Введение
Глава 1. Современный учебник истории:
Школьный учебник истории в социокультурном контексте XXI века
1.2 Требования к написанию современного учебника истории
Глава 2. Методические стратегии работы с учебником в условиях его информационной избыточности
Информационная избыточность учебника:
2.2 Методические стратегии работы с учебником в условиях его информационной избыточности
Информационная избыточность и многоперспективный подход к изучению истории
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность. Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования.
С одной стороны учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой - комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности.
Получаемые знания должны стать в будущем для ученика инструментом, который он сможет использовать не только в узкопредметной сфере.
Задача современной образовательной системы — не напичкать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника — как навигатора получения знаний.
Объектом работы выступает учебник истории в социокультурном аспекте XXI века.
Предмет – требования, предъявляемые к учебнику истории в современном образовательном процессе.
Цель исследования заключается в рассмотрении и анализе требований к современному учебнику истории.
Поставленная цель диктует выполнение ряда поставленных задач:
- дать представление о современном учебнике истории;
- рассмотреть учебник истории в социокультурном контексте XXI века;
- выявить и охарактеризовать требования к современному учебнику истории.
Степень изученности темы. Методологическим основами учебника истории занимались В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Иловайский, М. М. Стасюлевич, А. Я. Гуревич, Н. В. Никольский.
Учебник истории в современном социокультурном контексте рассматривают Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова.
Методы исследования. В качестве общенаучных методов исследования использовались: аналитический, сравнительный, социологический, системный и комплексный подходы к изучению современного учебника истории, анализ трудов различных исследователей в области методики преподавания истории.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Список литературы содержит 24 источника.
Глава 1. Современный учебник истории: понятие, функции, требования к его написанию
- Школьный учебник истории в социокультурном контексте XXI века
Согласно современным исследованиям, более половины школьных преподавателей истории на вопрос: «Чем обычно заняты на уроках ваши ученики?» — отвечают, что они «работают с учебником». Но сколь долог век учебника истории, каковы стабильность его внешнего вида и внутреннего содержания, постоянство приёмов работы с ним в условиях открытого информационного пространства и вариативности образования? Словом, в условиях всех тех социокультурных, политических, научно-исторических и педагогических трансформаций, о которых мы постоянно говорим в наших лекциях.
Что же в настоящее время происходит со школьным учебником истории? Каким образом на него влияют тенденции и контртенденции, определяющие состояние российской культуры, науки и образования в современном российском обществе? Как сказываются на нём инновационные педагогические идеи, порождённые гуманистической парадигмой образования?
Педагоги-практики и учёные-методисты, занимающиеся проблемами школьного исторического образования, разделились, условно говоря, на три группы в зависимости от своего отношения к школьному учебнику истории.
- Важнейший источник знаний, основа индивидуального формирования исторического мировоззрения.
- Вариант интерпретируемого повествования.
III. Интерпретация. Инструмент обучения способам работы с разными интерпретациями
- Традиционное представление об учебной книге по истории воспроизводится в определении учебника как «массовой учебной книги, излагающей предметное содержание образования и определяющей виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоенияучащимися с учётом их возрастных и иных особенностей»[1]. На данном полюсе представлений школьный учебник был и остаётся основным средством обучения истории, часто единственным источником учебной информации для учеников, воспринимаемой ими без критического анализа и личностного к ней отношения.
Это книга, содержащая материал для обязательного усвоения и определяющая виды деятельности как учителя, так и учеников. При таком взгляде на учебник он воспринимается своими пользователями (и учителями, и учащимися) как документ нормативного характера, все материалы которого подлежат заучиванию и точному воспроизведению. Характерным признаком подобного отношения к учебнику служит распространённый в школьной практике вариант домашнего задания: «Параграф N и вопросы к нему». Приёмы учебной работы школьников, как правило, сводятся к репродукции печатной информации (объяснительное и выборочное чтение, конспектирование и т.п.).
Статус школьного учебника по истории как единственного источника информации грозит опасностью постепенного превращения его в «правильный учебник». В прошлом столетии человечество не раз испытало на себе последствия «отравления историей», когда официально разрешённый, единственный, «правильный» учебник истории индоктринировал в сознание молодых людей угодные правящим режимам идеи и ценностные установки. В результате этого мир пережил две мировые войны и совсем недавно ещё стоял на грани третьей. Вину за них вместе с политиками, по мнению Герберта Уэллса, должны были бы разделить преподаватели истории и авторы чрезмерно националистических учебников.
Наличие в государстве единственного, безальтернативного учебника истории эксперты относят к характерным признакам тоталитарного общества (Р. Майер). Стало очевидным, что «если учебник является единственной «властью», то «его будут использовать как Библию»[2].
- Сегодня в рамках представлений об истории как о процессе и результате субъективных исследований в педагогической среде активно развиваются идеи вариативности учебных книг, многообразия авторских повествований, трактовок и оценок прошлого.
На первый взгляд, вариативность учебников истории — это «западная мода» и даже «идеологическая диверсия», разрушающая подлинно российскую культуру и «лучшее в мире образование». Но напомним, что во второй половине ХIХ в. в России вышло свыше 60 учебников и учебных пособий по истории. Яркие книги запоминались по именам их авторов. Те из нас, кто учился в советские годы, если и знают имена авторов школьных учебников истории, то, скорее всего, по причине своего профессионального интереса. Хотя среди авторов советских учебников, безусловно, были мастера своего дела: П. Ф. Коровкин, Г. М. Донской, П. С. Лейбенгруб и др.
Спустя десятилетия торжества «единого» учебника по истории наша школа возвращается к авторским учебникам, и этот процесс в силу разных причин протекает сложно и противоречиво[3]. Обратим внимание на новые представления о школьном учебнике истории, связанные с современными дискуссиями о сущности исторической науки и с гуманистическими подходами к реформированию общего образования. В этом контексте учебник истории воспринимается как «авторская интерпретация исторического прошлого», «вариант индивидуального исторического повествования», «один из инструментов обучения»[4], поэтому «идеального» (единственного и правильного) учебника истории не существует в принципе.
Заметим, что речь идёт не о количестве учебников, безмерно возрастающем из-за индивидуальных прочтений прошлого историками разных школ и направлений, а об их качестве: о принципиально иных подходах к содержанию и структуре учебной книги по истории, о новых возможностях и функциях учебных пособий в образовательном процессе, о новом отношении к учебнику со стороны педагогов и учеников.
[1] Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. - М.: Владос, 2000. — С. 41.
[2] Вяземский Е. Е., Учебник истории : путь в новый век / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2006. – С. 53
[3] См. там же С. 65
[4] См. там же С. 85