В настоящее время, понятие «педагогическая технология» очень прочно вошло в педагогический лексикон. Однако, между пониманием, данного понятия и его употреблением существует некоторые разночтения.
По определению данному «ЮНЕСКО», педагогическая технология - это системный метод применения, определения и создания всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
Таким образом, получается, что педагогическая технология функционирует, как в качестве науки, которая исследует самые рациональные пути обучения, так и в качестве некой системы способов и принципов, которые применяются в обучении.
Технология воспитания — это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно [1, c. 45].
В современной педагогике существует разное множество технологий обучения. Каждая из них имеет некие отличия, особенности, но все они сходятся в одном: в своей основе, они содержит определенную педагогическую концепцию. Концепция, в свою очередь, определяет структурные составляющие, направленность и будущий результат педагогического процесса. Глубокий анализ проведенных историко-педагогических исследований, позволил прийти к выводу, что педагогическая технология всегда выступала предметом научных споров и дискуссий в течение многих столетий. Никому из выдающихся педагогов, не удалось обойти эту проблему.
«Необходимо каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием», утверждал Я.А. Коменский, только тогда, его работа станет высокорезультативной, а место учителя будет самым лучшим местом под солнцем. Школа - сравнима с мастерской, она является живой типографией, которая «печатает» людей. Во время учебного процесса, преподаватель пользуется теми же средствами для обучения, воспитания юношей, какими пользуются работники типографии, при создании книг.
Изучение базовых педагогических концепций в процессе получения педагогического образования необходимо, так как после окончания обучения, и уже во время работы в школе, каждый выбирает себе свой стиль преподавания, в основу которого, будет лежать более понятная и близкая по суждениям педагогическая концепция.
Глава 1. Технология воспитательной работы с коллективом класса
(по Е.Н.Степанову).
Воспитательная система класса – является способом организации процессов воспитания и жизнедеятельности членов классного сообщества, которая представляет собой упорядоченную и целостную совокупность компонентов, взаимодействующих и способствующих развитию коллектива и личности [6, c. 13].
Важными компонентами воспитательной системы класса, являются:
- Индивидуально – групповой компонент – представляет собой, сообщество взрослых и детей, которые объединены между собой совместной жизнедеятельностью, находясь в рамках учебного класса, то есть включает в себя классного руководителя, учащихся и их родителей, педагогов.
- Ценностно – ориентационный компонент – включает задачи и цели воспитания; принципы жизнедеятельности и воспитательной системы класса, а также перспективы жизнедеятельности класса.
- Пространственно – временной компонент – который включает в себя:
- эмоционально-психологическую среду- то есть, все отношения и связи классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
- Нравственная - духовная среда – определяет роль и место класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
- предметно-материальную среду – включающую этапы становления и развития воспитательной системы класса.
- Функционально – деятельностный компонент включает:
- системообразующий вид деятельности классного сообщества;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение, а также самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
- Диагностико – аналитический компонент – включает:.
- критерии эффективности воспитательной системы;
- приемы и методы изучения её результативности;
- способы и формы анализа, интерпретация и оценка полученных результатов.
Целевые ориентации в процессе воспитательной работы:
- Создание условий, при которых будет происходить интеллектуальное, нравственное и эмоциональное самовыражения школьников.
- Содействие в становлении и проявлении творческой индивидуальности у школьников.
- Развитие субъективности ребенка.
- Педагогическая поддержка творческих действий и стремлений учащихся.
- Воспитание ответственного и уважительного отношения к труду.
- Создание условий для совместной деятельности и общения старшего поколения с младшим.
- Развитие познавательных интересов и любознательности у учащихся.
- Сплочение классного коллектива.
Принципы, которые необходимо соблюдать в воспитательном процессе
- Принцип самоактуализации.
- Принцип субъективности.
- Принцип выбора.
- Принцип индивидуальности.
- Принцип творчества и успеха.
- Принцип доверия и поддержки.
Рассмотрим класс - как личность, тогда класс по отношению к личности ребенка будет выполнять следующие роли:
- воспитательную, которая будет содействовать нравственному становлению личности учащегося;
- образовательную, то есть нацеленную на формирование у учащихся, целостной картины мира, в научном понимании;
- защитную, связанную, в большей степени с психологической защитой от негативных влияний;
- компенсирующую, которая предполагает создание дополнительных условий, помогающих развитию творческих способностей ребенка (самореализации в сферах познания, игры, общения);
- интегрирующую и корректирующую, которая служит для интегрирования и корректирования классом влияний, которых испытывает учащийся, как в обществе класса, так и вне его;
- эмоциональное и духовно-нравственное насыщение жизненного пространства ребенка.
Личность учащегося в классе: совокупность, которая допускает «бесконечное множество индивидуальных многообразий, для того, чтобы личность, сохранялась во всей своей уникальности…»
- Развитие коллектива класса
В развитии воспитательной системы класса, можно выделить четыре этапа:
I — этап проектирования;
II — этап становления;
- — этап стабильного функционирования;
- — этап завершения функционирования или коренное обновление.
На первом этапе изучаются интересы, потребности и другие личностные характеристики членов, входящих в классное сообщество; производится проектирование желаемого образа класса; определяются будущие перспективы жизнедеятельности коллектива. Эта деятельность является главным системообразующим фактором.
На втором этапе, большее внимание должно уделяться укреплению отношений, межличностного характера и формированию командного духа, что должно взрастить традиции коллектива класса. Основным девизом жизнедеятельности коллектива, должен стать призыв классного руководителя, родителя, либо другого авторитетного взрослого: «Делай, как я!».
На третьем этапе, необходимо активно заниматься развитием самоуправленческого начала, поэтому вскоре должны возникнуть другие лозунги: «Делай, как лучшие из нас!» и «Делай большинство из нас!».
Индивидуальность коллектива, формируется за счет доминирующего вида совместной деятельности. Жизнь в сообществе, должна строиться на основе поддержания традиций классным сообществом.
Четвертый этап характеризуется двумя тенденциями:
- стремлением к тому, чтобы достоянием всего школьного коллектива стало все лучшее в жизни класса.
- поиском новых форм, идей и способов обновления жизнедеятельности в классе.
Принципы жизнедеятельности классного сообщества.
Данные принципы, регулируют, как воспитание детей, так и процесс построения деятельности, отношений, и общения членов коллектива. Некоторые «заповеди», которые необходимо внушить детям:
- знать много — это престижно,
- оказывать помощь товарищу—это правильно,
- жизнь без творчества — скучная жизнь;
- Знай все о своём городе и своих земляках;