Введение
1. Основы обучения двигательным действиям
1.1 Сущность физического воспитания
1.2 Этапы обучения двигательным действиям
2. Результирующая отработка действия
2.1 Методы разучивания движений
2.2 Типичные средства и методы результирующей отработке действий
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы. Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.
Воспитание физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека на основе определенных закономерностей. Воспитательные задачи характеризуются воспитанием физических и психических потенций человека при решении двигательных задач в конкретных ситуациях.
Современное общество находится в состоянии постоянной гиподинамии: сидячий образ жизни, малая физическая активность, обусловленная зачастую неумением выполнять различные двигательные действия. Актуальность данной темы заключается в необходимости правильного и своевременного формирования навыков двигательной активности, начиная с ранних этапов обучения, через освоение основных двигательных действий обучающихся.
Цель – рассмотреть методику результирующей отработки двигательного действия.
Задачи:
- изучить сущность физического воспитания;
- раскрыть этапы обучения двигательным действиям;
- проанализировать методы разучивания движений;
- рассмотреть типичные средства и методы результирующей отработке действий.
Объект исследования: процесс обучения двигательным действиям
Предмет исследования: содержание методики результирующей отработки двигательного действия.
-
Основы обучения двигательным действиям
1.1 Сущность физического воспитания
Сущностью физического воспитания является обучение двигательным действиям и управление развитием физических качеств. Эти специфические стороны и определяют направленность и структуру процесса обучения на занятиях по физической культуре.
Двигательная деятельность человека складывается из отдельных двигательных актов, представляющих из себя упражнения, двигательные действия, движения и позы.
Двигательное действие – это совокупность движений, сознательно направленных на решение какой-либо двигательной задачи[1].
Движение является моторной функцией организма человека, заключающейся в изменении положения тела или его частей. В основе движения лежат согласованные перемещения рук, ног, туловища, шеи, выполняемые в той или иной последовательности.
Для физического воспитания характерны только произвольные движения, сущность которых определяется тремя признаками[2]:
1) они являются функцией сознания;
2) формируются в процессе жизнедеятельности;
3) по мере совершенствования повышается степень их подчинения воле человека.
Не каждое двигательное действие считается физическим упражнением, а только проводимое в соответствии с целевыми установками и принципами физического воспитания, обеспечивающее решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Соответственно двигательное действие находит свое проявление в таких формах, как умение, навык, техника движения. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых обеспечивается их наибольшая эффективность.
Двигательное умение - это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления с повышенной концентрацией внимания на отдельных элементах и нестабильным достижением конечной цели.
Характерными признаками двигательного умения являются[3]:
- управление движениями происходит не автоматизировано;
-сознание обучаемого загружено контролем каждого движения;
- невысокая быстрота выполнения действия;
- относительная расчлененность движений;
- нестабильность и непрочное запоминание действия.
В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык.
Двигательный навык - это такой уровень владения действием, при котором управление движениями происходит автоматизировано с высокой степенью надежности, а внимание обучаемых концентрируется не на отдельных движениях (элементах), а на конечном результате.
Характерные признаки двигательного навыка:
- автоматизированное управление движениями. Сознание обучаемого освобождается от подробного контроля за каждым движением и направленно на применение двигательного действия в различной в обстановке, на творческое решение двигательной задачи;
-слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое;
-отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении;
- высокая устойчивость действия.
Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.); - прочность запоминания действия.
Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва.
От умений и навыков следует отличать привычки - усвоенные в процессе какой-либо деятельности действия, ставшие потребностью. Главное отличие привычек от навыков заключается в том, что если навык формируется путем специально организованных упражнений, то привычки образуются без особых усилий со стороны человека.
Двигательные привычки - это автоматически совершаемые движения, не связанные с целенаправленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно[4]. Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние на освоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.
Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего, следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный облегчает процесс формирования последующего навыка. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.
Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.