Курсовая работа|Педагогика

Технические средства обучения на уроках истории

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Понятие технических средств обучения и их специфика

1.1. Технические средства обучения: понятие, сущность, роль в учебно-воспитательном процессе

1.2. Компьютер как современное средство обучения

Глава 2. Технические средства обучения на уроках истории

2.1. Использование на уроках наглядности и компьютерных программ

2.2. Обучающие и контролирующие программы по истории и их использование в учебном процессе

Заключение

Литература

 

Актуальность темы исследования. Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и в течение второй половины XX в. получили широкое распространение. Накоплен интересный практический опыт, разработаны научные основы их применения. Однако с появлением ЭВМ и постепенным использованием их в образовании, особенно в последние двадцать лет, возникла проблема технического переоснащения школ. Сложность данного этапа заключается в том, что традиционные технические средства обучения так и не стали обычным, повседневным средством, используемым массовым учителем, а время требует перехода на современные образовательные информационные технологии на основе компьютера и мультимедийной аппаратуры.

Перспективы технизации и автоматизации учебного процесса связаны с разработкой новых технических средств отображения, преобразования и передачи информации, а также с широким использованием вычислительной и множительной аппаратуры. В начале 80-х годов XX в. К. Сиборг в докладе «Нация в опасности» указал, что базовой целью современного образования в США должна быть подготовка граждан к достижению успехов в информационном веке. Работа с современными техническими средствами порождает новый тип взаимодействия человека и машины, неизвестный другим, — неинформационным технологиям и традиционным производствам. Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Развитие информатизации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания в связи с усложнением производственных отношений, появлением глобальных проблем, решение которых невозможно прежними средствами. Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях.

Таким образом, проблема исследования применения технических средств обучения в современной школе весьма актуальна, во- первых, исходя из того, что современные технические средства кардинально обновляются каждые примерно двадцать лет; во-вторых, нынешний образовательный процесс нуждается в дидактическом допинге активизации познавательной деятельности учащихся, и в-третьих, современный человек должен уметь ориентироваться в теперешних технических средствах информации, современных технологиях.

Цель работы – изучить особенности использования наглядности в школе для обучения школьников на современном этапе развития общества и его технической мысли.

Объект исследования – технические средства обучения.

Предмет исследования – процесс образования истории.

Задачи работы:

- раскрыть сущность, понятие технических средств обучения, их роль в учебно-воспитательном процессе;

- привести классификацию технических средств обучения;

- рассмотреть особенности использования в образовательном процессе компьютера как современное средство обучения;

- изучить особенности использования на уроке технических средств обучения.

 

Глава 1. Понятие технических средств обучения и их специфика

1.1. Технические средства обучения: понятие, сущность, роль в учебно-воспитательном процессе

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит — 25% видимой ин­формации, когда видит и слушает — 65 % получаемой информа­ции [13]. Необходимость применения наглядности, которые в качестве аудио­визуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволя­ет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, — уп­равление, проектирование, исследование и т.п.

Эффективность использования наглядности определяется тремя взаи­мосвязанными аспектами ее обеспечения — техническим, мето­дическим и организационным. Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку наглядности, исполь­зуемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации само­стоятельных занятий, обработки и документирования информа­ции. Но даже сверхсовременные наглядности не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходи­мой методической подготовки и разработки дидактических мате­риалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогиче­ских требований, с необоснованным расширением областей их при­менения, т. е. методически неграмотно.

Большое значение имеет организационное обеспечение наглядности в образовательных учреждениях — их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена обору­дования. Одна из причин слабого использования наглядности многими учителями и воспитателями дошкольных учреждений состоит в том, что в их составе много женщин, плохо разбирающихся в технике, да и не все учителя-мужчины, особенно с гуманитарным образо­ванием, умеют обеспечить техническую работоспособность подоб­ных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является силь­нейшим психологическим барьером для широкого использования наглядности. И чем современнее и дороже по цене они становятся, тем менее охотно многие учителя склоняются к их использованию. По­этому необходимо не только знакомить будущего педагога с наглядности и методикой их использования на занятиях по данному курсу, но и активно вовлекать наглядности во все виды педпрактики студентов, да­вать разнообразные практические задания по их применению.

Степень применения наглядности зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, налич­ных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования наглядности: эпизодиче­ский, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне наглядности используются учителем от случая к случаю. Систематический по­зволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель про­думанно и последовательно включает наглядности в процесс преподава­ния. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением наглядности на про­тяжении всего занятия или значительной его части [1].

Однако при любой степени технизации учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит преподавателю, а ТСО, даже в самых современных вариантах, всегда будут лишь его по­мощником. Самый высокий уровень технизации учебно-воспи­тательного процесса не заменит положительного влияния лич­ности преподавателя на обучение и воспитание личностных ка­честв учащихся.

Все вышеизложенное определяет место и значение изучения ТСО и ВТ (вычислительной техники) и методики их использова­ния в процессе профессиональной подготовки будущих воспита­телей и учителей, которым предстоит работать в современном ин­формационном обществе. Они должны прослушать специальный курс, цель которого сделать компетентным каждого выпускника педагогического учебного заведения в области применения НИТ.

Технические средства обучения — совокупность технических ус­тройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-вос­питательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (но­сители информации), которые с помощью этих устройств воспро­изводятся [18].

  1. Архангельский, С. И. Теоретические основы учебного про­цесса с использованием универсальных технических средств обучения [Текст] / С. И. Архангельский, Н. В. Шестак. — М., 1980. - Вып. 2.
  2. Бархаев, Б. П. Педагогические технологии воспитания и развития [Текст] / Б. П. Бархаев // Школьные технологии. – 1998. - № - С. 68-80.
  3. Бархаев, Б. П. Применение видеотехнологии в развивающем обучении [Текст] / Б. П. Бархаев // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 53-58.
  4. Белов, Л. А. Методические рекомендации по использованию видеозапи­сей в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Л. А. Белов. — М., 1984.
  5. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров [Текст] : (пе­дагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько — М., 2002.
  6. Богатырев, А. Н. Уроки трудового обучения с компьютерной поддержкой [Текст] / А. Н. Богатырев // Начальная школа. - 2003. - № - С. 57-59.
  7. Ваграменко, Я. А. Телекоммуникационные сети информационного обеспечения сельских школ [Текст] / Я. А. Ваграменко, Б. И. Зобов // Педагогическая информатика. - 2002. - № - С.5-12.
  8. Дворецкая, А. В. Основные типы компьютерных средств обучения [Текст] / А. В. Дворецкая // Школьные технологии. – 2004. - № 3. - С. 187-188.
  9. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в шко­ле [Текст]. - М., 1987.
  10. Зазнобина, Л. С. Школа и СМИ [Текст] / Л. С. Зазнобина // Педагогика. - 1999. - № - С. 72-74.
  11. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст] : учебное пособие / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – 2-е изд. – М. : Академия, 2005. – 352 с.
  12. Лисицкая, Л. Г. Из опыта использования НАГЛЯДНОСТИ на занятиях по культуре речи учителя [Текст] / Л. Г. Лисицкая // Русский язык в школе. - 2000. - № - С. 97-101.
  13. Моисеева, М. В. Теория и практика создания современных обучающих мультимедиа систем [Текст] / М. В. Моисеева // Школьные технологии. - 1999. - № 1-2. - С. 281-285.
  14. Павлова, С. А. Информационно-технические средства обучения в начальной школе [Текст] / С. А. Павлова // Начальная школа. - 2001. - № - С. 110-112.
  15. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образова­нии: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. — М., 1994.
  16. Сергеева, В. А. Экранно-звуковые средства обучения на уроках природо­ведения [Текст] / В. А. Сергеева. — М., 1986.
  17. Тихомирова, К. М. В школу приходит учебная видеозапись [Текст] / К. М. Тихомирова // Начальная школа. – 1991. - № 10. – С. 54-58.
  18. Тухватуллина, М. С. Использование технических средств обучения на уроках и во внеклассной работе [Текст] / М. С. Тухватуллина // Начальная школа. – 1999. - № 12. – С. 21-25.
  19. Шевченко, Е. М. Компьютер в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Е. М. Шевченко. — Вол­гоград, 1999.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское