ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Понятие конфликта,
- Классификация конфликтов в педагогической деятельности
- Причины возникновения педагогических конфликтов
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
2.1. Исследование особенностей педагогических конфликтов на примере МОУ Тимирязевская СШ №
2.1. Формы и методы предупреждения и разрешения педагогических конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.
В наше время – время научно-технического и социального прогресса – происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.
Гуманистическое направление в педагогике, прежде всего, заключается в том, чтобы изжить авторитарные формы общения и искать путь к отношениям на основе сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса: учениками, учителями, родителями и др. Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Педагогу необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах преподавателя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива. К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах.
Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.
Актуальность данной проблематики обусловила тему курсовой работы: «Конфликты в педагогическом процессе, их предупреждение и разрешение».
Цель: выявить способы управления конфликтами в современном педагогическом коллективе.
Объект исследования – педагогические конфликты.
Предмет исследования – способы предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом процесс.
Гипотеза исследования: Предупреждение и разрешение конфликтов в современном педагогическом процесс возможно посредством повышения индивидуального уровня подготовленности административного и педагогического персонала к деятельности по минимизации конфликтогенных условий и разрешению предконфликтных ситуаций межличностного общения.
Задачи:
- Осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования.
- Проанализировать особенности возникновения конфликтов в педагогическом процессе; проблему предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
- Провести эмпирическое исследование социально-психологического климата, конфликтного взаимодействия в педагогическом процессе на базе СШ № 38 г. Ульяновск.
- Разработать рекомендации по предупреждению и преодолению конфликтов в педагогическом процессе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент (констатирующий).
Методики исследования:
- Методика «Стратегии поведения личности в конфликте».
- Анкета «Причины возникновения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе».
- Диагностический опросник отношения учащихся к школе, предметам и педагогам.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды следующих ученых: М. Альберт, Ф.М. Бородкин, А.В. Дмитриев, Ю.Г. Запрудский, А.Г.Здравомыслов, Д.П. Зеркин, Н.М. Коряк, Л. Коузер, М.Мескон, М.А. Робер, Дж.Г. Скотт, Ф. Тильман, Ф. Хедоури, Р.Х. Шакуров, В.Н. Шаленко и др.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена тем, что она представляет собой самостоятельное исследование комплекса актуальных теоретических и практических проблем.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы содержит 25 источников. Основное содержание работы изложено на 44 страницах.