Курсовая работа|Педагогика

Состояние познавательного интереса у младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 43

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития познавательного интереса к русскому языку младших школьников на основе использования краеведческого материала

1.1 Познавательный интерес младшего школьника как психолого-педагогический феномен

1.2. Возможности использования краеведческого материала на уроках русского языка для развития познавательного интереса детей

1.3. Методические особенности использования краеведческого материала на уроке русского языка в начальной школе

Глава 2. Экспериментальное исследование возможности использования краеведческого материала как средства развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка

2.1. Организация исследования познавательного интереса к изучению русского языка младших школьников

2.2. Результаты диагностики познавательного интереса младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Актуальность темы работы. В настоящее время актуальность проблемы развития познавательного интереса школьника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования. Сегодня особую популярность обретают образовательные системы, в которых педагоги и психологи создают условия для развития личности самого ученика. Формируя познавательный интерес, мы обеспечиваем благоприятную атмосферу обучения, движения учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным (Ушинский, 1974). Проблема развития познавательного интереса учащихся волновала и волнует многие поколения учителей и ученых, каждый педагог-предметник решает ее в своей деятельности.

Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано, и ребенок часто приходит в школу с кругозором, который намного превышает те сведения, которые содержатся в учебных пособиях. Но знания, полученные ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы, их преобразование в логичную и полную картину мира происходит именно с участием педагога. Однако существует весьма серьезная опасность того, что с поступлением в школу ребенок продолжит удовлетворять свои познавательные интересы в отрыве от школьного обучения, что сделает для него процесс обучения безразличным и не дающий ожидаемого результата. Таким образом, можно сказать, что проблема управления развитием познавательного интереса ребенка является достаточно значимой в современной психологии образования.

В концепции модернизации Российского образования сказано, что современному обществу нужны образованные высоко нравственные предприимчивые люди, которые, хорошо адаптируясь в социальной среде, могут самоопределиться, сотрудничать и будут ответственны. Вся система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Каждому человеку надо осознавать себя и своё место в мире. Это невозможно без знания своего края, его истории, культуры. Каждый человек тесно связан с настоящим, прошлым и будущим своей Родины.

Развитие познавательного интереса, активности и самостоятельности средствами краеведения воспитывает думающего, гармонично развитого человека – гражданина, способного полноценно и творчески жить в современном обществе. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, развитию наблюдательности, исследовательско – информационных умений, формированию ключевых компетенций, социализации в обществе.

В психолого-педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме познавательного интереса личности, так как проблема познавательного интереса – актуальная проблема педагогики и методики начального образования, а также одна из важнейших задач современной школы. Работая над проблемой развития познавательных интересов младших школьников через уроки русского языка на материале краеведения, мы опирались на идеи и опыт таких педагогов и психологов, как Б.Г. Ананьева (Ананьев,1959), Э.А. Бараза (Бараз, 1982) И.Е. Божович (Божович, 1972), В.Б. Бондаревский (Бондаревский, 1985), В.В. Давыдова (Давыдов, 1982), Н.Г.Морозовой (Морозова, 2009), С.Л. Рубинштейна (Рубинштейн, 2000), и других.

Проблеме использования краеведческого материала в процессе изучения родного языка посвящены работы Г.И. Каминской (Каминская, 1984), Н.В. Коротковой (Короткова, 2005), Г.Ф. Ковалева (Ковалев, 1996), Г.А. Кулюпина (Кулюпина, 2005), С.И. Львовой (Львова, 2002), Л.К. и др., в которых рассматриваются различные аспекты лингвокраеведческой работы с учащимися. В настоящее время уже достаточно четко определены объекты краеведческой работы в школе, предложены определенные формы и приемы включения местного материала в структуру уроков русского языка и во внеклассную работу по предмету.

Проблема исследования: каковы педагогические возможности использования краеведческого материала как средства формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.

Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования: состояние познавательного интереса у младших школьников.

Предмет исследования: методические приемы формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка на материале краеведения.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования познавательного интереса у младших школьников будет наиболее эффективным, если использовать разнообразные методы и приемы формирования познавательного интереса к краеведческому материалу на уроках русского языка.

Задачи исследования:

рассмотреть познавательный интерес младшего школьника как психолого-педагогический феномен;

проанализировать возможности использования краеведческого материала на уроках русского языка для развития познавательного интереса детей;

раскрыть методические особенности использования краеведческого материала на уроке русского языка в начальной школе;

провести экспериментальное исследование возможности использования краеведческого материала как средства развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка.

Методы исследования:

теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования

эмпирические- анкетирование, беседа, изучение документации, метод математической обработки данных.

Практическая база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгорода". Краткое наименование: МБОУ СОШ №45. В выборку исследования вошли ученики 4-А и 4-Б классов, которые составили контрольную (4-А) и экспериментальную (4-Б) группы. Средний уровень знаний и успеваемость в классах по русскому языку одинаковые.

Практическая значимость данного исследования состоит в разработке рекомендаций по развитию познавательного интереса младших школьников путем приобретения краеведческих знаний на уроках русского языка.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединенных в 5 параграфов, заключения, библиографического списка, который включает 35 наименований и двух приложений. Объем курсовой работы - 37 страниц.

В первой главе нами рассмотрены психолого-педагогические аспекты развития познавательного интереса к русскому языку младших школьников на основе использования краеведческого материала. Во второй главе работы описывается опыт проведения экспериментального исследования возможности использования краеведческого материала как средства развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка.

  1. Коротаева, Е.Г. Воспитание познавательного интереса учащихся к живому русскому слову в системе внеклассной работы / Е.Г. Коротаева // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ч. III. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - С. 305-309.
  2. Кулюпина, Г.А. Использование гидронимов Белгородской области на уроках русского языка: дидактические материалы для учащихся класса / Г.А. Кулюпина, Н.А. Меликова. – Белгород: БелГУ, 2005. – 40 с.
  3. Лингвистическое краеведение: учебное пособие / Л.А. Захарова, Н.Г. Нестерова, Г.Н. Старикова. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – 168 с.
  4. Луговая, Л.И. Возможности элективных курсов по ономастике в системе предпрофильной и профильной подготовки школьников / Л.И. Луговая // Проблемы региональной ономастики. - Майкоп, 2004. – С. 134- 137.
  5. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика русского языка: Учебное пособие для пед. институтов.- М.: Просвещение, 2002.-410с.
  6. Маханева М. Д., Князева О. Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие. – М., 2005. – 72с
  7. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 2009. — 246 с.
  8. Подгарецкая, И.М. Воспитание интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
  9. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
  10. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии / А.В. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 448 с.
  11. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 635 с.
  12. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». — 2005. -№ 18,19
  13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2. М., 1974. – 440с
  14. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа // Интеграция общего и дополнительного образования: материалы научно-практической конференции. Сост. Л.В. Волобуева. – Барнаул: График, 1998. – С. 170-172.
  15. Формирование учебной деятельности школьников./ Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Просвещение, 1982. – 468 с.
  16. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2007. — 512 с.
  17. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 2006. — 382 с.
  18. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1988. – 152 с.
  19. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — № 4. — С. 122—124.
  20. Ямалтдинова, Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся / Д.Г. Ямалтдинова// Начальная школа. – 2008. – №2. – С.8–9.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское