ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития познавательного интереса к русскому языку младших школьников на основе использования краеведческого материала
1.1 Познавательный интерес младшего школьника как психолого-педагогический феномен
1.2. Возможности использования краеведческого материала на уроках русского языка для развития познавательного интереса детей
1.3. Методические особенности использования краеведческого материала на уроке русского языка в начальной школе
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности использования краеведческого материала как средства развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка
2.1. Организация исследования познавательного интереса к изучению русского языка младших школьников
2.2. Результаты диагностики познавательного интереса младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы работы. В настоящее время актуальность проблемы развития познавательного интереса школьника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования. Сегодня особую популярность обретают образовательные системы, в которых педагоги и психологи создают условия для развития личности самого ученика. Формируя познавательный интерес, мы обеспечиваем благоприятную атмосферу обучения, движения учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным (Ушинский, 1974). Проблема развития познавательного интереса учащихся волновала и волнует многие поколения учителей и ученых, каждый педагог-предметник решает ее в своей деятельности.
Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано, и ребенок часто приходит в школу с кругозором, который намного превышает те сведения, которые содержатся в учебных пособиях. Но знания, полученные ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы, их преобразование в логичную и полную картину мира происходит именно с участием педагога. Однако существует весьма серьезная опасность того, что с поступлением в школу ребенок продолжит удовлетворять свои познавательные интересы в отрыве от школьного обучения, что сделает для него процесс обучения безразличным и не дающий ожидаемого результата. Таким образом, можно сказать, что проблема управления развитием познавательного интереса ребенка является достаточно значимой в современной психологии образования.
В концепции модернизации Российского образования сказано, что современному обществу нужны образованные высоко нравственные предприимчивые люди, которые, хорошо адаптируясь в социальной среде, могут самоопределиться, сотрудничать и будут ответственны. Вся система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Каждому человеку надо осознавать себя и своё место в мире. Это невозможно без знания своего края, его истории, культуры. Каждый человек тесно связан с настоящим, прошлым и будущим своей Родины.
Развитие познавательного интереса, активности и самостоятельности средствами краеведения воспитывает думающего, гармонично развитого человека – гражданина, способного полноценно и творчески жить в современном обществе. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, развитию наблюдательности, исследовательско – информационных умений, формированию ключевых компетенций, социализации в обществе.
В психолого-педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме познавательного интереса личности, так как проблема познавательного интереса – актуальная проблема педагогики и методики начального образования, а также одна из важнейших задач современной школы. Работая над проблемой развития познавательных интересов младших школьников через уроки русского языка на материале краеведения, мы опирались на идеи и опыт таких педагогов и психологов, как Б.Г. Ананьева (Ананьев,1959), Э.А. Бараза (Бараз, 1982) И.Е. Божович (Божович, 1972), В.Б. Бондаревский (Бондаревский, 1985), В.В. Давыдова (Давыдов, 1982), Н.Г.Морозовой (Морозова, 2009), С.Л. Рубинштейна (Рубинштейн, 2000), и других.
Проблеме использования краеведческого материала в процессе изучения родного языка посвящены работы Г.И. Каминской (Каминская, 1984), Н.В. Коротковой (Короткова, 2005), Г.Ф. Ковалева (Ковалев, 1996), Г.А. Кулюпина (Кулюпина, 2005), С.И. Львовой (Львова, 2002), Л.К. и др., в которых рассматриваются различные аспекты лингвокраеведческой работы с учащимися. В настоящее время уже достаточно четко определены объекты краеведческой работы в школе, предложены определенные формы и приемы включения местного материала в структуру уроков русского языка и во внеклассную работу по предмету.
Проблема исследования: каковы педагогические возможности использования краеведческого материала как средства формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Решение данной проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования: состояние познавательного интереса у младших школьников.
Предмет исследования: методические приемы формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка на материале краеведения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования познавательного интереса у младших школьников будет наиболее эффективным, если использовать разнообразные методы и приемы формирования познавательного интереса к краеведческому материалу на уроках русского языка.
Задачи исследования:
рассмотреть познавательный интерес младшего школьника как психолого-педагогический феномен;
проанализировать возможности использования краеведческого материала на уроках русского языка для развития познавательного интереса детей;
раскрыть методические особенности использования краеведческого материала на уроке русского языка в начальной школе;
провести экспериментальное исследование возможности использования краеведческого материала как средства развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка.
Методы исследования:
теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
эмпирические- анкетирование, беседа, изучение документации, метод математической обработки данных.
Практическая база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгорода". Краткое наименование: МБОУ СОШ №45. В выборку исследования вошли ученики 4-А и 4-Б классов, которые составили контрольную (4-А) и экспериментальную (4-Б) группы. Средний уровень знаний и успеваемость в классах по русскому языку одинаковые.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке рекомендаций по развитию познавательного интереса младших школьников путем приобретения краеведческих знаний на уроках русского языка.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединенных в 5 параграфов, заключения, библиографического списка, который включает 35 наименований и двух приложений. Объем курсовой работы - 37 страниц.
В первой главе нами рассмотрены психолого-педагогические аспекты развития познавательного интереса к русскому языку младших школьников на основе использования краеведческого материала. Во второй главе работы описывается опыт проведения экспериментального исследования возможности использования краеведческого материала как средства развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка.