Введение
Глава 1. Место репортажа в современной спортивной журналистике
Глава 2. Анализ жанра спортивного репортажа на примере изданий «Коммерсантъ», «РБК Спорт», «Спорт-Экспресс»
Заключение
Список литературы
Приложение
Курсовая работа|Журналистика
Авторство: gotovoe
Год: 2016 | Страниц: 65
Введение
Глава 1. Место репортажа в современной спортивной журналистике
Глава 2. Анализ жанра спортивного репортажа на примере изданий «Коммерсантъ», «РБК Спорт», «Спорт-Экспресс»
Заключение
Список литературы
Приложение
Репортаж является одним из любимых жанров как для читателей, так и для журналистов. Особенно велика его популярность в сфере спортивной журналистики.
С периода формирования этого жанра и до настоящего времени он не теряет своей популярности, поскольку ценность актуальной, оперативной и наглядной информации год за годом только растет. Это справедливо в равной мере как для общественно-политических, так и для специализированных спортивных изданий.
Именно репортаж воспринимается любителями спорта как максимально наглядное, оперативное, актуальное, точное и при этом эмоциональное сообщение о том или ином спортивном событии. При знакомстве со спортивным репортажем у читателя появляется ощущение, что он лично присутствует на данном мероприятии, непосредственно воспринимая яркие эмоции спортсменов и зрителей, а также наиболее интересные повороты того или иного спортивного события.
Кроме того, спортивный репортаж не только позволяет оперативно и наглядно донести до читателя самую свежую и актуальную информацию, но и предложить оценку события с точки зрения репортера.
Высокая значимость жанра спортивного репортажа и неизменный интерес к нему со стороны читателей определили тему нашей работы – «Спортивный репортаж на примере изданий “Коммерсантъ”, “РБК Спорт”, “Спорт-Экспресс”».
Спортивный репортаж – очень интересный объект для изучения. Он никогда не перестанет быть популярным, а будет постоянно развиваться, претерпевать изменения и перевоплощается.
Степень изученности проблемы. Изучением особенностей спортивной журналистики занимались такие исследователи, как Д.А.Туленков, О.С.Шустер, Е.А.Слюсаренко.
Признаки, особенности и функции спортивного дискурса исследуют А.Б. Зильберт и Е.Г. Малышева, которая подчеркивает культурологическую и эстетическую значимость спортивной коммуникации.
Особенности повествования, образность публикаций и язык спорта в целом анализируют Г.Я. Солганик, И.Б. Голуб, Т.С. Дроняева, Л.Г. Кайда.
Отдельные аспекты речевой стратегии спортивных журналистов рассматривают А.А. Машуш, Н.А. Пром, С.В. Шарафутдинова, К.В.Снятков.
Большой интерес для нашего исследования представляет диссертационная работа Истрате П. «Лингвостилистические и риторические особенности спортивного репортажа как жанра СМИ», а также исследование П.П. Лебедева «Культура речи современного тележурналиста (на материале спортивных программ каналов «Россия 2» и «Спорт 1»)».
Однако стоит отметить недостаточную изученность особенностей спортивного репортажа, особенно на материале современных публикаций, что и определило выбор данной темы для самостоятельного исследования.
Тема исследования актуальна, так как внимание к развитию спорта составляет в настоящее время одно из приоритетных направлений внутренней государственной политики в нашей стране. И важнейшую роль в отражении спортивного движения играют СМИ, способствуя его развитию.
В настоящей работе для исследования привлечен фактический материал, охватывающий наиболее популярные общественно-политические и спортивные издания (актуальные публикации 2016 г.).
Научная новизна работы состоит в попытке проанализировать современный спортивный репортаж с позиции стилистики и риторики.
Объект исследования – характерные особенности жанра современного спортивного репортажа.
Предмет исследования – материалы современных общественно-политических и специализированных спортивных изданий.
Цель исследования – проанализировать специфику спортивных репортажей, размещенных на современных онлайн-ресурсах «Коммерсантъ», «РБК Спорт», «Спорт-Экспресс» и др.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
Материал исследования – материалы онлайн-изданий «Коммерсантъ», «РБК Спорт», «Спорт-Экспресс», Sports.ru и др.
Основные методы исследования определены целями и задачами диссертации и включают в себя:
- теоретический анализ учебно-методической литературы по изучаемой проблеме;
- сбор эмпирического материала;
- исследовательская работа, сравнение и сопоставление полученной информации;
- лингвостилистический анализ.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение. Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определятся предмет работы, его объект, цели и задачи.
В первой главе мы решаем теоретические задачи: даем определение жанру «репортаж», даем его классификацию, определяем место репортажа в современной спортивной журналистике, определяем функции спортивной журналистики и рассматриваем особенности спортивного репортажа.
Во второй главе, анализируя материалы популярных общественно-политических и спортивных онлайн-изданий «Коммерсантъ», «РБК Спорт», «Спорт-Экспресс», мы выясняем основные характеристики и особенности жанра спортивного репортажа на материале репортажей, опубликованных в современной периодике (временной период – с марта по май 2016 года).
В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.
Приложение – тексты исследуемых нами спортивных репортажей, опубликованных в онлайн-изданиях «Коммерсантъ», «РБК Спорт», «Спорт-Экспресс» (март-май 2016 г.).
Глава 1. Место репортажа в современной спортивной журналистике
Особенности жанра репортажа
Репортаж - материал с места событий. Термин «репортаж» происходит от французского reportage и английского report, что означает «сообщать». Общий корень этих слов – латинский (reporto – передавать).
Репортаж – самый оперативный жанр современной журналистики. Его популярность объясняется прежде всего максимальной приближенностью к жизни, способностью передавать явления реальной действительности, как ни один другой жанр.
Основное назначение репортажа - передать сообщение о событии, свидетелем или участником которого стал репортёр. «Посредством его читатель испытывает «эффект присутствия»» [Ирназаров, 2000. 48]. Именно его причастность к событию, даже когда он не был ее участником, придает неповторимый образ, создает иллюзию присутствия, правдивость, которую безошибочно ощущает и воспринимает читатель.
Эффект присутствия напрямую зависит от личности репортера, от того, что он и как видит. Достичь эффекта присутствия читателя репортеру удается только при условии умелого использования образных методов отображения действительности. Это связано с одной из важных характеристик репортажа – показывать, изображать, воспроизводить.
Репортер описывает то, что встает перед его глазами, то, что он видит сам и помогает увидеть читателю. Благодаря использованию детали, подробности удается нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести событие во всей его наглядности.
Однако не менее важную роль играет и умение анализировать, выявлять причину описываемых событий.
Рисуя живую картину жизни, журналист часто использует репортаже элементы интервью, отчета, корреспонденции. Таким образом, в современном репортаже одной из главных характерных особенностей является его синтетическая природа, так как в данном жанре интегрируются и находят отражение элементы различных жанров. Умение правильно использовать все эти элементы произведения - одна из ступенек мастерства репортера. Автор может вводить в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, их «микропортреты», авторские раздумья, обобщения. Размер репортажа находится в прямой зависимости от значимости события.
Так как репортаж, прежде всего, рассказ о новом, еще не известном факте, это требует от репортера широкой эрудиции, профессионального умения видеть все грани нового и его перспективы, а также знать особенности и возможности жанра.
Теоретики журналистики по-разному классифицируют репортаж как жанр периодической печати. А.А.Тертычный утверждает, что репортаж склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста» [Тертычный, 2006. 91].
Л.Е.Кройчик называет репортаж «оперативно исследовательским текстом», в котором на первый план выступает истолкование информации. Ученый даёт следующее определение: «Репортаж – публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события» [Кройчик, 2000. 153].
А.Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное и историческое отступление, характеристика персонажей и т.д.)».
С.М.Гуревич считает, что специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Как пишет С.М.Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором».
И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ» (Гуревич, 2002. 95).
Основные признаки репортажа:
Изучив указанный теоретический материал, посвященный жанру репортажа, можно сделать следующие выводы. Репортаж – жанр журналистики, который требует изображения того или иного события глазами очевидца. Основная задача журналиста при написании репортажа – создание целостного впечатления об эпизоде жизни.
Особенности спортивной журналистики и спортивного репортажа
Спортивная журналистика – яркое, интересное, многогранное явление. Одно из общепринятых определений спортивной журналистики дано Д.А. Туленковым: «Спортивная журналистика – это социально значимая деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной спортивной информации через каналы массовой коммуникации, телевидение, интернет, опирающаяся на специальный рассмотрения, описания, анализа и аудиторию» [Туленков 2004. 175].
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!