4. 2009. С. 138 – 144.
3.Гуревич А. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах – СПб.: «Речь», 2010.
4.Дагаева Е.А. Уровень культуры делового общения как критерий качества подготовки специалиста/«Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании»: сборник научных трудов по итогам IV Международной научно-практической конференции, Таганрог, изд-во ТИУиЭ, 2009.
5.Дагаева Е.А. Тренинг делового общения как способ формирования конкурентоспособности специалиста. «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы»: сборник научных трудов по итогам VI-й международной научно-практической конференции/Отв. ред. А.Д. Карнышев, Иркутск: изд-во БГУЭП, 2009.
6.ЗарукинаЕ. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие/ Е. В. Зарукина, Н.А.Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с
7.Ермухамедова А. Применение активных методов обучения при изучении экономических дисциплин // «Основы экономики» // 2010 г, №1, 13-14 стр.
- Калашникова Е. Ю. Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации [Текст] / Е. Ю. Калашникова, И. А. Коновалова, В. В. Ловянникова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 901-903.
- Крамаренко, В. И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учеб. пособие / В. И. Крамаренко и др. Симферополь: «Таврида». 1999.
10.Курьянов, М.А. Активные методы обучения: метод. пособие/ М.А.Курьянов, В.С.Половцев. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 80 с.
11.Леоненко Е.И., Заяц Т.И. Активные методы обучения в преподавании экономических дисциплин // www.sibupk.nsk.su/confer/doklad2.doc //
12.Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011.
- Скибицкий, Э. Г. Методика профессионального обучения [Текст] : учеб. пособие / Э. Г. Скибицкий, И. Э. Толстова, В. Г. Шефель. – Новосибирск : НГАУ, 2008.
- Современная экономическая наука [Текст] : учебник / Под ред. Н. Н. Думной, И. П. Николаевой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
- http://www.gnpbu.ru/ - Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.