Введение
1. Современный урок: эффективная организация образовательного процесса
1.1 Сущность современного урока
1.2 Структура уроков
2. Современный урок математики в начальной школе
2.1 Основные проблемы современного математического образования младших школьников
2.2 Методы обучения математике в начальных классах
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.
Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы.
Цель – рассмотреть проблемы современного урока математики в начальной школе.
Задачи:
- раскрыть сущность современного урока;
- изучить структуру уроков;
- выявить основные проблемы современного математического образования младших школьников;
- рассмотреть методы обучения математике в начальных классах.
1. Современный урок: эффективная организация образовательного процесса
1.1 Сущность современного урока
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.
Приведем несколько пунктов из «Федерального государственного образовательного стандарта.»[1]:
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Сегодня дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде являются важным педагогическим инструментом в подготовке учителем такого современного урока, и особенно они важны для анализа планируемых образовательных результатов.
В наши дни учителю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. Для того чтобы целенаправленно и методически обоснованно их выбирать, учителю важно знать, какие образовательные задачи можно решать с помощью данных ресурсов, какие методические функции они выполняют и какие виды учебной деятельности могут поддерживать и инициировать.
Следует учитывать тот факт, что ЭОР обладают такой важной дидактической характеристикой, как интерактивность, которая в данном случае означает наличие условий для учебного диалога.
Применение средств ИКТ на уроке позволяет[2]:
- усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучающихся;
- обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностно ориентированному обучению;
- повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;
- усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала;
- расширить круг учебных задач, используемых в обучении;
- включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ;
- создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы Интернета и др.);
- повысить оперативность контроля результатов обучения, создать базы данных учебных достижений обучающихся;
- погрузиться обучающимся в виртуальную среду с возможностью имитации учебных и профессиональных ситуаций, инициирующих проявление готовности к решению возникающих проблем.
Таким образом, подготовка современного урока представляет собой целенаправленное сочетание следующих элементов, направленных на достижение планируемых образовательных результатов:
- педагогическая ситуация;
- содержание обучения;
- техническое оснащение;
- программное обеспечение;
- организация обучения в информационно-образовательной среде урока.
При этом каждый современный урок конструируется учителем с учётом как общих, так и индивидуальных особенностей школьников, исходя из условий и специфики данного образовательного учреждения, в котором будет происходить процесс обучения.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий[3].
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой.
Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока - Деятельностный аспект
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность.
Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии.
Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 31 с.
[2] Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова// Управление начальной школой. - 2014. - № 12. - С. 9-11.
[3] Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Е.В. Чернобай. - М.: «Просвещение» 2012. – 56 с.