Курсовая работа|Педагогика

Технология составления тестовых заданий для контроля знаний и умений учащихся

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 37

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

1.1 История развития и становления тестирования как метода контроля знаний

1.2. Тестирование как метод контроля знаний, его преимущество и недостатки

1.3. Функции тестирования, виды тестов и тестовых заданий

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

2.1. Общие рекомендации к проведению тестирования

2.2. Рекомендации к составлению и оценке тестовых заданий различных видов по ОБЖ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Актуальность темы работы. Общество на современном этапе своего развития предъявляет все новые, более высокие требования к качеству образования, что предполагает переосмысление образовательного процесса. Во многих странах мира стоит проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования. Для ее решения проводятся исследования учебных достижений обучающихся, разрабатываются и апробируются различные системы педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся. Разработка надежного, объективного инструментария оценки качества образования, который будет соответствовать меняющимся концепциям обучения и контроля, практическим подходам, образовательным потребностям личности, является одной из важнейших задач образования.

Система образования активно осваивает тестовые технологии, которые прочно укрепились в международной образовательной практике. Стандартизированные, хорошо отлаженные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам внедряются и используются на всех уровнях системы образования. Во многих государствах мира для оценки качества образования осуществляется независимый внешний контроль в форме национальных экзаменов. В его основе лежит правильно выстроенная система оценивания. Именно такой подход к решению проблемы превращает качество образования в мощное орудие влияния на судьбы экономик и государств.

В связи с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) тестирование как одна из форм контроля приобретает особую значимость. Результат итогового контроля знаний должен быть предсказуемым и являться разумным продолжением текущей оценки знаний учащихся. Следовательно, учащиеся должны быть готовы к тестированию. Для этого необходима система тестовых заданий, позволяющая выявить уровень предметной подготовки, оперативно скорректировать содержание образования, усовершенствовать методы обучения, а также проследить динамику учебного прогресса. Приведение качества контроля в соответствие с современными требованиями выдвигает на передний план проблему создания научно и методически обоснованной, экспериментально апробированной тестовой системы многоэтапного контроля.

В педагогике тест обозначает стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами – нормами теста.

Анализ психолого-педагогической литературы, практического опыта школ показал, что интерес образовательной общественности к достижениям классической и современной тестовой теории, к методам разработки высококачественных педагогических тестов, к оценке их надежности и валидности огромен. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах исследуется известными зарубежными (Д.Вилфорд, Д.Гласс, К.Ингенкамп, Дж.Стенли и др.) и российскими (В.С.Аванесов, Б.А.Ашарин, В.П.Беспалько, В.Г.Кузнецов, А.Н.Майоров, А.И.Огорелков, П.И.Пидкасистый, С.С.Степанов, И.А.Цатурова, М.Б.Челышкова и др.) учеными.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью общества и государства в качественном образовании. Возрастает необходимость применения эффективной системы контроля и оценки результативности обучения. Заметно улучшить образовательный процесс позволяют тесты, так как обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний.

Однако, важно не только планомерно и систематически осуществлять тестовый контроль, но и правильно его организовывать. Учитывая вышеизложенное, проблема организации и проведения тестирования младших школьников является актуальной, требующей своего разрешения в рамках специального педагогического исследования.

Объект исследования – педагогический процесс в начальной школе.

Предмет исследования – содержание деятельности учителя по организации и проведению тестирования.

Цель исследования: всесторонне проанализировать технологию составления тестовых заданий для контроля знаний и умений учащихся.

Задачи исследования:

рассмотреть историю развития и становления тестирования как метода контроля знаний;

изучить тестирование как метод контроля знаний, его преимущество и недостатки;

осветить общие рекомендации к проведению тестирования;

выявить методические особенности составления и оценки тестовых заданий различных видов по ОБЖ.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

1.1 История развития и становления тестирования как метода контроля знаний

Родоначальником тестового движения можно назвать известного английского ученого Френсиса Гальтона. В 1883 году был опубликован научный труд «Исследования человеческих способностей и их развития», который можно считать началом научной психологии и метода тестов. Важным вкладом в развитие теории тестов было определение им трех основных принципов[2, c. 11]:

1) применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых;

2) статистическая обработка результатов;

3) выделение эталонов оценки.

Эти принципы используются и в настоящее время – на основе проведения серий испытаний, получаются различного вида нормы для оценки результатов тестирования, все современные тесты построены на основе статистической теории измерений, а идея эталона оценки лежит в основе определения тестов как стандартизированного инструмента.

Значителен вклад американского психолога Дж. Кеттелла в развитие идеи статистического анализа при определении индивидуальных различий. Считая тест средством для проведения научного эксперимента, он выделил ряд требований к его чистоте. Эти требования сводились к следующему:

1) одинаковость условий для всех испытуемых;

2) ограниченность во времени тестирования;

3) отсутствие зрителей в лаборатории, где проводится эксперимент;

4) оборудование должно удовлетворять требованиям и располагать к тестированию;

5) одинаковые инструкции и четкое понимание испытуемыми, что нужно делать

6) результаты тестирования подвергаются статистическому анализу, находят минимальный, максимальный и средний результат, рассчитывают среднее арифметическое и среднее отклонение [2, c. 17-18].

Одинаковые условия и инструкции для всех испытуемых, четкое понимание испытуемыми инструкций – принципы Дж. Кеттелля, которые лежат в основе стандартизации процедуры проведения современного тестирования.

К концу ХIХ века в Европе сложились два подхода к контролю знаний. В первом (можно условно назвать немецким), упор делался на устные формы экзамена, в присутствии комиссии, состоявшей, по меньшей мере, из двух человек. На экзамене давался один (иногда два) сравнительно объемный вопрос, ответ на который должен был свидетельствовать об уровне знания всего курса обучения. Второй подход (можно назвать английским) – это письменная форма контроля, во время которого испытуемым давалось десять – двенадцать коротких заданий из разных тем.

В России конца XIX – начала XX века не велась научная работа по вопросам разработки тестов и их применения для оценки знаний, однако уделялось внимание улучшению качества контроля знаний.

В конце XIX века в печати обсуждался вопрос о введении экзаменов. С начала XX века наметилось педагогическое направление в развитии тестологии.

Американец В.А. Макколл разделил тесты на педагогические (Educational Test) и психологические (Intelligence Test). Основной задачей педагогических тестов являлось измерение успешности усвоения знаний учащимися по тем или иным школьным дисциплинам за определенный период обучения. Проводимые им испытания с использованием педагогических тестов имели цель – объединение в группы учащихся, усваивающих равный по объему материал с одинаковой скоростью. Однако основоположником педагогических тестов считается американский психолог Э.А. Торндайк.

В 1915 – 1930 годы в Америке социальные измерения получили широкое распространение, и этот период характеризуется как настоящий бум в развитии тестологии. Первая попытка научного измерения интеллектуальных способностей детей была сделана в начале XX века французскими учеными А. Бине и Т. Симоном. При подборе заданий теста они использовали два основных критерия [2, c. 21]:

1) эмпирическую меру трудности каждого задания, с учетом возраста детей;

2) информацию о степени совпадения результатов теста с мнением преподавателей о знаниях и интеллектуальных способностях учащихся. Авторы использовали интересную методику, на основе которой делали вывод о качестве тестового задания. Результаты ответов испытуемых на каждое задание представлялись в виде точек на плоскости, где по оси абсцисс откладывались значения возраста, а по оси ординат – доля правильных ответов, в каждой возрастной группе. Соединяя полученные точки, они получали геометрический образ, по которому делали вывод о качестве тестового задания.

Первые тесты, способные объективно оценивать знания, умения и навыки, появились в начале XX века. Они быстро завоевали популярность среди преподавателей школ и вузов Англии и США, а позже России и СССР.

Распространение психолого-педагогической диагностики в России связано с возникновением в 20-е годы XX века новой науки – педологии, которую Л.С. Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка. Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и др. Ими была проверена шкала Бине-Симона, построены собственные стандарты тестов, разработаны тесты на одаренность и школьную успеваемость.

  1. Аванесов В.С. Вопросы методологии педагогических измерений // Педагогические измерения. – 2005. – № 1. – С. 3–27.
  2. Аванесов, В.С. Тесты в социологическом исследовании / В.С. Аванесов. – М.: Наука, 1982. – 200 с.
  3. Батурин Н.А. Курганский Н.А. Пособие по разработке тестов достижений (тесты по учебным дисциплинам). – Челябинск – Санкт-Петербург, 2000. – 86 c.
  4. Белоус, В. В. Тестовый метод контроля качества обучения и критерии качества образовательных тестов / Домников А. С., Карпенко А. П. // Наука и образование. 2011. С. 33-37
  5. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием // Мир образования. – 1996. – №12. – С. 31-36.
  6. Гулидов И.Н., Шатун А.Н. Методика конструирования тестов. – М.: Форум; Инфра-М, 2003. - 315 с.
  7. Дидактические тесты: технология проектирования: метод. пособие для разработчиков тестов / Е.В. Кравец [и др.]; под общ. науч. ред. А.М. Радькова. – Минск: РИВШ, 2004. – 87 с.
  8. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.
  9. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Нар. образование, 2000. – 352 с.
  10. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  11. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 576 с.
  12. Хубаев, Г. В. О построении шкалы оценок в системах тестирования / Хубаев Г. В.// Высшее образование в России. — 1996. — № 1. — С. 67–81.
  13. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.
  14. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Тестирование как метод контроля учебных достижений студентов технического университета // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; С. 59-65
  15. Шадрина Е.Л. Методические рекомендации по формированию тестовых заданий. – Воронеж: ФГОУ СПО ВГКПТЭиС, 2008. – 17 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское