ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
- Цели и ценности гуманной педагогики
- Человек как объект и субъект педагогики
- Понятия гуманизма,
- История становления и развития гуманной педагогики
- Педагогическая ситуация как единица
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК СОЗДАНИЯ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Ситуация успеха как основа реализации педагогики успеха
2.2. Анализ опыта учителей по созданию ситуаций успеха в обучении младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время в современной школе обостряется необходимость работы по активизации позитивного общеличностного развития школьников. Современные реалии, такие как тяжёлые социально-экономические условия, деформация социальных взаимоотношений затрудняют духовно-нравственное развитие современных детей. Политическая, экономическая, социальная, правовая, нравственная незащищенность наносит отпечаток на психическое развитие подрастающего поколения, приводит к нарушению процесса социализации, проявляющиеся в несоответствии поведения школьников тем нормам и требованиям, которые предъявляет ему социум. Среди причин такого явления выделяют: духовный кризис общества, отсутствие религиозной ориентации, материальные трудности родителей, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная саморегуляция, семейное неблагополучие, проявляющееся в равнодушном отношении к ребёнку, нелюбви, несправедливости и бездуховности. Ситуация успеха активизирует позитивное общеличностное развитие, выступает как компенсаторный механизм увеличивающий вероятность позитивной самореализации и самоутверждения школьников. Поэтому тема «Создание ситуации успеха при решении образовательных задач в начальных классах» является актуальной.
Психологические аспекты проблемы успеха обсуждались в трудах многих учёных. Тем не менее, эта область знания остаётся малоизученной, так как между признанием необходимости создания ситуаций успеха для школьников и действия по реализации его в учебно-воспитательном процессе сохраняется большая дистанция. Анализ литературы по заданной теме позволяет обозначить круг вопросов, подлежащих изучению, например, какова функция успеха структуре развития личности ребёнка, каковы педагогические условия создания ситуаций успеха и является ли деятельность педагога по формированию ситуаций успеха нормой его профессиональной деятельности, какие личностные качества школьников необходимо учитывать при выборе форм, методов и приёмов создания ситуаций успеха и т.д.
Отсюда выявляется противоречие между потребностью формирования ситуаций успеха в ходе решения образовательных задач и недостаточной разработанностью соответствующей теории и технологии.
Это противоречие позволяет выделить проблему: как теоретически обосновать и осуществить в ходе учебного процесса создание ситуаций успеха, способствующих позитивному личностному развитию школьников.
Отсюда вытекает цель работы: изучение теоретических и прикладных вопросов формирования ситуаций успеха в воспитательно-образовательной работе с младшими школьниками.
Объект исследования: педагогический процесс, направленный на достижение успеха учащимися начальной школы.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия создания ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе младших школьников.
С учётом выдвинутой цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить цели и ценности гуманной педагогики;
2. Рассмотреть сущность педагогической ситуации как единицы учебно-воспитательного процесса;
3. Выяснить сущность успеха в учебно-воспитательном процессе;
4. Рассмотреть совокупность форм, методов и приёмов, применяемых педагогами для формирования ситуаций успеха на уроке в начальной школе.
Методологическую основу исследования составили:
- исследования антропологической перспективы образования В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, С.И. Гессен;
- исследования гуманистического воспитания Ш.А. Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др.
- работы психологии и педагогики успеха В .К. Вилюнас, Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и других.
- изучение технологии создания педагогических ситуаций и их методическое обеспечение в работах Л.И. Егоровой, Г.Ю. Ксензовой, М.М. Поташник, С.А. Смирновым, Т.И. Шамовой, Н.Е. Щурковой и другими.