ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-6 КЛАССАХ
1.1. Сущность понятия «коммуникативно-речевые умения»
1.2. Значение и направления развития речи у школьников на уроках литературы в школе
1.3. Метод творческого чтения на уроке литературы как способ развития коммуникативно-речевых умений у учащихся 5-6 классов
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕТОДКА ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-6 КЛАССАХ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
2.1. Описание процедуры исследования и выборки испытуемых
2.2. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной темы исследования подчеркивается тем, что в современном информационном обществе для того, чтоб быть успешным ребенку необходимо быстро воспринимать, обрабатывать и усваивать информацию, передавать ее. Скорость этих процессов напрямую зависит от развития познавательных психических процессов ребенка – памяти, мышления и, несомненно, речи. Сегодня не нужно доказывать, что коммуникативные умения напрямую влияют на развитие психики ребенка, поскольку владение коммуникативно-речевыми умениями на высоком уровне позволяют более эффективно взаимодействовать с другими людьми в обыденном общении и совместной деятельности, а, следовательно, добиваться более высоких результатов.
Развитие коммуникативно-речевых умений начинается в раннем детстве и продолжается весь период школьного обучения детей.
Аспекты формирования коммуникативно-речевых умений на уроках литературы при применении метода творческого чтения затронуты в работах В.В. Федина, И.Н. Кудряшева, Е.Б. Лагода и др.
Объект исследования – коммуникативно-речевые умения школьников 5-6 классов.
Предмет исследования – особенности формирования коммуникативно-речевых умений на уроке литературы посредством применения метода творческого чтения.
Цель исследования – раскрыть методические условия, методы и апробировать комплекс факультативных занятий по литературе с применением метода творческого чтения с целью формирования коммуникативно-речевых умений школьников.
Задачи:
1. Изучить особенности и достоинства метода творческого чтения на уроках литературы в среднем звене школьного обучения;
2. Раскрыть сущность и особенности формирования коммуникативно-речевых умений у школьников;
3. Выявить возможности метода творческого чтения на уроках литературы при формировании коммуникативно-речевых умений у учащихся 5-6 классов;
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование коммуникативно-речевых умений школьников 5-6 классов, будет эффективным, если применять разнообразные формы и методы работы на уроке литературы, в том числе метод творческого чтения и дидактические игры.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
-эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент);
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ ст. Луковской им. С.Г. Астанина г. Моздока среди учащихся 5 «А» и 5 «В» классов.
1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. – 2011. –№ 4. – С. 19–27.
2. Батырева, С. Г. К вопросу о коммуникативной компетенции школьников / С. Г. Батырева // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 32–35.
3. Бахтин М.М. Этика словесного творчества – М: Наука, 2000. – 218 с.
4. Белорыбкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 2008. – 208 с.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М., Педагогика, 1990. – 398 с.
6. Будачева, О. А. Как мы развиваем коммуникативную компетентность на уроках русского языка и литературы / О. А. Будачева // Управление школой. – 2011. – №10. – С. 34–35.
7. Васильев В.К. Методы и приемы развития творческой активности учащихся на уроках родной литературы /В.К. Васильев //Преподавание литературы в школе. – № 7. – 2012. – С. 34-40.
8. Введенская Л.А. Риторика и культура речи. /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544 с.
9. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 288 с.
10. Вербовая Н.П. Искусство речи /Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова – М.: Просвещение, 1987. – 280 с.
11. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2004. – 378 с.
12. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи /И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь – М.: Академический Проект, 1993. – 264 с.
13. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, НГУ, 1999. – 173 с.
14. Гришанова, И. А. Теоретическое обоснование модели формирования коммуникативной успешности младших школьников / И. А. Гришанова // Вестник УдмГУ. – 2012. – Вып. 2. – С. 30–36.
15. Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов «человек-человек». – М.: Бератор, 2011. – 164 с.
16. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. – М.: Аспект, 2005. – 204 с.
17. Добрович А.Б. О психологии и психогигиене общения. – М., Просвещение, 1987. – 294 с.
18. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности /Л.В. Епишина // Начальная школа. – №11. – 2010. – С. 122-127.
19. Зенина Л.В. Основы педагогического мастерства /Л.В. Зенина, Н.П. Меньшикова - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 288 с.
20. Зимняя И.А., Путиловская Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи. – М.: Речь, 2009. – 244 с.
21. Люстрова З.Н. О культуре русской речи /З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин – М.: Просвещение, 1987. – 278 с.
22. Машарипова У.А. Формирование коммуникативных компетенций школьников на основе развития связной речи. /У.А. Машарипова // Педагогика. – 2014. – № 9. – С. 37–39.
23. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений школьников 5-7 классов с использованием наглядности /И.М. Михайлова – Псков: ПГПУ, 2012. – 188 с.
24. Морозова О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе: Практикум. /О.П. Морозова – М.: Академия, 2001. – 304 с.
25. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1984. –216 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2012. – 456 с.
27. Немов Р.С. Психология В 3 кн. Кн. 2. Психология образования : Учеб. для высш. пед. уч. заведений. /Р.С. Немов – М.: ВЛАДОС, 2000. – 608 с.
28. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2005. – 534 с.
29. Педагогические технологии: реферативный сборник. – Новосибирск: изд. НИПКРО, 2014. – 64 с.
30. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для вузов. В 2 Т. /И.П Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 544 с.
31. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. /под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2015. – 416 с.
32. Развитие личности ребенка. /Н.Ньюкомб. – СПб: Питер, 2013. – 640 с.
33. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, БАХРАХ-М, 2000. – 672 с.
34. Рамазанова Э.А., Ведешкина Е.А., Парванян Р.Г. Формирование коммуникативных умений у школьников в среднем звене во внеурочной деятельности // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – С. 565-565;
35. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
36. Федина В.В. Самоучитель по специальной методике объяснительного и литературного чтения /В.В. Федина – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. – 216 с.
37. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное и коммуникативное развитие школьников. // Вопросы психологии. –№ 2. – 2014. – С. 64-69.