Введение
Глава 1. Понятие технических средств обучения и их специфика
1.1. Технические средства обучения: понятие, сущность, роль в учебно-воспитательном процессе
1.2. Компьютер как современное средство обучения
Глава 2. Технические средства обучения на уроках истории
2.1. Использование на уроках наглядности и компьютерных программ
2.2. Обучающие и контролирующие программы по истории и их использование в учебном процессе
Заключение
Литература
Актуальность темы исследования. Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и в течение второй половины XX в. получили широкое распространение. Накоплен интересный практический опыт, разработаны научные основы их применения. Однако с появлением ЭВМ и постепенным использованием их в образовании, особенно в последние двадцать лет, возникла проблема технического переоснащения школ. Сложность данного этапа заключается в том, что традиционные технические средства обучения так и не стали обычным, повседневным средством, используемым массовым учителем, а время требует перехода на современные образовательные информационные технологии на основе компьютера и мультимедийной аппаратуры.
Перспективы технизации и автоматизации учебного процесса связаны с разработкой новых технических средств отображения, преобразования и передачи информации, а также с широким использованием вычислительной и множительной аппаратуры. В начале 80-х годов XX в. К. Сиборг в докладе «Нация в опасности» указал, что базовой целью современного образования в США должна быть подготовка граждан к достижению успехов в информационном веке. Работа с современными техническими средствами порождает новый тип взаимодействия человека и машины, неизвестный другим, — неинформационным технологиям и традиционным производствам. Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Развитие информатизации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания в связи с усложнением производственных отношений, появлением глобальных проблем, решение которых невозможно прежними средствами. Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях.
Таким образом, проблема исследования применения технических средств обучения в современной школе весьма актуальна, во- первых, исходя из того, что современные технические средства кардинально обновляются каждые примерно двадцать лет; во-вторых, нынешний образовательный процесс нуждается в дидактическом допинге активизации познавательной деятельности учащихся, и в-третьих, современный человек должен уметь ориентироваться в теперешних технических средствах информации, современных технологиях.
Цель работы – изучить особенности использования наглядности в школе для обучения школьников на современном этапе развития общества и его технической мысли.
Объект исследования – технические средства обучения.
Предмет исследования – процесс образования истории.
Задачи работы:
- раскрыть сущность, понятие технических средств обучения, их роль в учебно-воспитательном процессе;
- привести классификацию технических средств обучения;
- рассмотреть особенности использования в образовательном процессе компьютера как современное средство обучения;
- изучить особенности использования на уроке технических средств обучения.
Глава 1. Понятие технических средств обучения и их специфика
1.1. Технические средства обучения: понятие, сущность, роль в учебно-воспитательном процессе
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит — 25% видимой информации, когда видит и слушает — 65 % получаемой информации [13]. Необходимость применения наглядности, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, — управление, проектирование, исследование и т.п.
Эффективность использования наглядности определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения — техническим, методическим и организационным. Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку наглядности, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации. Но даже сверхсовременные наглядности не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т. е. методически неграмотно.
Большое значение имеет организационное обеспечение наглядности в образовательных учреждениях — их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования. Одна из причин слабого использования наглядности многими учителями и воспитателями дошкольных учреждений состоит в том, что в их составе много женщин, плохо разбирающихся в технике, да и не все учителя-мужчины, особенно с гуманитарным образованием, умеют обеспечить техническую работоспособность подобных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования наглядности. И чем современнее и дороже по цене они становятся, тем менее охотно многие учителя склоняются к их использованию. Поэтому необходимо не только знакомить будущего педагога с наглядности и методикой их использования на занятиях по данному курсу, но и активно вовлекать наглядности во все виды педпрактики студентов, давать разнообразные практические задания по их применению.
Степень применения наглядности зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования наглядности: эпизодический, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне наглядности используются учителем от случая к случаю. Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает наглядности в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением наглядности на протяжении всего занятия или значительной его части [1].
Однако при любой степени технизации учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит преподавателю, а ТСО, даже в самых современных вариантах, всегда будут лишь его помощником. Самый высокий уровень технизации учебно-воспитательного процесса не заменит положительного влияния личности преподавателя на обучение и воспитание личностных качеств учащихся.
Все вышеизложенное определяет место и значение изучения ТСО и ВТ (вычислительной техники) и методики их использования в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей и учителей, которым предстоит работать в современном информационном обществе. Они должны прослушать специальный курс, цель которого сделать компетентным каждого выпускника педагогического учебного заведения в области применения НИТ.
Технические средства обучения — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся [18].